В современном мире с каждым годом появляется всё больше разнообразных технологий, влияющих на творческоеразвитие ребенка. Поэтому важным аспектом в сфере культуры и искусства является не только внимательное и бережное отношение к традиционному многонациональному достоянию, но и изучение, поддержание появляющихся новых видов и форм творческого проявления, в числе которых находится и такое современное явление как ярнбомбинг.
Технология ярнбомбинга вызывает немалый интерес среди детей различного возраста. Новый вид техники декоративно-прикладного искусствадостаточно прост в исполнении и привлекает детей — яркими цветовыми гаммами. Этот вид искусства способствует развитию моторики рук, формированию положительных качеств восприятия окружающего пространства, что является немаловажным при становлении личности человека.
По мнению П.П. Жемчуговой понятие «декоративно-прикладное искусство» происходит от латинского перевода «deco», то есть декоративно-прикладное искусство — это искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д. [2, с. 9]. Это понятие тесно связано с понятием «ярнбомбинг» так как основной задачей этой технологии является украшение окружающего пространства.
Ярнбомбинг (от yarn — пряжа, а бомбингом называют очень быстрое нанесение граффити на стены) – это направление, возникшеев рамках уличного искусства, состоящее из украшения пространства с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов [3]. С каждым годом ярнбомбинг приобретает новые формы и всё больше распространяется по всему миру. Зародился ярнбомбинг в США. В августе 2005 года появился клуб под названием KnittaPlease («Добро пожаловать в мир вязания») [4]. Объектами для нанесения заготовленных материалов из пряжи были уличные фонари, деревья, скамейки, клумбы и др. Этот вид техники является общедоступным, цель которого – преобразовать обыденные города в «художественную галерею».
Со временем ярнбомбинг стал распространяться в других городах и странах. Недавноон появился и в России. Однимиз первых произведений вязаного искусства, является предметпредставленный взору в Москве, в парке Горького.
В 2012 годув Санкт-Петербурге проводился фестиваль под названием «Императорские сады», в рамках которого все участники представили свои яркие и творческие работы на территории Михайловского сада.
Множество современных исследователей часто осуждают вид декоративно-прикладного искусства –ярнбомбингза то, чтоон является частью уличного искусства и безликим подражанием западным странам. Несмотря на это, ярнбомбингдостаточно стремительно и быстро«шагает» по разным странам.Всё заметнее становится положительная динамика формирования и процветания ярнбомбинга. Изучая данную технологию, мы разработали проект по декоративно-прикладному искусству в Центре детского творчества.
Целью проекта является разработкаи реализациякомплексамероприятий по освоению технологии ярнбомбинга.
Социально-культурное проектирование относится к разряду инновационной, творческой деятельности, является технологией специфической, так как представляет творческую и конструктивную деятельность [1].
Реализация поставленной цели нашего проекта предполагает последовательное воспроизведение определенных этапов, отражающих основное содержание деятельности. Для обеспечения принципа системности, последовательности комплекса программ, по развитию навыков в области декоративно-прикладного искусства посредством технологии ярнбомбинга у посетителей Центра детского творчества, следует выделить основные этапы реализации проекта:
— диагностический;
— организационно-подготовительный;
— содержательный этап;
— оценочно-коррекционный этап.
Данная последовательность этапов позволит контролировать процесс на всех уровнях исполнения в соответствии с утверждённым перечнем работ, а также позволит достичь необходимого ожидаемого продуктивного результата.
На диагностическом этапе проекта для того чтобы разработать комплекс программ по декоративно прикладному искусству в технологии ярнбомбинга на базе Центра детского творчества мы:
— рассмотрели и охарактеризовали виды техник декоративно-прикладного искусства в процессе развития детского творчества;
— описали особенности освоения технологии ярнбомбинга как современного вида декоративно-прикладного искусства;
— проанализировали деятельность Центра детского творчества в городе Сургуте, в ходе чего выявили степень заинтересованности технологией ярнбомбинга в проведение досуга у сотрудников и посетителей учреждения.
Для того чтобы выявить степень заинтересованности технологией ярнбомбинга у посетителей и сотрудников Центра детского творчества мы использовали такие методы опроса, как беседа и анкетирование. В связи с этим, мы провели опрос преподавателей отдела по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. В результате чего мы выяснили, что:
— преподаватели отдела не знакомы с современной технологиейярнбомбинга;
— посетителидетского возраста данного учреждения с удовольствием осваивают новые виды и формы декоративно-прикладного искусства, реализуя свои творческие проявления;
— по мнению преподавателей, многим посетителям Центра детского творчества было бы интересноходить на занятия по освоению ярнбомбинга, т.к. этот современный вид творчества, является инновацией на территории учреждения;
— большинство преподавателей с удовольствием овладели бы технологиейярнбомбинга,как новым видом декоративно-прикладного искусства;
— преподаватели Центра детского творчества считают, что данная современная технология заинтересует не только посетителей Центра детского творчества, но и остальных жителей города Сургута.
Для того чтобы проанализировать, как дети относятся к такому видусовременного искусства, как ярнбомбинг, и хотели бы они попробовать и проявить свои способности в этом молодом направлении, мы продемонстрировали презентациюпо ознакомлению с данной технологией, по окончанию которой провели анкетирование среди посетителей отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в Центре детского творчества. В анкетировании приняли участие 32 посетителя отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Для начала мы выяснили мнение детей о том, хотели бы они добавить ярких красок уличным предметам. На данный вопрос 86% учащихся ответили «да», что хотят видеть город в более ярких тонах, 11% ответили «возможно» и 3% «нет».
На следующий вопрос «Владеете ли Вы техникой вязания?»44% посетителя отдела декоративно-прикладного искусстваответили «да», 32% «немного» и 24% «нет».
На вопрос знакомы ли посетители Центра детского творчества с современным искусством ярнбомбингвсе респонденты ответили «нет».
Мы выяснили, хотели бы посетители учреждения освоить технологию декоративно-прикладного искусства ярнбомбинга, на что 98% учащихся ответили «да», 2% «нет». Что означает явный интерес к новому и современному виду творчества, а именно — к ярнбомбингу.
На вопрос анкетирования «Посещали бы Вы занятия по декоративно-прикладному искусству в технологии ярнбомбинга?» 95% посетителей Центра детского творчества ответили «да», 4% «возможно» и 1% «нет».
Результаты опроса подтверждают новизну и востребованность реализации проекта «Территория тепла и уюта». Учитывая эти данные, мы на организационно-подготовительном этапе:
— составили план подготовки и реализации проекта в Центре детского творчества;
— сформировали двухмесячную программу;
— составили смету расходов по распространению рекламной продукции и для подготовки к занятиям;
— закупили и подготовилиматериал для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству посредством технологии ярнбомбинга;
— составили график проведения занятий.
На содержательном этапе проводились занятия по декоративно-прикладному искусству в технологии ярнбомбинга.
Программа занятий рассчитана на 2 месяца и содержит пять тем:
- Тема:«Знакомство с искусством вязания» — презентация и основы овладения технологией ярнбомбинга;
- Тема:«Теплота сердец» — вязаниеобъёмныхсердец для деревьев.
- Тема:«Радужные деревья» — обвязываниедеревьевна территории Центра детского творчества.
- Тема:«Одежда для предмета» — выставкаизделий.
- Тема:«Удивительная технология ярнбомбинг» — круглый стол пообсуждению результатов освоения новой технологии.
Оценочно-коррекционный этаппроектавключает в себя подведение итогов работы, обсуждение ошибок и недочетов, коррекционную работу.
Проект «Территория тепла и уюта» приобщает детей к традиционной русской культуре и освоению новой технологии,развивает творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство приобретает всё большее значениев дополнительном образовании детей, в рамках которогоразвивается ирасширяется спектр техник и технологий современного искусства, одной из которых является ярнбомбинг.
Список литературы:
- Белошапка, Р.А. Социально-культурное проектирование вектор творческой реализации будущего специалиста в процессе профессиональнойподготовки / Европейский журнал социальных наук¸ Москва, 2014, №4 (43), том 1. – С 115.
- Жемчугова, П.П. Декоративно-прикладное искусство : [словарь] / П.П. Жемчугова. — СПб. : Литера, 2006. – 126 с.
- Граффити [Электронный ресурс]. – Режим доступа–{https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%F4%F4%E8%F2%E8} (03.07.2014)
- Ярнбомбинг: вязаные украшения для городских улиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа {https://topgorod.com/stil-zhizni/khobbi-i-uvlecheniya/2616-yarnbombing-vyazanye-ukrasheniya-dlya-gorodskikh-ulits.html} (22.07.2014).[schema type=»book» name=»СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ТЕРРИТОРИЯ ТЕПЛА И УЮТА» ПО ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ЯРНБОМБИНГА В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» author=»Крупчак Кристина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]