Номер части:
Журнал

Цвет как символ в изобразительном искусстве и современные цветовые системы в компьютерном ахитектурно-художественном проектировани



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Цвет как символ в изобразительном искусстве и современные цветовые системы в компьютерном ахитектурно-художественном проектировани // Евразийский Союз Ученых. Искусствоведение. ; ():-.





Ранние следы художественной деятельности человека относятся к  эпохе первобытного искусства — это росписи в пещерах, изображения на скалах и камнях. Как правило, первобытные люди изображали элементы видимого мира, в основном  животных, где для изображений использовали природные материалы, такие как различные глины, уголь, сажа и т.п.

В древние времена искусство служило культу. Украшались цветными орнаментами и изображениями предметы ритуального значения, одеяния, места священного служения. Поклонение силам природы определяло цвет символизирующий их. Огонь красный,  вода синим, земля черным и т.д.

Например, в искусстве Египта цвет являлся средством выражения божественной и земной власти. Ему присущ глубокий символизм и ритуальный смысл. Нередко росписи внутри помещений  делались средними тонами и без растяжки в одном изображении. Они соответствовали программе ритуала. Цветовая палитра была довольно ограниченной, так как изображения не имели задачу по точному изображению действительности, а исключительно по установленным канонам. Золотой цвет считался священным и усиливающим эффект призвания божественных сущностей. Белый цвет утренней зари, символ победы и радости. Ярко желтый символизирует нетленную плоть богов, голубой и синий мог быть водной гладью или символом волос божеств.  В изображениях человеческих фигур бледно желтый или розовый, иногда темно красный и коричневый. В росписях цветовые решения подчинялись архитектуре и рельефным символам, место и сюжет тоже запрограммированы и  не имеет отдельной самостоятельной функции.

В божественных пантеонах, каждому божеству в связи с его функцией приписывался его основной цвет. Так было во всех культурах древнего мира. С приходом христианства, пантеон древних богов был заменен святыми и апостолами, с сохранением прежних функций и цветов в их большей части. В период расцвета греческой культуры преобладали четыре цвета: белый, желтый, красный, черный. Были распространены также зеленый, синий и серый. Белой краской служил рыхлый глинистый известняк с острова Мелоса и мел, черной — сажа. Желтой краской была окрашенная лимонитом глина, добываемая в рудниках Аттики, а популярной красной краской считался глинозем. Очень любили греки и огненно-красный, встречающийся в природе в естественном виде, который считался священным [6]. Пурпурный цвет занимали особое место у греков, а затем был перенят римлянами, ставший у них излюбленным.

Средневековье тремя периодами: Византийский, западноевропейский и восточноевропейский, является очередным этапом в истории цвета. Византийский период, являясь переходным от античного к средневековому. Цветовая гамма стала более сдержанной, цвета «открытыми» и простыми. Мозаики из смальты, впоследствии вытесняющая её фреска и иконография в целом стала предтечей русской иконографии по форме и содержанию.

В художественной культуре западной Европы цвет более разнообразен Определенные условности и ограничения были характерной чертой  в обществе. Каждый цвет в одежде имел определенное смысловое значение. Так, голубой трактовался как цвет верности, зеленый — как цвет новой любви, желтый — как цвет враждебности. Сочетания цветов могли дать более исчерпывающую информацию [5]. Символизм царил как в изобразительном искусстве иконографии, так и во всех  сферах жизни. Цветовой символизм западной Европы не противоречит Византийскому и Русскому символизму того времени. Распространение христианской религии и как следствие определенной общей культуры способствовало этому. Однако сами трактовки цветовые решения в изображении религиозных сюжетов более свободные и живописные в сравнении с иконографией. В конце романской эпохи в начале 13 столетия европейская цивилизация переживала расцвет. Строятся соборы и церкви, замки и дома зажиточных горожан. Все они нуждаются в художественном оформлении, в том числе фресками. Художники, работая, над изображением библейских сюжетов с новым видением и большим удовольствием прописывают реалистические черты пейзажей, драпировок и самих персонажей. Оперируя сложными цветами наряду с простыми, цветовыми и тональными растяжками, что предаёт их работам новый вид [4].

 Ярким примером восточноевропейского этапа истории цвета является иконография. Традиция изображения на иконах, стенах часовен, церквей и храмов сцен христианской религии пришла к нам из Византии, вместе со всеми особенностями этой веры. Важной чертой иконописи является глубокое символическое содержание всех её компонентов. Это следствие её природы позволяет заключить в изображении большое количество информации исторической, духовной и образовательной. Передаче знаний на трех уровнях «божественном», «оплотянение» и «мирском». Такие элементы иконы, как ее цветовое наполнение и свет также несут важную символическую нагрузку в иконографии. Используются в основном чистые цвета. Так, золотой означает божественное присутствие, им пишутся нимбы святых. Белый цвет чистоту и святость, сияние славы божественной, им изображаются крылья ангелов и одеяния святых. Серебряный цвет несет близкое значение и евангельское красноречие. Значение красного цвета, это подвиг и мученичества. Багряный цвет (пурпур), пришедший к нам из Византии  символизирует верховную власть, также угрозу и огонь. Нередко он используется в изображении сцен страшного суда. Синий цвет, это стремление мира к богу, символ неба. Голубой цвет означает чистоту и целомудрие. Зеленый – цвет гармонии, , цвет весны, означает победу жизни над смертью. Коричневый цвет говорит о бренности конечной человеческой природы, фиолетовый передает особенность служения святого угодника, черный – пустоту, отсутствие благодати, смерть и отречение от мирской суеты, смирение и покаяние. Не все цвета используются в иконографии, некоторые не используются принципиально, такие как серый цвет. Являя собой смесь добра и зла, он может привести к потере ясности смысла, не допускающейся в иконописи [3].

Эпоха возрождения привнесла новые переосмысление и расширение,  традиционных значений и функций цвета, а также  их толкований. На фоне новых открытий античного искусства и вместе с тем пересмотра значения человека в этом мире, произошла перемена мировоззрения. Человек перестал быть несовершенным и ничтожным, он  микрокосм и стремиться к совершенству. В следствии этого цвет начали исследовать через призму человека, его чувств, эмоций, впечатлений. Мистические поиски и практики, алхимия, стремительно расширяли диапазон  толкования символического значения цвета. В художественной культуре и изобразительном искусстве цвет перестал быть герметизированным служителем культа. Его социальная функция возросла, порождая новые области применения,  задачи и технологии. Рассвет масляной живописи, темперной, акварельной. Эти техники позволили открыть новые цветоносные пигменты и обогатить цветовую палитру. «Свет и тень, прежде всего, привлекают внимание живописца как средство конструировать форму и определить положение в пространстве» [1, С. 14]. В своих живописных работах, мастера добились высочайших результатов в плане цветовой гармонии, богатства цвета и техники живописи.

 Знания цветовых отношений и опыт их использования постепенно накапливались, со временем они систематизировались, формировалось знание, переходящее, впоследствии, в науку.

Научные открытия в области физики цвета и его влияния  на психику человека,  открыли новые направления в возможностях его использования. Работы теоретиков цвета, таких как Иттен, иследовавший   возможности цветового круга для поисков гармоничных цветовых сочетаний.                «В.Освальд стремился установить математические закономерности гармонии цвета, исходя от геометрических отношений расположения цветов в цветовом круге» [2. C. 12]. В ХХ веке в изобразительном искусстве стало неизбежным появление новых стилей  и направлений. Абстракционизм, кубизм, супрематизм и т.п. Появляются новые архитектурно-дизайнерские школы: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в советской России. Из их стен выходили деятели разных направлений искусства, архитектуры, дизайна, живописи и на базе инновационного, на то время образования создавали новые направления и течения в художественной культуре. Реалистичность изображения не редко не являлась главной целью, либо совершенно упразднялась. Это в свою очередь поднимало на новый уровень значение цвета, как средства художественной выразительности и информационного содержания произведения. Активно исследуются изобразительные возможности геометрических форм и цветовых сочетаний в правильной последовательности в кубизме, оп-арт, различных направлениях абстрактной живописи и т.п.

Потребности современного мира в художественной культуре  имеют новый ряд задач, в решении которых цвет играет одну из ключевых ролей. Маркетинг,  фирменный стиль, айдентика, логотип, архитектурная колористика требуют поиск инновационных методов подхода к решению задач. В настоящий момент подавляющая доля проектирования и разработок архитектурных, дизайн проектов, полиграфии создаются с помощью компьютерных программ. Изготовление проектной документации и прочей печатной продукции непосредственно связано с подобными  технологиями. Создаются цветовые системы для электронного пользования, такие как RBG и CMYK. Глазами дизайнеров и архитекторов во многом стали светочувствительная матрица сканера или фотоаппарата. Рабочим холстом и чертежной доской стал монитор  и клавиатура. Трехмерное моделирование позволяет решать проектные задачи и посмотреть вид конечного результата в режиме реального времени. Для качественного решения подобных задач, необходимо иметь знания и опыт в работе с классическими методами изображения, бумага, карандаш, кисть и краски. Без этого, может возникнуть опасность ограничения цветовых возможностей в творчестве, границами цветопередачи монитора. Полноценную исчерпывающую информацию может дать только глубокое изучение студентами архитекторами и дизайнерами физических законов цвета, его культурного символического наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Прохоров С. А. Живопись для архитекторов и дизайнеров: учебное пособие / С. А. Прохоров, А. В. Шадурин; Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И. И. Ползунова.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.-222 с. : ил.
  2. Поморов С. Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре : учебное пособие / С. Б. Поморов, С. А. Прохоров, А. В. Шадурин; Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И. И. Ползунова.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009.-141 с. : ил.
  3. type=»book» name=»Цвет как символ в изобразительном искусстве и современные цветовые системы в компьютерном ахитектурно-художественном проектировани » description=»В статье кратко рассматривается цвет как символ в изобразительном искусстве связанной с архитектурой в различные исторические периоды, а также его применения в современных условиях в архитектуре и дизайне.» author=»Немыкин Валерий Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх