Номер части:
Журнал

САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ // Евразийский Союз Ученых. Географические науки. ; ():-.





На сегодня одним из наиболее важных элементов социально-экономического развития регионов Украины и механизмом обеспечения первостепенными услугами территориальных общин, является самоорганизация населения, которая набирает в Украине больших масштабов своей деятельности и проникает в различные отрасли хозяйства.

Самоорганизация (социальная мобилизация, местная инициатива) – это первый шаг на пути к развитию территории и потенциала людей, проживающих на этой территории. Это системный подход, который включает в себя привлечение граждан к участию в процессе социально-экономического развития территории, на которой они проживают.

Теоретизация процесса самоорганизации берет свое начало с одноименной теории, вклад в которую был осуществлен усилиями Г.Хакена и
И.Н. Пригожина. Методологическое розвитие эти проблемы получили в естественных и гуманитарных науках, в исследованиях А.А. Богданова,
А.Г. Самарского, С.М. Курдюмова, Н.Н. Моисеева и др. Теоретические положения по различным научным направлениям в дальнейшем развивались в работах ученых США – Р.Анделсона, Н. Тидеман, Ф.Э. Фолдвары, России –
Ю.Г. Маркова, А.К. Черненко, Н.В. Наливайко, З.И. Сидоркиной,
Н.В. Каледина, Украины – А.С. Орловского, А.С.Крупника, Н.В.Мишинои и др. [6]

Теория самоорганизации нашла своё отражение в разных науках, одной из которых стала социально — экономическая география, которая почерпнула методологические основы нового междисциплинарного подхода, а также начала изучение территориальной организации населения с позиции теории синергетики и самоорганизации.

В последнее десятилетие самоорганизационная деятельность населения становится не только фактором, влияющим на расселение населения, организационную деятельность в определенных сферах, а самостоятельным явлением в обществе, влияющим на уровень благосостояния населения, формирующим почву для добровольного объединения территориальных общин с целью формирования новой системы местного самоуправления, а также нового административно-территориального устройства.

К сожалению, до сих пор нет универсальных количественных показателей, позволяющих точно оценить результаты процесса самоорганизации населения. Причина этого кроется в сложном многоуровневом изменении количественных и качественных параметров структурных элементов и их социальных состояний. Уровень исследования влияния самоорганизации на социальное развитие пока не позволяет найти определенные закономерности. Возможны только опосредствованные оценки, количественно можно оценить лишь экономическую результативность.

Главными причинами возникновения процесса самоорганизации в регионах Украины стали: несовершенство административно-территориального устройства, что повлекло за собой отсутствие возможности органами государственной власти оказывать помощь территориям, удаленным от основных центров, в предоставлении социальных и административных услуг; устарелость и низкая эффективность фондов жилищно-коммунальной отрасли; низкое качество работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и услуг, предоставляемых ими; развитие местного самоуправления; мировые тенденции развития процесса самоорганизации населения и зарубежный опыт решения региональных проблем силами территориальных общин; частичное преодоление населением архаического восприятия деятельности форм самоорганизации населения и других неправительственных организаций.

Самоорганизация населения в Украине в первую очередь возникает на локальном уровне (дом, микрорайон, село, поселок, городок и т.д.), так как территориальные общины на местах лучше знают свои потребности и пытаются решить собственные проблемы путем самостоятельной деятельности на территории проживания.

Механизм самоорганизации населения действует так: изначально территориальная община принимается за решение первоочередных социально-экономических проблем (водоснабжение, ремонт жилых объектов и объектов социальной сферы, утилизация мусора, реконструкция, строительство медицинских учреждений и т.д.); в свою очередь, это порождает цепную реакцию для решения следующих, более мелких проблем, которые в будущем могут сыграть важную роль в жизнеобеспечении населения и социально-экономическом развитии территории (строительство территориальной общиной водопровода способствует уменьшению расходов на подвоз воды как для населения, так и для промышленности, улучшению жилищно-коммунального состояния объектов жилищной сферы, развитию отдельных отраслей хозяйства территории, изменению производственной специализации территории, обеспечению населения собственной сельскохозяйственной продукцией, увеличению рабочих мест и доходов населения).

В процессе самоорганизации населения, помимо обеспечения социально-экономических потребностей, осуществляется обеспечение культурно-духовных, информационных потребностей путем культурно-просветительской деятельности (проведение семинаров, конференций, тренингов, выставок, культурно-образовательных ярмарок) и обмена опыта – как международным, так и региональным (поездки, издание литературы), что способствует постепенной интеграции самоорганизации населения в другие сферы человеческой жизни, такие как экономическая (установление равновесия между спросом и предложением), социальная (самоорганизация личности и членов команды), духовная (реализация всех проявлений культуры и распространение культурного сознания), культурная, политическая и другие.

В зависимости от задач и условий функционирования самоорганизационной деятельности можно выделить определенные формы самоорганизации, ими являются: общественные организации; благотворительные организации; органы самоорганизации населения; объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), кооперативы, проекты международных организаций.

На сегодняшний день Украина является страной, где в самоорганизации населения сосуществуют как постсоветские тенденции, так и новые механизмы развития. Формы самоорганизации Украины имеют принадлежность как муниципальной системе, как элемент местного самоуправления (Россия и страны СНГ), так и принадлежность к добровольному некоммерческому сектору общества (страны Западной Европы, Северной Америки и Австралии).

Процесс самоорганизации населения в Украине имеет достаточно специфическую территориальную структуру и не является хозяйственной структурой с производственными функциями. На сегодняшний день в социально-экономической географии территориальная структура форм самоорганизации населения является мало изученной областью, так как в науке уделялось большее внимание исследованиям территориальной структуры производственных общественно-территориальных систем, которые ограничиваются лишь описанием особенностей отраслевого состава и уровня концентрации определенных видов производств в отдельных ареалах. Еще одной важной причиной низкого уровня изученности территориальной структуры является отсутствие общего законодательного акта, который бы предоставлял объяснения самоорганизации населения, описывал территориальную структуру и элементы, которые она включает.

Территориальная структура самоорганизации населения в Украине – это совокупность определенным образом размещенных и взаимосвязанных элементов, объединенных социальной активностью населения определенной территории с целью решения социально-экономических проблем регионов на всех уровнях.

Основными особенностями форм самоорганизации населения, влияющих на формирование территориальной структуры, являются: отсутствие вертикальной подчиненности друг другу, как это наблюдается в органах государственной власти; деятельность базируется на принципах горизонтальных связей и горизонтальных отношений; самостоятельность в своей деятельности; в соответствии с требованиями законодательства определенные формы самоорганизации не могут образовывать двух или более одинаковых по функциональности объектов на определенной территории; формы самоорганизации населения не включены в государственные структуры, а призваны функционировать для реализации интересов и инициатив населения (общин, отдельных граждан); формы самоорганизации населения не производят производственную продукцию, а являются поставщиками социальных услуг и благ; связаны с добровольной деятельностью граждан; формы самоорганизации населения, как правило, не охватывают большую территорию своего расположения и регистрации, однако влияние их деятельности может распространяться далеко за пределы их расположения (международные общественные организации, всеукраинские и т.п.); предоставление качественных и эффективных социальных услуг, в том числе тех которые не могут обеспечить ни коммерческие, ни государственные учреждения (преимущественно способы выработки инновационных подходов к обеспечению таких услуг) [5]; организация общества для самостоятельного удовлетворения их интересов без дополнительных финансовых или административных расходов со стороны государства.

Формы самоорганизации населения как элементы территориальной структуры выступают в виде точечных, а иногда ареальных образований и центров. В большинстве своем они не имеют определенного типа территориальной структуры и образуются рассредоточено в зависимости от инициативы населения определенной территории и административного деления.

Точечные образования представлены формами самоорганизации населения, которые размещены по территории отдельными объектами.

Специфическим примером ареального образования форм самоорганизации населения в Украине является г. Киев, отличающийся высоким уровнем концентрации различных форм самоорганизации населения. Киев как столица и как крупнейший город Украины имеет притягательную силу для большого количества населения, нуждающегося в удовлетворении социально-экономических потребностей, которые трудно полностью обеспечить только работой государственных органов власти.

Основными факторами, влияющими на постепенное формирование центров концентрации форм самоорганизации населения, стали: высокий уровень урбанизации, который существенно влияет на распространение и образование форм самоорганизации населения, присущих городскому населению (уровень урбанизации территорий составляет 60-100%); экспортноориентированная модель экономики регионов; центры сосредоточения «капитала»; инвестиционная привлекательность регионов; наличие городской инфраструктуры, неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры; большое количество населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде; наличие центральных органов исполнительной власти в регионах и мощных ячеек политических партий; наличие крупных налогоплательщиков, которые, в свою очередь, выступают «спонсорами» для форм самоорганизации населения; образованность населения регионов в деятельности, осуществляемой в процессе самоорганизации населения; высокий культурный или интеллектуальный потенциал самоорганизации региона.

Еще одним весомым фактором образования форм самоорганизации населения является влияние высокоурбанизированных городов, которые углубляют территориальную поляризацию, что, в свою очередь, характеризуется высокой концентрацией самоорганизационной деятельности населения в зонах активного влияния большого города.

Основными центрами сосредоточения форм самоорганизации населения в Украине является г. Киев – 13429, Донецкая – 9459, Львовская – 7064, Днепропетровская – 6900, Одесская – 6710 области [3].

Одной из главных причин отставания некоторых регионов в создании форм самоорганизации населения является высокая плотность сельских поселений и, соответственно, высокий уровень сельского населения, отсутствие городской жилищно-коммунальной инфраструктуры (отсутствие ЖЭКов, низкий уровень количества ОСМД, многоэтажек), высокий уровень населения старшего возраста, низкий уровень инвестиционной привлекательности регионов, недоверие к деятельности негосударственных организаций, низкий уровень инициативного потенциала сельского населения, низкая институциональная поддержка со стороны органов местного самоуправления и исполнительных органов власти, информационная изоляция сельского населения и недостаточное обеспечение информационно-разъяснительной и учебно-консультационной работы, отсутствие действенных программ государственной поддержки развития регионов.

В регионах с высоким уровнем сельского населения самоорганизация осуществляется в направлении сотрудничества территориальных общин с международными организациями, которые инициируют внедрение проектов развития в энергетике, водоснабжении, охране окружающей среды, здравохранении и других сферах. Наименьшее количество форм самоорганизации наблюдается в Кировоградской – 2005, Черновицкой –1823, Черниговской –1794 областях и г. Севастополе –1571 [3].

На сегодняшний день все формы самоорганизации населения сосредотачиваются на низовом уровне и включают село, поселок, район, город, так как именно на этих уровнях проживает все население страны.

Уровень области и страны являются виртуальными уровнями, которые являются объединяющей основой для централизованной координации.

Учитывая предложенные изменения в украинском законодательстве, не стоит обходить вниманием уровень громады (с украинского языка «громада»), объединяющей до 10 сел (8-10 тыс. чел.). Громада – это сообщество граждан и принадлежащая им территория с имуществом и инфраструктурой. Уровень громады и уровень села охватывает деятельность международных организаций (проекты развития), органов самоорганизации населения (сельские комитеты), кооперативов (в основном агропромышленных), объединений совладельцев многоэтажного дома (ОСМД).

Уровень поселка городского типа охватывает деятельность международных организаций (проекты развития), органов самоорганизации населения (поселковые комитеты), филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек организаций иностранных государств, кооперативов, объединений совладельцев многоэтажного дома (ОСМД), местных общественных и благотворительных организаций, местных ячеек всеукраинских, международных общественных организаций.

В своей основе уровень района дополнительно включает еще и уровень города, поэтому, кроме деятельности международных организаций (проекты развития), местных, всеукраинских, международных общественных и благотворительных организаций, союзов общественных организаций, к общей совокупности форм самоорганизации населения на региональном уровне относят органы самоорганизации населения (домовые, уличные, квартальные комитеты, микрорайонов, жилых комплексов и другие комитеты), объединения совладельцев многоэтажного дома (ОСМД), кооперативы.

Таким образом, на основе выделенных уровней реализуется принцип глобализации. Человек, семья, село, община, поселок городского типа, город, район в процессе самоорганизации выполняют максимально возможный для каждого из них объем продуктивной деятельности. На основе принципа «снизу -вверх» с нижнего уровня на верхний передается совместное выполнение только такой деятельности, которую нижний уровень не в состоянии выполнить самостоятельно.

По содержанию территориальная структура форм самоорганизации населения является интегральной, потому что совмещает взаимодействие населения, государственных органов власти, бизнес-сектора, международных организаций, субъектов в сферах производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ.

Характеризуя территориальную структуру форм самоорганизации населения, не стоит забывать, что систему самоорганизации населения Украины составляют не только формы самоорганизации населения, но и организации, сосуществующие вместе с формами самоорганизации в одной параллели и осуществляющие координационную и партнерскую деятельность.

По состоянию на 2013 год в Украине зарегистрировано органов самоорганизации – 1421 (1%), общественных организаций (включая международные, всеукраинские, местные организации, их ячейки, филиалы и обособленные структурные подразделения) – 91317 (71%), благотворительных организаций (включая международные, всеукраинские, местные организации, их ячейки, филиалы и обособленные структурные подразделения) – 14798 (12%), объединений совладельцев многоквартирного дома – 15018 (13%), кооперативов – 5561 (4%) [3].

Создание форм самоорганизации населения является внутренним «двигателем» развития и активизации территориальных общин, участия граждан в решении вопросов территории, на которой они проживают. Потенциал влияния форм самоорганизации населения является достаточным для того, чтобы активизировать отдельных граждан, группы населения, органы власти, бизнес-сектор для полноценного социально-экономического развития регионов Украины. В свою очередь, научные исследования процесса самоорганизации населения и его особенностей позволят разработать новые, более действенные механизмы для достижения социально-экономического развития регионов Украины, а особенно сельской местности.

Современные исследования особенностей самоорганизации населения в Украине предоставят возможность географам предложить новые общественно-географические основы для региональной политики Украины, позволят провести комплексную оценку перестройки управленческой структуры жилищно-коммунального комплекса, а также внести научные предложения относительно процесса добровольного объединения граждан, разработать механизмы повышения социально-экономического развития регионов Украины с учетом создания населением форм самоорганизации, нацеленных на развитие территорий, на которых они проживают.

Список литературы

  1. Государственное содействие самоорганизации населения как демократическая форма управления местным социально-экономическим развитием / Сейтосманов А.С. // Гилея. Исторические науки. Философские науки. Политические науки: Наук. вестник: сб. наук. трудов / Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова, Украинская АН. — К.: Изд-во НПУ им. М. П. Драгоманова, 2011. — Вып. 45 (3). — С. 500-509.
  2. Капустин В. С. Введение в теорию социальной самоорганизации / В. С. Капустин. — М.: РАГС, 2003.
  3. Количество субъектов в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины по организационно-правовым формам хозяйствования по регионам за период 2099-2013 гг.: Ответ Государственной службы статистики Украины на информационный запрос от 04.06.2013 №15.1-20 / 725 ПИ.
  4. Основы социальной самоорганизации населения: учеб.-метод. комплекс для студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост. Н. М. Филиппова, И. Ш. Рысаев, Г. Н. Сулейманов. — Уфа: Багс, 2008. — 75 c.
  5. Показатели развития гражданского общества в Украине / А.Ю. Винников, А. А. Красносельская, М. В. Лацыба; Укр. независ. центр полет. исслед. — К: [Агентство «Украина»], 2012. — 80 с.
  6. Сидоркина З.И. Социально-географические аспекты самоорганизации населения // География и природ. ресурсы. — 2007. — № 2. — С. 118 -122.[schema type=»book» name=»САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ» author=»Олейник Светлана Леонтьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх