Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Географические науки. ; ():-.

С помощью геопластических изменений ландшафта человек с давних времён решал сугубо практические задачи. Если соблюдать хронологию, к числу первых таких изменений следует отнести возведение древними египтянами дамб на Ниле. Строительство ирригационных систем требовало высокого уровня знаний, но точка их приложения была чисто утилитарной – защитить поселения от наступающей воды.    Нельзя не упомянуть создаваемые во все времена военно-оборонительные сооружения. Один из древнейших городов в мире, Иерихон, уже в 8 тысячелетии до н.э. имел каменные укрепления, которые строились на земляных валах. От Великой китайской стены и земляных насыпей  вокруг древнеславянских поселений до сторожевых линий юга России, обеспечивающих защиту от набегов кочевников, фортификационных сооружений в португальском Элваше или  линии Маннергейма – сотни и тысячи примеров использования геопластики для целей обороны.

Шло время, сменяли друг друга исторические эпохи, возрастали технические возможности человека, а решение проблемы, в принципе, оставалось одним и тем же – целенаправленное перемещение земляных масс для создания преграды, защиты – будь то от стихии, или от неприятеля.

Земляные дамбы и валы позволили немецким, голландским и датским крестьянам отвоевать огромные территории у северных морей, системы польдеров пришли на смену заболоченным морским побережьям, давая новое жизненное пространство миллионам людей. Террасирование горных склонов в Китае и юго-восточной Азии служило средством развития земледелия, как основы жизни населения. Многократно возросший инженерный и технологический потенциал позволяет осуществлять грандиозные преобразования природы, вроде создания искусственных островов с построенными на них отелями и аэропортами. Высочайшее инженерно-техническое совершенство таких проектов даёт возможность противостоять ещё одной разрушительной стихии – морскому прибою. Искусственные хребты ограждают горные поселения от схода смертоносных селей и лавин. Человек всё смелее вторгается в природу, позволяя себе сомнительные во всех отношениях затеи, наподобие чудовищного по своим масштабам  и непредсказуемости поворота северных рек. О какой эстетической ценности подобных вмешательств может идти речь, если даже панические голоса экологов в расчёт не принимаются.     А ведь помимо утилитарной функции геопластика, как один из древнейших приёмов изменения природного ландшафта, может нести в себе и ещё одну важнейшую составляющую – эстетическую. Зиккураты Междуречья не только предохраняли от разливов Тигра и Евфрата, но и служили площадкой для возведения храмовых комплексов. Пентхаус Мардука — не просто защита от половодья, а лестница в небо, семиэтажная модель Вселенной. И Вавилонская башня, и Висячие сады Семирамиды, и древние курганы друидов, моголов и скифов – это очевидная попытка человека оторваться от земли, поднять глаза к Богу в поисках  и стремлении сотворить красоту.

Как справедливо замечает автор [1, 112], земля в геопластике является предметом трансформации, она же выполняет роль строительного  материала. Добавим, что она к тому же приобретает и функции выразительного средства.

Геометрические формы сада создавали возможности видеть его в линейной перспективе, как в той же мере давала эти возможности ренессансная архитектура. В садах Ренессанса определялись неподвижные видовые точки, откуда посетитель мог любоваться открывающейся перспективой. Эти возможности очерчивались террасами, где с верхних площадок открывался вид на нижележащие [2, с.84]

Яркий пример преобразования ландшафта с точки зрения изменения эстетического восприятия — творчество великого Андре Ленотра — от Сен-Клу и  Во-ля-Виконт до Версаля. Неограниченные материальные, людские и финансовые ресурсы  Людовика ХIV сделали возможным невиданное по тем временам преобразование рельефа, направленное исключительно на создание живописного образа. Именно геопластика позволила построить на месте невзрачного болотистого мелколесья грандиозный ландшафтный ансамбль.

С помощью искусственного формирования рельефа рождались и пришедшие на смену французскому классицизму английские ландшафтные парки, и  парижский Бютт-Шомон – одна из первых рекреационных зон на месте бывших каменоломен, и рождённый Чарльзом Дженксом на юго-западе Шотландии Сад космических размышлений (рис.1), в котором геопластика    становится    не     только    основой, на  которой выстраивается ландшафтная   архитектура, но и акцентным элементом садовых композиций.

                  ГЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ   ТРАНСФОРМАЦИИ  КАК   ИНСТРУМЕНТ  И    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  СРЕДСТВО  ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Рисунок 1.  Ч.Дженкс. Сад космических размышлений

Это только несколько примеров (а их огромное множество) того, как вертикальная планировка при преобразовании рельефа решает задачи придания ему художественной выразительности. Ещё в 1936 году Е.В.Шервинский писал: «Основной задачей садово-парковых композиций является решение территории как в плановом, так  и в объёмном отношении» [3, с.81-82]. Авторы [4, с.100]  приводят слова американского ландшафтного архитектора Дж.Саймондса: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознаёт, что имеет дело не с площадями, а с объёмами и пространствами». В.Я.Курбатов в своей знаменитой монографии замечает [3, c. 680], что «всякая, даже незначительная неровность почвы существенно облегчает работу садовода».

Выражаясь более современным языком, геопластика позволяет внести в плоскостную систему координат Х-Y, в которой организуется  обычный ровный участок, еще один вектор – Z, т.е. дополнительное измерение, создающее вертикальные перепады рельефа. Объемность участка сразу же делает его более интересным, обогащает общий характер зрительных впечатлений. Французские boulingrins, как отмечает академик Д.С.Лихачёв [2, с.33], не имели ничего общего с игрой в bowls, просто это были слегка углубленные партеры. Заниженная середина служила цели  зрительного  расширения пространства.

В аутентичных китайских садах благоприятный природный рельеф способствовал постепенному раскрытию видов. Сады шинуазри и, в особенности, японские сады ввиду ограниченности пространства требовали других приёмов для создания выигрышных оптических перспектив. И здесь на помощь приходят геопластические средства. Насыпные холмы и искусственные впадины создают замысловатый рельеф, в который искусно вписываются камни, растения  и вода.

Особое место отводится геопластике при проектировании современных АРТ-ландшафтов [6], например, полей для игры в гольф. Плоские поверхности газонов и цветников наполняются объёмом, геопластика становится самодостаточной формой садовой архитектуры, как в работах Мартина Кнаута и Марты Шварц (рис.2). Проект штаб-квартиры катарской нефтяной компании Qatar Petroleum, заказанный у архитектурного бюро Martha Schwartz Partners and SOM, предполагает концепт с использованием искусственных дюн, среди которых расположатся сады и водоемы. Скульптуры из рельефа вырываются на свободу из тесных стилистических рамок, и оказалось, что самые изощренные формы геопластики прекрасно соседствуют с любой архитектурой от классической до авангардной.

ГЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ   ТРАНСФОРМАЦИИ  КАК   ИНСТРУМЕНТ  И    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  СРЕДСТВО  ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Рисунок 2 Объёмные газоны Марты Шварц

Литература.

  1. Немова Е. М. Стилистика сада / Е. М. Немова. — М.: Фитон, 2001.- 160 с.
  2. Лихачев Д.С. Поэзия садов / Д.С.Лихачёв. – М.: Согласие, 1998. – 356 с.
  3. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира / В. Я. Курбатов. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с.: ил.
  1. Шервинский Е.В. Проблема освоения наследия садово-парковой архитектуры // Проблемы садово-парковой архитектуры: сб.статей — М., 1936
  2. Боговая И.О. Ландшафтное искусство / И.О.Боговая, Л.М.Фурсова. — М.: Агропромиздат, 1988. – 223 с., ил.
  3. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре: Учебное пособие / Е.В. Забелина. – М.: Архитектура-С, 2005. – 160 с., ил.[schema type=»book» name=»ГЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА» description=»Рассмотрены вопросы влияния геопластичеких изменений рельефа на эстетическую и художественную ценность создаваемых ландшафтов.» author=»Бакурова Ольга Владимировна, Ефимов Михаил Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-09″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found