Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Историческая память народа­ есть отражение реальных событий его прошлого в настоящем, которое окультуривается и транслируется в будущее в виде «положительных или отрицательных символов, образов, конкретных смыслов, настроений, переживаний и устремлений» [6, с.8]. Исторической памяти свойственна эмоциональная оценка прошлого. И это принципиально важно потому, что живая традиция сохранения и распространения народом своего мировоззрения и практики жизнедеятельности от одного поколения к другому не совпадает с упрощенными реконструкциями исторической науки и официальными артефактами  «культурной памяти народа» [4,с.11].

Анализ научной литературы по данной проблематике (М.В.Нечкина, А.В.Гулыга, И.М.Савельева, А.В.Полетаев, Л.П.Репина, О.Б.Леонтьева, Н.Е.Копосов, А.И.Филюшкин, О.В.Герасимов, Нора Пьер, Ассман Алейда, Хальбвакс Морис, Ассман Ян, Ле Гофф Жак и др.) позволяет нам предположить, что на ряду с официально действующими на историческую память народа культурными операторами, существует и еще один мощный «фактор, оказывающий влияние на самые глубины человеческого сознания – это художественный текст» [5,с.62].

Дело в том, что художественный текст характеризуется образностью, способностью вызывать систему таких представлений в памяти человека, которые не способны вызвать никакие другие информационные потоки и сообщения. Воздействуя на память читателя, слово в художественном тексте творит новую возможную реальность, имеет новые художественно-изобразительные приращения смысла, так как действительность представляет читателю конкретных людей и конкретно ощутимые физические предметы. По словам М.Ю.Шульженко, «писатель в создаваемом им литературном произведении всякий раз пытается реализовать то первое впечатление, которое дало начало развитию его творческой мысли, заставило создать текст, чтобы раскрыть истину этого впечатления для себя и сделать ее доступной для читателя» [9,с.327 – 328].

В рамках этого подхода к художественному тексту как средству  формирования исторической памяти народа приведем конкретный пример: когда обычный человек слышит звуки государственного гимна своей страны или любимую с детства песню на стихи народного поэта, то в его сознании воспроизводятся наиболее адекватные объективному историческому прошлому образы и пережитые события. Имея в виду этот пример, необходимо обратить внимание на тот факт, что если до восприятия слова художественного произведения эффекта адекватного воспоминания у читателя обычно не возникает, то художественный текст, способен продуцировать такое воспоминание, способствующее формированию и сохранению исторической памяти  в русле особой личной потребности человека видеть события прошлого. Это принципиально важно! Поскольку здесь демонстрируются возможности художественного текста.

Эту мысль выражает русский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист Виктор Борисович  Шкловский в статье «Искусство как прием». «Образы не хранятся в бессознательной памяти и не создаются заново, — пишет он, — но появляются в актуальный момент времени в сознании на основании созданной из смыслов подсознания смысловой картины» [8,с.7 – 20].

Вышеприведенные слова В.Б. Шкловского развивают идею того, что смысл объективен как простейшая единица измерения психического мира человека, и что его не нужно создавать, а лишь уметь находить и комбинировать в узнаваемые смысловые образы.

 А это утверждение, в свою очередь, указывает на актуальность применения художественных текстов, которые как раз и воспроизводят узнаваемые смысловые образы в сознании своих читателей, проникая в самые глубины смысловой основы памяти человека.

Вместе с тем, для того, чтобы научиться применять на практике художественный текст как «средство», следует знать его специфические особенности, в том числе и языковую особенность его художественного стиля. Разумеется, что для относительно адекватного восприятия художественного текста желательно иметь подходящий уровень развития художественного и логического мышления. И такой подходящий уровень развития мышления является основанием и условием к пониманию читателем специального художественного языка текста. Но! Для того чтобы понять, что это за особенный язык, понять, что использование его является отнюдь не произволом автора, а необходимостью, эффективным средством формирования исторической памяти народа, укажем как именно работает художественный стиль.

В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» написано:

«По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит» [3,с.159].

Данный пример художественного текста, моментально вызывает сочувствие и понимание у читателя, живо представляет в сознание и образ, и переживание ямщика на зимней дороге. Если же мы будем читать этот текст в ином порядке: «По скучной зимней дороге, под звон утомительного колокольчика, бежит борзая тройка», то сопереживание будет иным, или может вообще не возникнуть, и как следствие, не возникнут в сознании читателя и необходимый образ и нужные для понимания чувства автора текста. Воспроизведение нужного образа из памяти читателя и понимание точного смысла языкового выражения без художественного стиля не будет достигнуто.

А вот еще один пример стихотворения И.С. Никитина:

«Когда закат прощальными лучамиСпокойных вод озолотит стекло,И ляжет тень ночная над полями,И замолчит веселое село,И на цветах и на траве душистойБлеснет роса, посланница небес,И тканию тумана серебристойОденется темнокудрявый лес, –С какою-то отрадой непонятнойНа божий мир я в этот час гляжуИ в тишине природы необъятноПокой уму и сердцу нахожу» [2,с.180].

Этот художественный текст так же живо впечатляет и воспроизводит в душе читателя знакомые образы русской природы и связанные с этими образами соответствующие желания и эмоции.

К вышеприведенным примерам, демонстрирующим возможности художественного языка доставлять необходимый смысл авторского высказывания можно добавить  и еще один пример, взятый из поэтического наследия С.А. Есенина:

«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне» [1,с.185].

         Выясним, на какую специфическую особенность поэтического текста указывает его художественный стиль.

В приведенном отрывке стихотворения С.А.Есенина мы не воспринимаем две последние строки как сообщение о том, что кто-то в весеннее утро скакал на коне розового цвета. Иначе говоря, последние две строки служат эмоциональным усилением  первых двух, которые в обычной речи звучат вполне понятно. И если логика поэтического языка отличается от логики обычного языка и языка науки и позволяет расширять смысл употребляемых слов, то, естественно, возникает желание понять это явление и ответить на вопрос: в чем существо этих различий?

Дело в том, что две последние строки, взятые изолированно, выражают эмоции сожаления,  без указания повода, который остается неопределенным. При сочетании же этих строк с первыми двумя неопределенность исчезает. К слову говоря, этими возможностями художественного текста давно пользуются в своих творческих работах поэты и писатели. И здесь мы еще раз убеждаемся в неразделимости прямой и образной информации в стихе.

Однако, что еще интереснее, столкновение или взаимодействие этих двух видов информации порождает нечто новое, не содержащееся ни в прямой, ни в образной информации, взятых изолировано, рассматриваемых независимо друг от друга. Это значит, что художественный текст позволяет целенаправленно создавать новые связи между эмоциями и информацией, передаваемой с помощью слов. В связи с этим возникает следующие вопросы: для чего это нужно и какие запросы человека при этом удовлетворяются?

На эти вопросы можно ответить следующим образом. «Информация, возникающая при восприятии внешнего мира или содержащаяся в какой — либо мысли, и эмоциональный аккомпанемент к этой информации — отдельные стороны единого целого. Эмоциональный аккомпанемент необходим для передачи таких оттенков информации, которые чисто логическими средствами непередаваемы. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и выработать ответную реакцию» [7,с.18].

Как видим, из приведенных примеров специфический стиль языка художественного текста решает важнейшую проблему отображения и усвоения читателем авторской смысловой картины мира. Именно художественный стиль языка произведения искусства позволяет видеть за логическими структурами текста историческую правду жизни (- С.Г.), которую пережил и захотел выразить художник, и которую обычным языком и запланированными культурными мероприятиями невозможно выразить точно и глубоко таким образом, чтобы читатель узнал ее, принял ее и надолго запомнил.

В заключении скажем, что специфический стиль художественного текста выступает как эффективное средство формирования и сохранения исторической памяти народа. Читатель, который при помощи художественного языка адекватно понял смысл художественного текста, донесет этот понятый смысл для других слушателей также вполне адекватно,  возможно и другими синтаксическим и логическими конструкциями, иными значениями и высказываниями, может быть  даже и более талантливо, чем сам автор художественного произведения потому, что он хорошо запомнил и усвоил содержание, которое запечатлел в его памяти художественный текст.

Список литературы:

  1. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы./ Не жалею, не зову, не плачу. – М.:
  2. НикитинИ.С.Русская поэзия золотого века. – М.: ЗАО Олма Медиа Групп. 2013. – 224с.
  3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. /Том 2.Стихотворения 1823-1836./Зимняя дорога. – М.: Художественная литература, 1959. – 799с.
  4. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). –  М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 44 с.
  5. Савельева И.М. Перекрестки памяти./ Хаттон П.Х. Указ.соч. – СПб, – 2003.– С.398 – 421.
  6. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. – М.: Наука.1985.– 166с.
  7. Тощенко Ж.Т.Историческое сознание и историческая память. /Анализ современного состояния./ Новая и новейшая история. – 2000. №4.
  8. 7. Хильми Г.Ф. Поэзия науки. – М.: Наука. 1970. – 54с.
  9. Шкловский В. Б. Искусство как прием / О теории прозы.– М.,1925.С.7 –20.
  10. Шульженко М.Ю. Концепция риторики художественного текста./Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. №69/2008.[schema type=»book» name=»ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА» description=»В статье анализируются тексты некоторых художественных произведений, взятых из поэтического наследия А.С.Пушкина, И.С.Никитина, С.А.Есенина, с целью продемонстрировать огромные возможности искусства в процессе формирования и сохранения исторической памяти народа. » author=»Гришин Сергей Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found