Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФЕНОМЕН МАРГИНАЛЬНОСТИ: КРЕАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФЕНОМЕН МАРГИНАЛЬНОСТИ: КРЕАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Исторически так сложилось, что понятие маргинальность чаще всего воспринимается как нечто негативное. Подобная ситуация, в свою очередь, приводит к укоренению ограниченного одностороннего понимания феномена маргинальности, поскольку положительная составляющая данного феномена зачастую остается малоизученной, а порой и вовсе неупомянутой. Однако маргинальность может иметь конструктивную направленность, что отражается в особом способе мышления и видения мира человека, которого считают маргиналом. Речь идет о креативности, а именно о креативном мышлении маргинальной личности. Креативность заключается в преобразовательной, инновационной деятельности, способности изменить что-либо посредством особого творческого (инновационного) подхода.

Стоит отметить, что конструктивная или деструктивная направленность маргинальности определяется несколькими факторами. Во-первых, одна и та же маргинальная ситуация может влиять на людей по-разному, что зависит от личностных качеств человека (тип характера, образ жизни и т.д.). На поведение человека также влияет, в какой семье он вырос, в какой школе учился, его профессия, круг общения. Во-вторых, многое зависит от того, каким образом человек, попавший в маргинальную ситуацию, интерпретирует социальную действительность, поскольку этим будет определяться вектор развития маргинальной ситуации. Если индивид видит в происходящих событиях позитивный момент, стимул, позволяющий изменить окружающую социальную действительность, то в таком случае субъективное мироощущение человека не будет «страдать» от пребывания в маргинальном положении. Для человека, рассматривающего свой маргинальный статус в таком ракурсе, это является поводом для преобразования себя и своего места в мире в соответствии с собственным мироощущением. Маргинальная обстановка способна подтолкнуть человека к творческой, новаторской деятельности. Ведь некоторые маргиналы отличаются от остальных людей своим мышлением и видением мира. Не зря многие деятели искусства поначалу считались маргиналами, поскольку их деяния выходили за рамки господствующих представлений и стандартов того или иного общества. Однако в дальнейшем их творчество становилось общепринятым и почиталось остальными людьми.

Только от самого индивида зависит, сможет ли он воспользоваться предоставляемой ему возможностью реализовать свой творческий потенциал, несмотря на то, что большинство, как правило, негативно относится к любым новаторским идеям со стороны маргиналов. Опасения общества объясняются тем, что любая система стремится сохранить свою целостность, не допустить разрушения устоявшихся норм, ценностей, правил, чтобы система могла функционировать без сбоя. А любое «неизведанное» и непонятное вызывает тревогу и опасения за «жизнь» системы. И здесь уместно упомянуть о том, что общество можно охарактеризовать понятием «масса», т.е. стадное чувство, нежелание выделяться среди остальных, посредственность характеризуют большую его часть. Большинство предпочитает быть «серой массой», лишний раз не привлекать к себе внимание. Но даже если общество не признает новаторских идей маргиналов, то их появление, по крайней мере, свидетельствует о необходимости перемен в обществе. «Всякое новое начинание обычно идет от меньшинства, от тех немногих, которые замечают раньше других скрытые тенденции. Об этом свидетельствует вся история науки, искусства, культуры» [2, с. 79].

Р. Флорида отмечает, что значимость креативности в последнее время очень возросла, поскольку движущей силой общественного и экономического развития является именно человеческая креативность. Креативность (от лат. сrео — творить, создавать) обозначает способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации [3, с.560]. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Сам процесс творчества, как правило, отличается спонтанностью и непредсказуемостью момента возникновения.

Р. Флорида подчеркивает: «…капитализм втянул в свою орбиту таланты различных групп эксцентриков и нонконформистов, прежде исключенных из его экономики. Тем самым был достигнут еще один изумительный результат: маргиналы, принадлежавшие ранее к богемной периферии общества, оказались в самом центре инновационного экономического развития. Такие новшества в экономике и в работе компаний, в свою очередь, помогли распространить и узаконить соответствующие перемены в обществе. Никто больше не считает творческого человека иконоборцем. Он представляет теперь дух времени» [4]. На сегодняшний день, творческий потенциал маргиналов может быть раскрыт и реализован в стенах крупнейших компаний, ведущих активную борьбу за привлечение креативных специалистов в свой штат.

Также стоит отметить, что в противовес распространенному мнению, что творчество является действенным способ адаптации к миру, есть и другая точка зрения, утверждающая, что творчество – это, прежде всего, преобразование мира. Поэтому причиной творчества выступает именно дезадаптация  человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру.  Так В.М. Вильчек видел основную причину любого человеческого творчества в изначальном отчуждении человека от природы и мира в целом, так как именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение [1]. Маргинал, таким образом, способен творить, он открыт для новых идей и замыслов, поскольку его пограничное положение и непринадлежность ни к одному из культурных / социальных миров, между которыми он находится, способны побудить его к созданию чего-то нового, что в дальнейшем поможет ему преодолеть отчуждение и «войти» в интересующую его культурную среду в качестве субъекта-деятеля.

Креативный потенциал маргиналов может значительным образом повлиять на внедрение новых идей и практик как в рамках конкретной компании, так и общества в целом. Это объясняется особым взглядом на жизнь и мировоззрением маргинальных личностей. Креативность — это, прежде всего, способность к синтезу. «Чтобы создать новые и пригодные для использования комбинации, приходится тщательно анализировать данные, концепции и факты. Результатом креативного синтеза может быть что угодно — изобретение какого-либо устройства, разработка теории, понимание проблемы, ведущее к ее решению или создание значительного произведения искусства» [4].

Итак, маргинал с креативным мышлением (назовем его маргинал-деятель) обладает, прежде всего, богатыми творческими возможностями. Творческий потенциал является определяющим моментом процесса преобразования окружающей действительности, поскольку маргинал – деятель использует кризисную ситуацию как возможность для самовыражения. Т. Шибутани, исследуя направления выхода из маргинальной ситуации, отмечает, что в любой культуре «наибольшие достижения осуществляются обычно во время быстрых социальных изменений и многие из великих вкладов были сделаны маргинальными личностями» [5, с. 267].

Список литературы:

  1. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М. Прометей, 1989. – 129 с.
  2. Пачколина Е.Н. Феномен маргинальности в студенческой среде. – Уфа: Восточный университет, 2008. – 152 с.
  3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под ред. А. А. Ивина, 2004. – 1072 с.
  4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  5. Шибутани Т. Социальная психология: Сокращ. пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969. – 475 с.[schema type=»book» name=»ФЕНОМЕН МАРГИНАЛЬНОСТИ: КРЕАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ» author=»Захарова Анна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found