В современном мире все большую актуальность приобретают проблемы связанные с явлениями, возникшими в результате преобразовательной деятельности человека. Крупнейший испанский философ ХХ века Хосе Ортега-и-Гассет пишет: «Человек обречен созидать, творить самого себя. И это не так уж странно, как может показаться на первый взгляд, ибо в слове «творение» со всей очевидностью подчеркивается, что человек – это прежде всего творец, техник. Жить – значит в первую очередь прилагать максимальные усилия, чтобы возникло то, чего еще нет, чтобы возник сам человек» [4, с. 190]. «Именно познание и творчество позволяет человеку совершенствовать самого себя, формировать свое настоящее и ориентировать будущее. Способность человека к познанию является неотъемлемой частью творческого процесса. Как через познание формируется творческое отношение субъекта к миру, так и в творчестве происходит непрерывный процесс познания. Без познания и творчества человек не мог бы состояться в своем универсальном смысложизненном созидательном призвании» [3, с. 140].
Вторжение человека в той или иной форме испытывается во всем мире, непосредственно окружающем человека и существующем независимо от его сознания. Во-первых, современный человек повсюду сталкивается с самим собой, со своей естественной определенностью. Во-вторых, человек, по сути, уже нигде не сталкивается именно с самим собой. Эти противоположные точки зрения открывают двери субъективному гносеологическому толкованию искусственной среды. Комплексное постижение развития техники, достигнутой ей наивысшей исторической ступени, может пролить свет на сущность техники.
Философские проблемы технических наук на сегодняшний момент мало раскрыты в литературе. Большинство философов техники технические науки относят к независимой области научного производства, равной области науки.
При рассмотрении технических наук можно выделить следующие направления:
— отождествление технических наук с прикладным естествознанием;
— самостоятельные, равноправные научные естественные и технические дисциплины;
— выделение как фундаментальных, так и прикладных исследований в технических науках.
Отличие естественных от технических наук заключается в том, что естественные науки изучают объективную реальность (природу, её явления, процессы и закономерности), а технические науки акцентируют свое внимание на создание «второй природы», мира артефактов. Для естественных наук мерой выступают открытия и научная истина, для технических наук основным критерием выступают в равной степени как истинное знание, так и эффективное техническое знание, выраженное в инженерной практике и инженерных разработках, конструировании, изобретении.
В технических науках, как уже говорилось, выделяют фундаментальные и прикладные области.
Фундаментальные технические исследования сосредоточены на получении новых научных знаний, определении фундаментальных закономерностей развития и функционирования техники и технологии, а также на формировании технической теории.
Прикладные технические исследования сконцентрированы на решении различных практических, технологических, инженерных проблем и задач. Производители, заказчики, клиенты применяют результаты прикладных технических исследований, используя техническое знание в технической и инженерной практике.
В современных технических науках употребляются все общенаучные методы, такие как идеализация, формализация, моделирование, математические и информационно-компьютерные методы и др.
Комбинационно-синтезирующий метод является общим методом технических наук и технического творчества. В ходе создания новой техники, новых материалов, новых технологических процессов ученые, конструкторы, инженеры претворяют в жизнь многообразное комбинирование самых различных естественных законов, процессов, сил, конфигураций, деталей, принципов работы различных подсистем, входящих в то или иное проектируемое техническое устройство. Процесс комбинирования и синтеза длится до тех пор, пока не отыскивает наилучшая, строго определенная последовательность определенных сил, свойств, процессов, законов и подсистем, которая и приводит к появлению, производству качественно новой техники.
Еще одним из основных методов технических наук при исследовании объекта является системно- структурный метод, в котором в качестве предмета могут выступать техника, технология и инженерная деятельность, рассматриваемые как системы. Данный метод предполагает анализ объекта как системы; установление состава, структуры и организации элементов и частей системы; раскрытие зависимости каждого элемента от его места и функций в системе; изучение механизма взаимозависимости системы и среды; определение функций системы и её роли среди других систем; анализ динамики системы, представление её как развивающейся целостности.
Общую схему действия исследователю доставляет проективно-прагматический метод, который направлен на использование практики в качестве методологического принципа.
Техника начала свое развитие вместе с появление человека разумного. Понятие техники встречается уже в трудах Платона и Аристотеля при анализе искусственных орудий труда. Техника – это не естественное образование, в отличии от природы, она создается человеком. Греческое «технэ» переводится на русский язык как искусство, мастерство, понимается как умение нечто создать, сформировать из естественного материала. В истории развития теоретической мысли по-разному трактовалось понятие техники. М. Хайдеггер считал, что техника наша первооснова, коренное человеческое начало, способ самореализации человечества. Согласно Г.Рополю техникой называются все материальные предметы, для которых исключено самовозникновение, в отличие от рождающейся из самой себя «природы» [5, с. 204]. Немецкие философы Г. Ленк и Рополь выделили из литературы по философии техники (ФРГ – 60-70-е гг.) «ряд существенных элементов» техники: прикладное естествознание; комплекс элементов и средств; воля к власти и подчинению природы; «открытие» и «упорядочение» природы; реализация идей; создание искусственной среды и другое. В узком же смысле слова под техникой понимают совокупность технических устройств, артефактов (т.е. искусственно созданных предметов) – от простейших орудий до сложных технических систем. Исторически долгое время в таком смысле употреблялось это понятие. Однако по мере возрастания роли техники в жизни людей этому понятию стали придавать более широкое смысловое значение.
Таким образом, техника – это совокупность орудий труда, видов технической деятельности по их созданию, технических знаний. Техника представляет собой органическое единство двух сторон. Прежде всего, она есть воплощение функций человеческой деятельности, затем она – воплощение в ту или иную объективную форму человеческих знаний о материальном мире. Вторая сторона техники выступает лишь как необходимое условие для существования техники в форме средств достижения человеком своих целей. Существование и развитие техники как искусственного объективизированного средства деятельности субъекта (общественного человека) может быть лишь при условии наличия у человека соответствующего знания об объекте (о материальном мире). Однако знание, наука – условие необходимое, но еще недостаточное для существования и развития техники. Основанием, коренной причиной ее существования и развития является не знание, а противоречие между целями и средствами материально-преобразующей деятельности человека.
С понятием техники неразрывно связано понятие технологии. Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.
Являясь предметом изучения многих дисциплин, в философии техника рассматривается с позиции общих свойств, связей и закономерностей как социальное явление, которое проявляется во всех сферах жизни общества. Основное назначение техники заключается в выполнении тех функций, которые производятся человеком в его трудовой деятельности. Техника оказывает непосредственное воздействие на развитие всех сторон жизни общества.
Размышления о технике и научно-техническом прогрессе, Н.А.Бердяев считал опасным отстранение научно-технического прогресса от моральных, общественных и природных ограничений. Бердяев считает, что основной парадокс нашей цивилизации – без техники культура является невозможной, но вступление культуры в техническую эпоху ведет ее к гибели. Человек делается орудием производства, а продукт производства – вещь, предмет – становится над человеком, что техника строит новую действительность и отрывает человека от природы.
Естество техники таково, что оно неразрывно связано со знанием, с пониманием того, что происходит в мире, и, прежде всего, с научным знанием и постижением действительности. Образование новой техники всегда представляет результат прогресса человека в области познания, всегда следует за более или менее существенными успехами общества в теоретическом освоении материального мира. За фундаментальными научными открытиями часто вытекает создание новой техники. Однако это вытекание не следует возводить в ранг причинно-следственной закономерности, считая, что техника, следуя за развитием познания, науки, не есть что-либо иное, кроме простого следствия, продукта, инструмента, орудия, простого порождения идей науки, развивающейся по собственным закономерностям.
Сциентисты как сторонники мировоззрения, рассматривающего науку как главный фактор прогресса в истории и как средство решения социальных проблем, сам факт следования техники, за научными достижениями поднимают до статуса закона. Серьезные же философские концепции рассматривают этот факт лишь как явление, лежащее на поверхности сложных и глубоких отношений между техникой и наукой. Современные мыслители видят в технике материальное, объективное средство человеческой деятельности. Техника создается человеком путем опредмечивания субъективных, им самим вырабатываемых целей своей деятельности и, прежде всего деятельности производственно-трудовой, материально-преобразующей, связанной с созданием материальных благ.
Знания, наука оказывают содействие созданию техники как орудия, инструмента, средства человеческой деятельности, материального производства. Следовательно, техника – это продукт науки, но вовсе не ее инструмент. Техника зарождается и существует по законам формирования человеческой деятельности, а не по законам развития науки, но без науки, без участия науки новая техника не появляется.
Итак, техника неизбежно оказывает воздействие на общество, на человека, являясь по своему возникновению и функционированию социальным феноменом. Воздействие техники на общество обуславливается особенностью общественных отношений в данном обществе, а не спецификой техники самой по себе. Являясь продуктом общества, порождением противоречий материального производства, техника неизбежно делается средством, материальной базой социального прогресса, усовершенствования общественных отношений.
Важнейшим теоретико-методологическим и практическим значением философского исследования технических наук становится изучение их функциональных особенностей, положения и роли в развитии техники и инженерии. В настоящее время технические науки занимают немаловажное место в научном производстве, имеют особое значение для функционирования и развития технической и инженерной деятельности.
Таким образом, технические науки имеют исключительное значение для научно-технического развития, обслуживают техническую и инженерную деятельность, формируют техносферу, также весьма актуальны проблемы их гуманизации и усиления связи с социально-гуманитарными науками, которые способствуют формированию системы ценностей, установок, принципов, задают гуманный характер мышления специалистов.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии №2 1989, с. 147-162
- Горохов, В. Г. Технические науки: история и теория: история науки с философской точки зрения : [монография] / В. Г. Горохов. – Москва : Логос, 2012. – 511 с.
- Золотарева, Т.А. Формирование творческого потенциала будущих специалистов. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Научный журнал. 2014, №1 (40). Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014. -310 с. (с.140-144).
- Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды: Пер с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М.Руткевича. 2-е изд. – М.: Издательство «Весь Мир», 2000.
- Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. И анг./ Составл. И предисл. Ц.Г.Арзаканяна и В.Г.Горохова – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНИКИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА» description=»Статья посвящена осмыслению философских проблем технических наук, направлений и методов в данной области. В публикации делается попытка анализа понятия и сущности техники.» author=»Золотарева Татьяна Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]