Особенности и тенденции в развитии религиозности сложились под влиянием объективного и субъективного воздействия отдельных характеристик действительности – факторов, роль которых необходимо рассмотреть. Когда мы говорим о ситуациях и процессах в обществе, стране, регионе, относительно которых сама религия или её составляющие, конкретные проявления выступают факторами их состояния и динамики (религия как фактор духовного состояния общества, как фактор стабильности или обострения межнациональных отношений и т.д.), то в этом случае правомерно употребление понятия «религиозный фактор». Этой стороне взаимодействия религии и общества уделено много внимания в отечественном обществознании [2, 4, 5, 6].
Когда же речь идет о факторах, влияющих на состояние, изменение, развитие самой религии и составляющих её элементов (факторы эволюции религии, религиозного сознания, факторы стабильности или изменения религиозной ситуации, межконфессиональных отношений и т.п.) – мы говорим о «факторах религиозности». Этот ракурс также рассматривается исследователями [1, 3]. В данной статье излагается авторская концепция факторов религиозности.
Отправной точкой рассуждений о факторах религиозности является тезис о том, что объективные и субъективные условия жизни могут быть изменены, в том числе, и с помощью целенаправленного воздействия. Управление изменениями наличных условий жизни возможно с помощью системы решений, применяемых в различных сферах деятельности в расчете на различные механизмы реализации.
Сферы деятельности общества отличаются друг от друга не только исторически обусловленной значимостью, технологической обеспеченностью и численностью занятых в ней людей, но и способностью откликаться на целенаправленные воздействия. При позитивном воздействии быстрее всех может трансформироваться сфера политических отношений (хотя и частично, но ощутимо). Следующей по темпам изменений можно называть сферу экономических отношений, где устранение негодных решений приводит к быстрому росту продуктивности. Наиболее медленно поддается изменениям в результате целенаправленных решений сфера культуры, духовного производства. В сфере социально-психологических отношений изменения происходят неравномерно – вслед за трансформацией политических отношений быстро меняется настрой и общий тонус общественного мнения, общего самочувствия; вместе с изменениями в сфере экономических отношений происходят быстрые изменения в «экстровертивных» образцах (формулы карьерного успеха, позиционирования, статуса). Медленно меняются идеалы социальной справедливости, счастья, чести.
Исходя из вышесказанного, определяются общественные институты (организации, союзы, корпорации), способные выполнить принятые решения, изменить в соответствии с ними собственное качество и изменить в соответствии с этими решениями качество сознания и деятельности остальных людей. К таким силам в обществе относятся государственная система управления (законодательная, исполнительная, судебная), система органов образования всех уровней, система средств массовой информации, система учреждений и творческих союзов в сфере культуры.
Органы государственной власти принимают и реализуют решения в форме правовых установлений на основе преимуществ, основанных на природе власти. Любая власть есть форма диктата, конкретные проявления которого зависят от исторического времени и культурного пространства. Власть – это всегда сила, методы власти – по преимуществу силовые методы, применяемые, в основном, к волевым структурам сознания личности через принуждение, приучение к дисциплине и общей нормативности. Поэтому предлагается назвать способы воздействия, доступные для реализации органам государственной власти, «факторами силы». К ним относятся правовое регулирование государственно-церковных отношений, правовое регулирование общественно-церковных отношений, нормативное обеспечение прав и свобод личности, правовой надзор за практикой взаимодействия властных органов, религиозных организаций и общественных структур в политической, экономической, культурной и социальной сферах. Кроме того, именно во властной структуре происходит выработка и принятие окончательного варианта основных стратегических идей развития, влияющих на состояние реальной религиозности населения (силами элиты творческого генерирующего уровня).
Система органов образования всех уровней, система средств массовой информации, система учреждений и творческих союзов в сфере культуры обеспечивают распространение, объяснение стратегических идей и решений по их воплощению, обеспечивают их положительное восприятие, интериоризацию, усвоение в качестве мотивов и стимулов индивидуальной деятельности. Методы названных структур по преимуществу воспитательные, основанные на механизмах заражения, подражания, внушения, объяснения и научения, направлены, прежде всего, на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Деятельность системы органов образования всех уровней, системы средств массовой информации, системы учреждений и творческих союзов в сфере культуры призвана стимулировать потребность людей в выполнении стратегических целей, выработанных элитой. Поэтому предлагается назвать способы воздействия, применяемые данными общественными структурами, институтами и союзами, «факторами стимула». К ним относятся способы регулирования соотношения светского и религиозного в сфере образования, науки и культуры, способы регулирования соотношения общечеловеческого и национального в сфере образования и культуры, способы регулирования соотношения лояльности и непримиримости в сфере общественной морали и нравственности, способы соотношения оптимистических и пессимистических ожиданий в сфере общественных настроений и переживаний.
Но некоторые наиболее желательные изменения в области нравственности, общественных и индивидуальных настроений и переживаний, в отношении значимых идеалов и ценностей жизни общества и человека появляются как результат не только целенаправленного воздействия управленческих решений элиты, системной работы органов образования, информации и культуры, но, в большей части, как итог самостоятельной и творческой духовной и практической работы субъектов. Эта духовная работа происходит под влиянием синергийного комплекса пространства-времени, который воспринимается на уровне личности с помощью интеллектуальных и эмоциональных структур личности, с явным приоритетом эмоциональных. Пространство-время в качестве духовного комплекса есть базовая часть архетипической части сознания, осознаваемая как неразрывность исторического времени (прошлого – настоящего – будущего) и исторического пространства (Отечество – Родина – родная земля). Историческая память, отраженная в искусстве, народном творчестве, мифах массового сознания, семейных и локально-территориальных преданиях и легендах, оказывает воздействие, прежде всего, на эмоциональные структуры личности, делая прошлое настоящим, сближая переживания и оценки массы людей с переживаниями и оценками отдельной личности. Поэтому способы, в результате реализации которых к человеку приходит влияние синергийного комплекса пространства-времени, можно назвать «фактором чувства». Общественным институтом, реализующим эти способы, является семья. К сферам деятельности семьи могут быть отнесены способы регулирования соотношения национального и общечеловеческого в характериологических особенностях личности, способы регулирования соотношения базовых черт национального архетипа в характеристике личности, способы регулирования соотношения светского и сакрального в мотивах и способах реальной общественной деятельности отдельной личности.
Формирование личностной позиции (гражданской, патриотической, моральной, социально-статусной, познавательной) и модели поведения происходит в сознании человека под влиянием многих источников, одним из которых является пример. Пример может быть однократным или долговременным, позитивным или негативным. Если в одном субъекте собираются и осознанно признаются окружением положительные качества, продолженные во времени и распространенные на многих участников общественного процесса, мы имеем дело с общественным авторитетом, носителем которого может стать личность, группа, организация, общественный институт. Ход развития человеческого общества показал, что, несмотря на действительные, снижающие роль ошибки или на попытки искусственно снизить значимость организации, религиозные организации являются носителем общественного авторитета. Речь, конечно, идет о религиозных организациях гуманистического типа, связанных с народом страны этно-исторической традицией, социальным опытом преодолений и достижений, связанных едиными устремлениями в будущее. Способы, которыми религиозная организация может воздействовать на сознание и деятельность человека или групп людей, можно назвать «факторами авторитета». К сферам деятельности религиозных организаций, влияющим на динамику религиозности населения, следует отнести регулирование эффективности пропаганды вероучения и миссионерской работы по расширению состава верующих, проведение социально-реабилитационной работы в рамках канонов вероучения, участие в общественном диалоге с властью на стороне социально ущемленных слоев, регулирование национальных и религиозных взаимоотношений, отношений между ралигиозными организациями, участие в регулировании взаимоотношений людей с определенных моральных позиций.
Таким образом, выделен ряд факторов религиозности, которые следует понимать как совокупность способов и методов, применяемых тем или иным общественным институтом в соответствии с присущими этому институту возможностями в целях изменения объективных и субъективных условий жизни и влияющих на состояние и развитие религиозности населения.
Меры, применяемые различными общественными институтами по изменению объективных и субъективных условий жизни, могут влиять на состояние религиозности прямо или опосредованно, что не связано степенью осознанности возможностей влияния. Вполне вероятно, что действия конкретных участников исторического процесса могут оказать прямое давление на состояние религиозности даже тогда, когда замысел не предусматривал такого результата, или предусматривал его с совершенно иным знаком. Прямой и непосредственный результат, связанный с изменением состояния религиозности, можно ожидать, скорее всего, на поверхностном уровне (где он проявляется в качестве эмоционального общественного отклика или установления некой моды, что в обоих случаях недолговременно). Более устойчивым будет результат изменений в состоянии религиозности, полученный в итоге опосредованного воздействия – более затратного во всех отношениях, но эффективного.
Определив методологическую основу анализа факторов религиозности можно увидеть реализуемые и скрытые возможности по регулированию динамики религиозности населения, которыми обладают социальные силы нашего общества.
Фактор чувства – система действий, применяемых семьей и группой родственного окружения для регулирования отношений преимущественно с помощью методов образовывающего воспитания. Определяя «фактор чувства», как совокупность способов регуляции соотношения между общечеловеческим и национальным в ценностных приоритетах личности, между базовыми чертами национального характера внутри характеристик личности, между светским и сакральным в реальной деятельности личности, мы выходим на проблему формирования сущностных черт национального психотипа средствами семейного воспитания. Обращение к базовым чертам русского национального характера, непосредственное переживание их значимости и роли в собственной судьбе, является питательной средой развития религиозности индивидуального и массового сознания россиян.
Фактор авторитета – система действий, применяемых религиозными организациями для регулирования отношений с помощью комплекса специфически присущих религиозной организации методов воздействия. Наличие у РПЦ чётко сформулированной социальной концепции, определяющей принципы деятельности РПЦ в многонациональном и многоконфессиональном светском государстве, повышает её авторитет среди неверующих и верующих различных конфессий. РПЦ проявляет способность к модернизации методов и способов миссионерской и просветительской работы, отвечает на вызовы времени адекватно сущности православного учения, что приводит к положительной динамике религиозности сознания населения.
Фактор силы – система действий, применяемых властными органами для регулирования отношений преимущественно с помощью установления и применения правовых норм. В настоящее время естественным союзником для государства являются религиозные организации традиционных для России вероисповеданий и конфессий, среди которых исторически обусловленное первое место занимает Русская православная церковь. Идеологическое постулирование основных принципов взаимоотношений общества и религиозных организаций является результатом деятельности всех субъектов идейной сферы общества. Практика государственно-церковных отношений зависит от идейной и мировоззренческой ориентированности участников процесса.
Факторы стимула – система действий, применяемых органами образования, информации и культуры для регулирования отношений преимущественно с помощью методов воспитывающего образования. Потенциально деятели науки и искусства, созданные и пропагандируемые ими научные концепции и идеи произведений искусства могут оказывать решающее эмоциональное и этическое воздействие на состояние сознания, но в связи с распространением массовой культуры возможности положительного влияния снижаются. СМИ также демонстрируют стремление к извлечению коммерческой выгоды от регулирования потоками информации, но под контролем государства в состоянии соответствовать правовому полю и избранному идеологическому курсу. Система образования возглавляет по значимости силы, участвующие от лица общества во взаимодействии светской и религиозной культур в пространстве современной российской цивилизации.
Список литературы:
- Атлас современной религиозной жизни России: в 3 т. / Кестон. ин-т. – М.: Летний Сад, 2005. – Т. 1. / отв. ред.: М. Бурдо, С. Филатов. – 2005. – 620с.; — Т. 2. / отв. ред.: М. Бурдо, С. Филатов. – 2006. – 686с.
- Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. Под ред. М.П. Мчедлова, Ю.А. Гаврилова, В.В. Горбунова и др. – М., «Культурная революция», 2007. – 343с.
- Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М.: Научная книга, 2005. – 382с.
- Никонов А.П. Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект. – СПб.: Изд-во: Питер, 2009. – 344с.
- Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С.Филатова. – М.: Росспэн, 2009. – 341с.
- Религия и политика в ХХ веке. – М.: ИВИ РАН, 2006. – 278с.[schema type=»book» name=»СИСТЕМА ФАКТОРОВ ДИНАМИКИ РЕЛИГИОЗНОСТИ» author=»Лобазова Ольга Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]