Наука, как и научное знание, «представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей» [3, с.13]. Любое знание детерминировано не только социокультурным контекстом исторической эпохи, но внутренними особенностями строения своей науки и спецификой предметной области. И экология не является исключением. Возникнув в 19 веке, она развивается по своим тенденциям и закономерностям. Но с расширением эвристического потенциала методологии синергетики и доминированием эволюционной эпистемологии, экология инклюзировала в себя идеалы и нормы синергетической парадигмы. Основанием тому послужила представление о биосфере и экосистемах как о сложных, открытых и самоорганизующихся системах иерархически выстроенных, отражая их реальные и характерные тенденции. К тому же экология своими основаниями уходит к биологии и химии, где синергетические представления заявили о себе впервые.
Критерий объективности знание в экологии фундируется онтологическим образом, предполагающим процессуальность всех систем, неравновесный и открытый характер, что обеспечивает взаимодействие на основе обмена веществом, энергией и информацией. Поэтому постнеклассический субъект «становится в контексте истории, в контексте исторического времени, в контексте открытого и развивающегося диалога» с природой [4, с. 116]. При таких взаимодействиях учитываются положительные и отрицательные обратные связи, которые если не уравновешивают друг друга, то приводят экосистему к неравновесному состоянию, чреватому экологической катастрофой, либо сильнейшими необратимыми процессами, которые наносят непоправимый урон экологии. Такие процессы наблюдаются при испытаниях ядерного оружия, сносах крупных зданий и промышленных комплексов и безмерных нефтяных загрязнений, или «захламления» космического пространства. Все эти уроны, наносимые экологической системе и биосфере (всем существующим живым системам), развитием научно-технического разума, служат отрицанием последнего самого себя (Гегель). Таким образом, разум, детерминируемый «Капиталом», теряет естественные границы, утрачивая критерий меры, не считаясь с Вселенной как живым развивающимся организмом. Таким образом, научно-технический разум техногенной цивилизации раскачивает экологическую систему до максимума, стремясь на конечный аттрактор (небытие). Аттракторы – это «те реальные структуры в открытых нелинейных средах, на которые выходят процессы эволюции в средах в результате затухания в них переходных процессов» [1, с. 7].
Сегодня, научно-технический разум надеется на переходы как безграничные постоянно возобновляющиеся возможности бытия, но на самом деле они ограничены и будущие может «застыть» в настоящем и экологическая система перестанет возобновляться и справляться с безмерными действиями «соучастника» глобального круговорота вещества, информации и энергии. Язык намного мудрее его носителя, сохранил смысл слова Вселенная как «вселещиееся», т.е. включающая в свои пределы как органическое целое активного наблюдателя (антропный принцип), который ведет ее к гибели. Поэтому в физике становиться вопрос о фундаментальности и неизменности законов. Наблюдатель, его научно-технический разум должны осознать, что губят, прежде всего, себя и переключиться на коэволюционные процессы, процессы восстановления. Так как человек разрушает себя. Возможно это логический исход его?
Огромные масштабы экспансии в природе «взбесившегося» разума нуждаются в этической «обузданности», требующей формирование ценностно-нормативных структур познания. Тех границ, которые будут сдерживать, и направлять научно-технический разум, который сужает все больше границы природы. Разум до сих пор в «объятьях» классического идеала знания, который утверждался на основе сциентиского мировидения, в котором любое знание, трактуется непоколебимой истинной в последней инстанции. Истины научно-технического разума абсолютны и оправданы, имеют под собой онтологические основания. Такая позиция считает знание и технику целесообразней, чем все живое в природе. В последней он видит безжизненный механизм. Таким образом, сам человек становиться бездушным придатком такого механизма.
«Это и не позволяет считать природу всего лишь«мертвым» материалом, служащим для пользы человеческого общества. Так что бэконовский девиз: «Знание – сила» – лишается механическо-силового смысла и приобретает созерцательно-ценностный акцент.
Ценностные ориентиры субъекта должны быть перенесены и на объект, да и формироваться они должны субъектом в соответствии с объектом изучения. Варварское отношение человека к природе, неразумное использование природных ресурсов и полезных ископаемых, загрязнение экологии, учитывая принцип кольцевой причинности и нелинейный характер процессов, приведет к катастрофическим последствиям как на Земле, так и во всем образе жизни человека. Уже не говоря о том, возможна ли будет жизнь биологических существ» [2, с. 66].
В синергетической парадигме действует принцип относительности и «взбесившейся» научно-технический разум должен понять, что истины, открываемые им «временяться», исторически ограничены. И претендовать на статус окончательных и бесспорных не должны. Экологический кризис, опустынивание, исчерпание ресурсов в недалеком будущем и пищевая проблема – говорят о экспоненциально усиление устремлений разума, который ищет другие планеты для их экспансии. Поэтому следует изменить координально тактику научно-технического разума, его ориентацию на экспансию и «варварское» отношение к природе, и понять, что скрыться или спастись посредством своих «уловок» разум (Гегель) не сможет. Пока не пройдена «точка невозврата».
Список литературы:
1.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. — 1992. — №12. – C. 3-20.
- Лященко М.Н. Проблема объективности знания в синергетике // Вестник Бурятского государственного университета: Философия, Социология, Политология, Культурология. – Улан-Удэ: БГУ, 2010. – Вып. 14а. – С. 64-67.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., Прогресс, 1986. С.432.
- Степин В.С. О философских основаниях синергетики // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс-традиция, 2007. – С. 97-102.[schema type=»book» name=»Проблема научно-технического разума в экологии: философский анализ» description=»Данная статья, посвящена проблеме научно-технического разума в экологии в контексте синергетической парадигмы и оценке. С позиций синергетики дается оценка научно-техническому разуму и его выхода за идеалы и ценностные установки постнеклассической рациональности.» author=»Куликов Антон Валерьевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-07″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]