Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА И РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА И РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

В переломные исторические эпохи Россия, в силу своей геополитической расположенности между двумя центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом, становилась ближе то к Западу, то ближе к Востоку. Одним из влиятельных научных и идеологических концепций считается теория евразийства. Евразийство как движение общественно-политической мысли и как философское направление возникает в среде русского зарубежья в 20-х годах прошлого века во времена  революций, лихолетий, крушения старого мира. В ту пору евразийство стало оформляться как мощное движение русской эмиграции. К классическому евразийству относят историка и филолога Н.С. Трубецкого, географа П.Н. Савицкого, историка и сына известного ученого и теоретика ноосферы Г.В. Вернадского, юриста Н.Н. Алексеева, историка и философа Л.П. Карсавина, историка  Г.В. Флоровского.  Позже, во второй половине ХХ века евразийское учение было осмыслено и дополнено географом и этнографом Л.Н. Гумилевым. Таким образом, евразийство –  это междисциплинарное учение, синтез передовой научной мысли и существенный вклад в развитие таких социально-гуманитарных наук как история, культурология, философия, этнология, правоведение, социология. Евразийцы отталкиваясь от культуры, традиционных и национальных ценностей определенной этнокультурной среды и социально-политической ситуации, выстраивали единую систему понятий и категорий нового мировоззрения.

Традиционно принято понимать под евразийством идею особого пути цивилизационного развития России, отличного от европейской модели в связи с тем, что исторические судьбы страны, образ мышления, обычаи и нравы, религиозная составляющая и в целом духовная, материальная культура позволяют судить о некотором специфическом направлении, в какой-то степени соединяющем европейскую и азиатскую картины мира, каждая из которых вырабатывает свою систему взглядов. Причинами такой специфики являются месторазвитие или своеобразный социально-пространственный временной континуум, влияние климата и географической среды, а для России именно лесов и степей. Самобытность срединной культуры выражалась в преимуществах русского коллективного сознания, соборности русского человека, в признании симфонической личности и утверждении православной веры. Известно, что евразийцы доказывали принципиальную разницу России и Запада, поскольку Россия больше могла быть отнесена к Евразии, чем к Западной Европе с ее романо-германской культурой. Россия-Евразия, как отмечал Л.П. Карсавин, будучи на пограничье между Востоком и Западом, может воплощать свой особый путь гармоничного цивилизационного развития [4, с. 190].

    Многие современные ученые в области социальной философии, истории, политологии, культурологи других социально-гуманитарных наук продолжают изучать евразийскую концепцию с разных сторон. Евразийство исследуется как цельная доктрина с точки зрения геополитического аспекта с расширением методологической базы до социально-философского дискурса, где евразийство представлено как идея российской цивилизации и уникальное явление с особой миссией, занимающей достойное место в современном мире (А.С. Панарин, А.Г. Дугин, Б. С. Ерасов, К.В. Пишун, Е. Хилтухина, В.В. Кожинов, Ф.М. Гиренок, С.И. Данилов, Г.В. Жданова и др.).  В 2000-х годах появляется новый этап осмысления истории развития евразийства, и А.В. Белошапко предлагает разделить неоевразийство на четыре этапа развития:

 — от  постепенного возрождения интереса к евразийству (1985-1994 гг.);

—  собственно этап развития неоевразийства (1994-1998 гг.);

—  возникновение ряда неоевразийских движений (1998-2003 гг.);

— современный этап (с 2003 г.) [1].

Срединное положение России явилось фактором особого взгляда на перспективное развитие страны. Философское осмысление дальнейшего пути российского общества в эпоху глобализации заставляет заново взглянуть на хорошо знакомые концепции, в частности, евразийство как философскую доктрину, учение об историческом подходе и идеологическую концепцию.  Актуальность переосмысления работ евразийцев продиктована непростой политической, социально-экономической ситуацией России, места и роли в мировом сообществе, что влияет на общественные процессы внутри страны. Евразийские идеи могут актуализироваться в эпоху обновления  трансформации внешнеполитического курса России.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и  специфическое мировосприятие населяющих эти территории народов — непохожие картины мира, специфические взгляды на способы и методы познания мира. Восток и Запад по большому счету имеют разные научные, религиозные, художественные и духовные ценности. До того как Китай выбился в авангард мировой экономики, главную роль в мире, в том числе в области науки и культуры,  играли западные страны. Западная цивилизация ассоциируется с греко-римским периодом античности, романо-германской культурой. Географически страны Европы занимают западную часть Евразии, от окружения морями и океаном с Гольфстримом они имеют преимущества умеренного климата. Население Европы еще в древности  заселило острова, полуострова,  с различными природно-климатическими зонами. К западной цивилизации относят также США и Канаду.

      Весь путь исторического развития западных сообществ свидетельствует о приоритете принципа рациональности, практичности в освоении природного мира и извлечения пользы для улучшения своего повседневного быта и новых достижений в хозяйстве. Западная наука традиционно изучала субъект-объектные отношения, содействовала открытиям и внедрению технических новинок. Восточная цивилизация до недавнего времени характеризовалась замкнутостью государств и сообществ Китая, Индии, Кореи и особенно Японии.  Наука восточных мудрецов была направлена не столько на внешние признаки предмета, а сколько на проявление его внутренних свойств, духовное постижение сути объекта.

В исследовании картины мира западного человека и человека восточного З. Морохоева, в частности, опирается на сравнение категории Целого: «Целое в российской культуре основано на принципе автономии, дано в пространстве, тогда как на Востоке Целое постигается через время. При относительно большом внешнем сходстве Золотой Орды и Московского княжества именно наличие разных принципов обусловило то, что выбор молодого российского государства совершился в сторону Европы. Но для Европы, которая идет в сторону усиления автономии частей в Целом, развитие России является пограничным. Оно направлено иначе. В результате, Россия — это ни Восток, и ни Запад, но ядро с принципом автономии оставляет ее на пограничье Запада» [5, с. 262].

Какое же место занимает Россия? Главный тезис евразийцев «Россия – это Евразия, она не принадлежит ни Востоку, ни Западу» был воспринят по-разному и по сей день подвергается интерпретации сообразно политическому климату и приоритетов социально-экономического развития. В чем же состоят особенности российской цивилизации? Исторически Россия воспринималась как синтез татаро-монгольских, византийских, восточных славянских начал. Своеобразие культурно-исторического развития российского общества выражалось в ее мессианской ориентации.

 В царской России преобладало аграрно-ремесленное производство, ориентированное на укрепление великоимперского, военного могущества. Экстенсивное развитие страны объяснялось в некоторой степени низким уровнем развития и недостатком внедрения передовых промышленных и управленческих технологий. Традиционно деспотическая власть самодержца опиралась на огромный штат чиновников, который по сей день  в виде бюрократической иерархии остается влиятельной силой. Общеизвестно, что в стране всегда доминировала политика над экономикой и социальной политикой так, что патерналистское государство всегда стремилось регулировать не только социальную, но и личную жизнь россиян. Россия обладает огромным пространством, с малым количеством населения и плохо развитыми транспортными и информационными коммуникациями, что типично в большей степени для регионов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Страна издавна была многонациональной и многоконфессиональной. Занимая огромную центральную часть Евразийского континента, постперестроечная Россия, как и в прошлом, испытывает постоянное культурное влияние, как с Востока, так и с Запада.

Н.Я. Данилевский говорил о предназначении России в сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа, тем самым выражал умонастроения определенных кругов интеллигенции о панславизме на основе общности исторического происхождения, языков, культуры, в некоторых случаях религии [3]. Классики евразийской концепции, говоря о евразийской цивилизации, подчеркивали её геополитическое и пространственное местоположение, выделяя значимую роль туранского компонента и ряд других факторов. Евразийская концепция представлялась жизнеспособной и существовала параллельно с другими интересными и продуктивными концепциями.

В 90-х годах ХХ века на основе идей евразийства, А. Тойнби, Н. Я. Данилевского, П. Сорокина рождается ряд исследований особенностей российской цивилизации, подчеркивающих возможность самостоятельного цивилизационного пути развития России. По словам А.О. Бороноева, новое евразийство способно указать путь цивилизационного развития России: «Комплиментарность как уважение и стремление к синтезу разных культур снимает заскорузлые, полные ненависти к другим культурам взгляды. Поэтому на новом этапе поиска идентичности в постсоветской России наблюдается огромный интерес к евразийским идеям. Это является, как говорилось выше, одним из направлений поиска территориально-государственного и культурного развития России. В результате этого сформировалось новое евразийство или неоевразийство, в рамках которого развиваются основные принципы евразийства применительно к новым условиям страны. Особое внимание в новом евразийстве уделяется равенству и развитию культур, территориально-национальному строительству, развитию русского мира с участием культур многочисленных народов страны, что отражается в понятии «многонародная нация» России. Особое внимание уделяется конструированию исторического сознания как фактора гражданской идентичности, которое выражается в понятии «россиянин», воспринимаемом националистами как уничтожение русской идентичности и национального самосознания. Одной из важных инноваций неоевразийства является активное включение в обсуждение российских проблем цивилизационной методологии, что позволяет высказать важные идеи об участии России в современном мироустройстве и диалоге цивилизаций»  [2, с. 41-42].

Во внутреннем пространстве Россия является местом жительства большого количества наций, объединяя разные по культурным традициям, религиозному сознанию, языку и обычаям народы Восточной Европы и Северной Азии в один суперэтнос Евразии. Россия как Евразийское цивилизационное образование граничит с Восточной Европой, а вместе с ней и с ЕС, на Востоке с азиатскими странами Монголия и Китай, а на юге со странами СНГ. Цивилизационные взаимоотношения России с ее соседями имеют сложную историю, в современном мире тенденция к созданию Евразийского союза на основе идей евразийства рассматривается как одна из самых продуктивных в концепции внешней политики, что является свидетельством готовности России к полноценному и продуктивному межцивилизационному диалогу.

Список литературы:

  1. Белошапко А.В. Социокультурная концепция русского евразийства: зарождение и эволюция доктрины. Авторефсс. канд. дисс. — Москва, 2005. – 22 с.
  2. Бороноев А.О. Поиск российской идентичности и евразийские идеи / Debaty Artes Liberales. Т. VII. Пограничье Евро-Азии. – Warzsawa, 2013. – 383 с.
  3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 816 с.
  4. Карсавин Л. П. Основы политики//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Наука, 1993.
  5. Морохоева З. Диалог культур Востока и Запада в эпоху глобализации. Перспектива Евро-Азии. – Варшава – Киев: Таксон, 2013.- 332 с.[schema type=»book» name=»ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА И РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ» author=»Болдонова Ирина Сергеевна, Болдонов Александр Леонидович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found