Вместо эпиграфа:
«Мы оказались свидетелями пышного расцвета ясновидения, чудодейственный врачеваний, поклонения пестрым идолам спиритизма и оккультизма» [7, с. 44]
Мистицизм, религия, сверхнаука, трансцендентное, непознанное и очаровательно-привлекательное…некая система мышления, симбиоз воззрений, обобщенная категория «магии» является неотъемлемой частью человеческого общества. Присутствие понятийной базы и представлений о магии в социумах большинства человеческих цивилизаций доказывает: феномен представлений о магии существует, скорее, не за счет инертности общественного сознания и преемственности представлений о «волшебном», а в силу того, что феномен репродуцирует сама социальная реальность.
Одной из причин репликации «волшебного» и обращения субъектов к помощи магии будет являться революционный характер общественного развития и процессов формирования общественной жизни, малая взаимосвязь между отдельным человеком и ролью, которую он играет в становлении и эволюции общества.
«Новый расцвет мистицизма начался в период империализма, когда все формы средневековых суеверий, считавшиеся погребенными на веки, ожили с новой силой стали угрожать культуре и прогрессу» [12, с. 45] Как мы видим выше, в пограничных состояниях (при смене формаций), в условии перехода в новую, информационную эпоху, существенно выросло (как в индивидуальном, так и в общественном сознании) внимание к магии. В это переломное время стремление к «волшебному» является попыткой разрешения ряда трудностей и проблем. Социальное неравенство, экономическая бесперспективность, культурно-нравственная деградация, физиологическая недостаточность, ментальная аддиктивность выступают катализатором развития метамагического дискурса современности. Оказывая таким образом влияние на жизнь современного человека, магия как культурный феномен кроме своего инструментального приложения в качестве средства разрешения той или иной проблемы субъекта является средством конструирования окружающей индивидуума реальности.
Рассмотрим (в тезисах ниже), каким образом магия оказывает влияние на жизнь человека, рекомбинирует его восприятие, реконструирует действительность в соответствии с представлениями субъекта о ней (в симбиозе рационального и иррационального):
- Манипулирование общественным сознанием по средствам магических мистификаций, влияние феномена магии на формирование поведенческой матрицы современного человека.Акт магической интеракции, в данном случае, является инструментом рекомпозиции модели социальной реальности потребителя путем подмены эпистемологических фактов маго-интенциальными (похожие мысли в своих работах высказывал Свечников В. С. [8]). Находясь в подобного рода квази-реальности, сформированной мистификатором/ами, субъект теряет возможность критического анализа и осмысления происходящих событий и явлений. Репликация этой «новой» онтологии субъекта будет носить существенные различия с действительной, оказывая влияние на физиологические, социальные и культурные аспекты его бытия. В роли мистификатора может выступать как субъект, так и явление. Влияние «магического» притяжения информационных технологий (как пример) подробно рассмотрены в работах Скородумова М.А [10], Дери. М [2].
- Формирование дополнительного информационно-культурного слоя в структуре современного социума. В условиях открытого доступа к большому количеству информационного контента (взаимное влияние масс-культуры и информационных сетей в своих работах рассматривалТоффлер Э. [11]) и формирования дополнительных слоев реальности генерируется масса магомифологем. Подобного рода магомифологемы содержат информацию культурно-духовного пласта человеческой онтологии, представления о «волшебном», доработанные современной масс-медиа, благодаря чему формируется «новая реальность», реконструированная в урбанистической магии современного субъекта.
- Обобщение постиндустриальных технологий и мистико-магических практик в понятийной базе современного мегаполис-субъекта. Реактивное развитие научно-технического прогресса, которое нашло отражение во всех отраслях бытийности субъекта, нередко приводит к тому, что представление о науке в целом (в обыденном сознании) начинает трансформироваться, отождествляться со сверхъестественным, обретать признаки сакрализации (тема рассмотрена Поликарповым B.C.[6]). Науку и технологии, созданные на ее основе, будут сложно отличить от магии, о чем писал Кларк А. еще 60-70ых. [4]. Исполняя часть функций, отождествляемых с человеком, и по мере услужения технологии становятся (в мировоззрении субъекта) мистическим артефактом, замещая рациональные представления о самих себе иррациональными.
- Магические практики как часть религиозного сознания или симбиоз религиозно-мистических представлений («Религиозное фэнтези» [3]). Осмысление феномена взаимопроникновения и репликации магического и религиозного приводит к концептуальному признанию магии как квазирелигиозной мировоззренческой доктрины (Кастанеда [5]), контраргументирующей традиционному религиозному (религионравственному) наполнению духовной составляющей общества. Воспринимая объективную действительность сквозь призму околонаучного (магического) мировоззрения, субъект попускает и допускает существование паранормального и переводит обрядово-синкретическое из области агностицизма в область воплощенного бытия.
- Магия как ненаучная форма познания, механизм социальной адаптации. Современная мегаполис-общность дискретна. Многочисленные субкультурные образования в структуре социума формируют общую логику генезиса общества, являются носителем пассионарности и ключом к пониманию эволюции культуры. Присутствие в социальной среде кластера оккульт-практиков (парапсихологов, экстрасенсов, контактеров, гадателей и околомистические субкультуры ролевой направленности [11]) принудительно фрагментирует объективную реальность. В рамках допусков, искусственно созданных подобного рода группами, у субъекта появляется возможность сформировать гипотетическое знание, являющееся частью мета-магического мировоззрения.
Проанализировав данные положения, можно прийти к следующим выводам:
А) Несмотря на реактивное развитие научно-технического прогресса, несмотря на оставшееся в прошлом мифологическое мировоззрение и средневековый мистицизм, вера в сверхъестественное продолжает являться неотъемлемой частью человеческого общества.
А) Феномен «магии» в общественном сознании имеет сильные культурные корни. Современный человек, под действием социокультурного наследия цивилизации, через призму представлений о мистическом, преломляет свое мировосприятие и делегирует его через поведенческую матрицу социуму;
Б) Современные представления о магии человекоцентричны. Антропологическая составляющая сущности магии рекомбинирует мифологические, архаико-пантеистические, догматически-религиозные, научные (в формате псевдонаучных) и гедонистические представления постиндустриального (мегаполис-субъекта) человека к онтологии духовного.
В) Под действием этих начал в сознании субъекта формируются реконструированно-сублимированные представления о действительности, которые в свою очередь постулируют субъекту новую поведенческую матрицу и генерируют новые культурно-духовные связи. Исполняя данный поведенческий код, мегаполис-субъект (оперируя мета-магическим мировоззрением) реконструирует реальность не только в собственных ощущениях, но также оказывая влияние на объективную действительность.
- Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М., 2008
- Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М., 2008.
- Иванова, Е.В. «Религиозное фэнтези» как элемент современной религиозной мифологии// Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки.2012 5 ( 1 ) [Электронный ресурс]. URL.
- Кларк А. Черты будущего. — М., 1966.
- Кастанеда К. Отдельная реальность. София, 2006.
- Поликарпов B. C. Наука и мистицизм в XX веке. М., 1990.
- Рейнак С. Орфей М., 1919.
- Свечников В. С. Социокультурный анализ мистификации. Саратов; СГТУ, 2000.
- Сергеев В.К. Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций : социологический анализ. Автореферат. … дис. … канд. филол. наук. Москва, 2002.
- Скородумов М. А. Магия информационных сетей как фактор социального эскапизма // Аспирантский вестник Поволжья. Философия. 2014 No. 3-4, C. 44-47
- Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
- Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки М., 1965[schema type=»book» name=»КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «МАГИИ» КАК СПОСОБ РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» description=»В этой работе исследуется взаимосвязь культурной среды (мистических представлений), человека и общества. Перед автором статьи ставиться ряд задач: проанализировать влияние феномена магии на мировоззрение субъекта; выявить точки соприкосновения культурного наследия цивилизации, представлений о магическом и социальной действительности; исследовать влияние феномена магии на человека и общество.» author=»Скородумов Михаил Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]