К наиболее древнему гидротехническому сооружению эксплуатирующемуся уже более 3250 лет относят однородную грунтовую плотину Кофини, построенную в Греции в период расцвета Древней Греции. Плотна Кофини высотой 10 м, шириной по верху (гребню) от 3 до 50 м, шириной по основанию от 57 до 103 м, длиной 100 м. Верховой откос грунтовой плотины имеет заложение mв = 2…3, низовой mн = 2. Плотина Кофини построена с целью борьбы с паводками, т.е. для аккумуляции паводкого расхода в водохранилище. У верхового и низового откоса грунтовой плотины устроены стенки из каменной кладки. Верхняя каменная стенка заделана в основание грунтовой плотины и предназначена для предотвращения размыва со стороны реки. Каменная стенка на низовом откосе сделана с целью повышения устойчивости низового откоса. Плотина Кофини построена в 1260 г. до н.э., несомненно, высококвалифицированным инженером.
Русская гидротехника получила широкое развитие только во времена Петра Великого в связи с развитием промышленности, торговли, водных путей сообщения, военных сооружений для укрепления городов, сел, станиц.
В своих указах и распоряжениях, относящихся к образованию, Петр I ставит задачу на расширение и улучшение уже существующих инженерных школ. В 1807 году русский император Александр I учредил план сотрудничества с Наполеоном, и группа французских инженеров приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в организации новой инженерной школы — Института инженеров путей сообщения (1809). Подготовку в инженерных школах вели иностранные инженеры-гидротехники и ученые. Инженерные школы выполняли две функции: образовательную и военную. Обучение велось за казенный счет. Обучаемые были военнообязанными. Во времена Екатерины Великой в период бурного строительства объектов водного хозяйства особо ощущалось нехватка инженеров-гидротехников. Было принято решение — из офицеров Инженерного корпуса выделить структуру нового типа – корпус Гидравликов, которые бы углубленно изучали механику, гидравлику, гидротехнику [5].
Военные образовательные учреждения в России готовили инженеров и позже. Следует отметить, что великий писатель Ф.Н. Достоевский (1821-1881) получил образование военного инженера (1843).
Рисунок 1. Институт инженеров путей сообщения, основанный в 1809 году
Во времена Александра I в Россиибыла впервые начата подготовка инженеров-гидротехников. В разные годы этот Институт инженеров путей сообщения был закрытым (военным) и открытым (гражданским). Выпускиинститута были малочисленными. Например, в 1890 г на I,II,III курсах обучалось 169 человек, на IV курсе – 53 человека и на V курсе – 45 человек. Выпуски вуза имели квалификацию «инженер путей сообщения». Специализацию «инженер-гидротехник» фактически имели единицы. В 1895 г. в России было 11 высших технических учебных заведений, в них обучалось по всем техническим специальностям 5497 человек. Высшее инженерно-гидротехническое образование в России получило только в XX веке. Первый гидротехнический факультет был создан в Петербургском политехническом институте (1907) [2].
Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого основан 19 февраля 1899 года в соответствии с поручением министра финансов Российской империи С. Ю. Витте. В 1902 году начались занятия на экономическом, электромеханическом, кораблестроительном и металлургическом отделениях, представлявших тогда наиболее перспективные для России отрасли техники. Уже в 1907 году открылись новые отделения: инженерно-строительное, механическое и химическое. В декабре того же года состоялись первые защиты выпускных работ.
Рисунок2. Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого, 1902 г.
Одно из направлений модернизации системы высшего образования связано с разработкой и использованием новых образовательных технологий в подготовке инженеров. В частности, речь идет об использовании дистанционных технологий, которые в последнее время развиваются быстрыми темпами.
История дистанционного обучения насчитывает полтора века, начиная с 1960 года. Это была система, в которой студенты и преподаватели в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн могли взаимодействовать друг с другом — читать необходимый материал и общаться с учителями, которые могли контролировать прогресс студентов.
Следующий этап истории дистанционного обучения начинается с начала 80-х годов прошлого века, когда начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы (АОС). Возможности АОС были крайне ограничены. Однако, некоторые АОС приносили весьма ощутимую пользу, не смотря на свои ограниченные возможности[1].
Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Использование мультимедийных возможностей персональных компьютеров позволило значительно расширить применение компьютерных обучающих систем.
Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях превысила ее, что привело к быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование технологий дистанционного обучения в свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина – «дистанционное образование».
Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках данной схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего при использовании данной схемы проведения дистанционного обучения в начале обучения проводится синхронное обучение, в рамках которого слушатели дистанционного обучения общаются с преподавателем. В дальнейшем они полностью учатся самостоятельно, получая необходимую им методическую поддержку.
Возможности современных технологий дистанционного обучения позволяют успешно применять их для обучения практически всех категорий слушателей.Наибольшее распространение дистанционное обучение получило в сфере повышения квалификации. Практически все организации, имеющие распределенную структуру, в той или иной степени используют технологии дистанционного обучения при обучении своего персонала. В свою очередь учебные центры, предлагающие услуги в сфере повышения квалификации персонала, также стали предлагать своим клиентам услуги в сфере технологий дистанционного обучения.
Одним из ключевых преимуществ дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Она особенно важна при проведении обучения специалистов, которые зачастую сталкиваются с дефицитом времени, которое они могут выделить на обучение.Использование образовательных технологий позволяет сделать курс любой дисциплины насыщенным по содержанию и в то же время – ограниченным по времени.
Эксплуатирующий ГТС персонал должен знать и обладать техникой работы служб эксплуатации ГТС, контроля и оценки технического состояния ГТС, мониторинга безопасности ГТС.К их компетенции относятся знания законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам эксплуатации и обеспечения безопасности ГТС, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, форм, методов и средств обследования состояния ГТС, количественных и качественных методов оценки риска аварий ГТС. Анализ аварий на ГТС свидетельствует, что большая часть из них связана с человеческим фактором, неудовлетворительной работой эксплуатационного персонала в чрезвычайных ситуациях. Положительная динамика в этом направлении может быть достигнута путем повышения эффективности очных и дистанционных вариантов экспресс-обучения специалистов, техников-гидростроителей и осмотрщиков ГТС. Электронные образовательные ресурсы как локальные, так и сетевые являются неотъемлемой частью процесса подготовки в рамках профессионального образования во всем мире. Виртуальная образовательная среда предлагает большие возможности для образовательного процесса, способствует эффективности организации самостоятельной работы обучающихся на новом уровне.
Список литературы
- Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность технология, организация [Текст] – М.: Изд-во МЭСИ, 2000. – 350с.
- История Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первое столетие его существования: 1810–1910.С-Петербург, 1910. – 409 с.
- Полат, Е.С Определение эффективности дистанционной формы обучения //Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной научно-практической конференции [Текст]: Е.С.Полат/ – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-412 с.
- Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров идр.]; под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.
- Тимошенко, С.П. Инженерное образование в России. Пер. с англ. – Люберцы: Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1997. – 82 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».[schema type=»book» name=»ИСТОРИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.АКТУАЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» description=»История гидротехнического строительства (ГТС) в мире насчитывает от 6 до 7 тыс. лет. Стратегическая цель развития образования в России — создавать адаптивную систему опережающей подготовки специалистов с высшим образованием, обеспечивающую мировой уровень профессиональной квалификации личности, высокий уровень технологической восприимчивости общества, гарантирующую экономическую, техническую и технологическую безопасность государства.» author=»Иванкова Татьяна Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]