Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАННИЙ ОПЫТ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ КАК ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАННИЙ ОПЫТ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ КАК ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Мы можем констатировать, что в настоящее время в исследованиях детства являются господствующими две основные идеи. Первая идея касается развития детей. Она заключается в том, что их развитие является процессом созревания. Вполне очевидно, что созревание – это, прежде всего, биологический процесс. Но, наряду с этим, созревание (или взросление) – это также психологический и социальный процесс. Вторая идея, сформулированная в современных исследованиях детства, – созревание представляет собой процесс, имеющий несколько вполне опознаваемых стадий. Школьные программы учитывают, прежде всего, стадии биологического роста детей, таким образом, их развитие коррелируется с их фактическим возрастом. Однако реально получается, что какой-то ребенок в классе явно обходит в развитии остальных, в то время как другой должен все время догонять среднестатистические показатели класса. Но с этим ничего нельзя поделать, ведь считается, что стадии биологического, а также интеллектуального и социального роста непосредственно связаны с возрастом ребенка [1, с. 16].

На уровне исследовательской гипотезы можно выделить существенные признаки раннего опыта философствования: непрофессиональность, синкретичность, практичность. Ранний опыт философствования — непрофессионален, поскольку он не связан рамками традиции, это, так сказать, философия до Школы; синкретичен, поскольку неразрывно связан, тесно соединен с другим знанием, представляет собой своеобразную натурфилософию, протофилософию, первичную, «живую» философию; в том числе и поэтому он носит практический характер, то есть, напрямую и непосредственно связан со строительством внутреннего мира субъекта, с формированием субъектности, предельных оснований, «опорных точек» субъекта: мировоззрения, миропонимания, ценностей, норм, идеалов, образцов — всего того, что мы можем определить как его семиотическое пространство.

Для того чтобы определить, носит ли какая-либо деятельность философский характер, необходимо ответить на вопрос каковы критерии философствования? Мы исходим из принципиального единства философствования и философии. Философствование – это форма духовной деятельности, содержание которой заключается в решении фундаментальных мировоззренческих вопросов, связанных с осмыслением отношений человека и мира, целостной репрезентацией реальности, способов ее познания и преобразования, выявлением ее всеобщих свойств и универсальных связей. Наиболее общим здесь является то, что философствование не­изменно исходит из установок самого мышления, его строя, правил, логических форм, потребностей и уровня развития. Очень существенную, важную роль среди критериев философ­ствования играют, конечно, авторитеты самой философии. Ведь, действительно, философией накоплено такое многообразие идей, концепций, походов, что в принципе любые рассуждения можно отнести к уже известным философским построениям.

Прежде всего, ясно, что философствование представляет собой специфическое явление, отличное и в то же время неразрывно свя­занное с философией. Философствование — не антитеза филосо­фии, не ее противоположность, как полагал, например, Б. Паскаль, говоря, что философствовать —  значит смеяться над философией. Философствование — тоже философия, но не вся, не доведенная до своих относительно конечных выводов, общетеоретических значе­ний, системных взглядов. Философии нет без философствования, как и нет философствования без философии, творимой или сотво­ренной. Одно не существует без другого; они взаимно «отрицаются» и проникают друг в друга.

Таким образом, вопрос о критериях философствования на самом деле является актуальнейшей проблемой философского познания и достоин стать предметом большого числа отдельных специальных исследований, которых в настоящее время явно недостаточно. При выделении критериев философствования, автором были использованы метод экспертной оценки  и контент-анализ. После заполнения экспертных листов, получены экспертные заключения от 15 высококвалифицированных специалистов-философов с достаточно большим стажем и опытом работы по специальности, при этом, в ряде случаев имеющим не только философское образование. На основании контент-анализа полученных данных оказалось возможным выделить следующие критерии философствования: Честность, Логичность, Жизненность, Открытость, Умозрительность, Увлеченность, Эстетичность, Экзистенциальность, Рефлексивность, Лингвистичность, Конкретность, Предельность, Вертикальность, Категориальность, Историчность, Результативность, Концептуальность, Интерпретативность, Этичность, Ненаучность, Свобода, Диалогичность, Прагматичность.

Далее, этим же 15 специалистам было предложено оценить значимость выделенных критериев. Были получены соответствующие результаты. На контент-анализе исследование не остановилось. Последующим шагом был проведен факторный анализ критериев философствования. В ходе факторного анализа выделилось пять групп критериев философствования. В результате интерпретации данных факторного анализа были выделены три основных критерия философствования: Безграничность движения, Пространственная широта и Временная длительность.

Безграничность движения. Содержание представляется следующим образом: философствование пребывает вне рамок идеологии (способно пребывать), решительно сопротивляется стереотипности и догматичности (способно к этому); создает письменный или устный текст с позиции любой логики (логика как путь, главное, что она есть, выстроена); мысль находится в постоянном движении, напряжена (оппонирует чему то, направлена на что-то), соотнесена с определенным состоянием мыслящего субъекта.

 Пространственная широта. Содержание: философская мысль имеет метафизическую направленность, то есть отрывается от эмпирики, возвышается над нею; не учитывает ограниченность языка (игнорирует, преодолевает ее); носит трансцендентальный высокоабстрактный характер, расширяет горизонты познания и границы познавательных возможностей.

Временная длительность. Содержание: философская мысль не направлена на критику стереотипов и сопротивление догматичности (не центрирована на этом, это не является ее главной целью и смыслом); не сосредотачивается на противостоянии негативным воздействиям на человека (не ставит себя в зависимость от этого противостояния).

Исходя из выделенных нами критериев философствования были дедуктивно заданы смысловые единицы (паттерны) на каждый критерий отдельно.

Обнаружение этих паттернов в текстах эссе с помощью контен-анализа позволило нам по количеству встречаемых случаев определить специфику раннего опыта философствования на различных этапах становления субъекта и подтвердить нашу исследовательскую гипотезу. Чтобы выявить основную специфику раннего опыта философствования нам потребовалось опять соединить теоретические и эмпирические методы исследования. Имея перед собой теоретический конструкт, включающий систематизированные представления о развитии исследований раннего опыта философствования, об этапах становления субъекта и критерия философствования, а также гипотезу исследования, мы пришли к выводу, что выявить специфику раннего опыта философствования возможно только при обращении к конкретному эмпирическому материалу. Эмпирическую базу исследования составили работы учащихся 5-11 классов. Вид работы: эссе на заданную тему. Эссе учащихся 8-11 классов составили работы участников ВДЭО «Философия – Веселая Наука?», проводимая уже 8 год, в количестве 80 единиц. Они были дополнены работами учащихся 5-7 классов из различных учебных заведений города Омска (Гимназии №9, №12, №26), в том же количестве – 80 единиц. Обнаружение в текстах эссе, выделенных нами паттернов, с помощью контент-анализа позволило нам по количеству встречаемых случаев определить специфику раннего опыта философствования на различных этапах становления субъекта. Представим этапы становления субъекта и их характеристики в таблице.

Этап становления субъекта Метафизическая проблема Семиотическое пространство (объекты)
1-2-3

Тотальность, синкретичность

Принятие предметов Трансцендентное, чистые освобожденные смыслы
2-3-11

Событийность

Принятие (других) людей Отношения, связи, детерминации
11-12-15

Автономность

Принятие себя Индивидуальность
14-17-18

Открытость

Принятие свободы Ценности, нормы, образцы, субъективность, упорядочивание неопределенности

 В процессе контент-анализа были получены следующие результаты:

Рисунок 1: Безграничность движения

Для каждого критерия подсчитано среднее статистическое значение количества встречаемых случаев. Для первого критерия, исходя из рис.1 среднее статистическое значение составляет: для 5-7 классов – 16,9375; для 8-11 классов – 72,0625. В соответствии с этим паттерны сгруппировались на часто встречаемые, имеющие высокую степень значимости, близкие к среднестатистическому значению (средняя степень значимости) и редко встречаемые (невысокая степень значимости). Высокая степень значимости для 5-7 классов: критика, удержание предмета мысли в поле зрения, стремление вступить в диалог, сделать свой индивидуальный опыт всеобщим достоянием; для 8-11 классов: критика, стремление как можно глубже рассмотреть предмет мысли, подкрепление своей позиции уже известным знанием, наличие сильных смысловых мест. Средняя степень значимости для 5-7 классов: стремление как можно глубже рассмотреть предмет мысли, движение мысли от общего к частному, подкрепление своей позиции уже известным знанием; для 8-11 классов: рассмотрение глубинных проблем человеческого бытия, движение мысли от общего к частному. Невысокая степень значимости для 5-7 классов: демонстрация создания текста, наличие определенного замысла, стремление вызвать эмоциональный отклик в воображаемом адресате; для 8-11 классов: удержание какого-то предмета мысли в поле зрения, демонстрация создания текста, наличие определенного замысла.

Таким же образом обстоит дело и со вторым критерием: Пространственная широта. Среднее статистическое значение составляет: для 5-7 классов – 11,6667; для 8-11 классов – 17,7778. Соответственно группируются и паттерны.

Рисунок 2: Пространственная широта

Высокая степень значимости для 5-7 классов: абстрагирование, рассмотрение масштабных проблем; для 8-11 классов: формулирование суждений предельно общего характера, абстрагирование, стремление извлечь знание из любых источников информации, осмысление рассматриваемых вопросов. Средняя степень значимости для 5-7 классов: осмысление рассматриваемых вопросов; для 8-11 классов: констатация каких-либо затруднений, стремление использовать символические, образные выражения. Невысокая степень значимости для 5-7 классов: констатация каких-либо затруднений, формулирование суждений предельно общего характера; для 8-11 классов: подчеркивание универсального и общезначимого характера  рассматриваемых вопросов.

Для третьего критерия картина складывается следующим образом: среднее статистическое значение: для 5-7 классов – 8,8333; для 8-11 классов – 10,5. Паттерны группируются, соответственно рис. 3, определенным образом.

Рисунок 3: Временная длительность

Высокая степень значимости для 5-7 классов: представленность процесса рассуждения как диалога с другим субъектом, обращенность к «другому»; для 8-11 классов: критика стереотипов, догматов, шаблонов, представленность процесса рассуждения как диалога с другим субъектом. Средняя степень значимости для 5-7 классов: открытость, дискуссионность, полемичность результатов мышления; для 8-11 классов: длительность мышления, последовательность раскрытия проблемы. Невысокая степень значимости для 5-7 классов: длительность мышления, процессуальность результатов мышления; для 8-11 классов: процессуальность результатов мышления, представленность результатов мышления как средств и предмета дальнейшего диалога.

Таким образом, статистически подтверждено наличие значимых различий между показателями по двум возрастным группам с помощью метода установления различий: t-критерий Стьюдента, -критерий Манна-Уитни. А это еще раз подтверждает, что специфика раннего опыта философствования имеет место быть в связи с этапами становления субъекта.

Соответственно данная специфика определяется связью с решением определенной метафизической проблемы и созданием семиотического пространства на том или ином этапе.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Е-рг, 1999г. 286 с.
  2. Аристотель Метафизика // Аристотель – Соч., Т.1. М., 1976г. С. 69,70.
  3. Борисов С.В. Феномен детского философствования и перспективы образования // Alma mater. М., 2005г., №7. С. 27-34.
  4. Мильчарек Т.П. Субъект и личность // Альфа: Межвуз. Сб. Науч. Ст. Вып. 3 / Отв. Ред. В.М. Шкарупа. Омск, 2007г. С. 54-58.
  5. Французова Н. Детское философствование и его роль в развитии культуры // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993г. С. 155-156.[schema type=»book» name=»РАННИЙ ОПЫТ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ КАК ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ» author=»Цацульникова Любовь Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/http://bkpsdm.pringsewukab.go.id/slot-online/