Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОНОМИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОНОМИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы  [7-13]. Авторская концепция антропономии, как интегральной науки о человеке (общая теория человека) сложилась в системе Нижегородского философского клуба (1990-1991 гг.) в процессе создании общественного объединения «Общероссийская академия человековедения» (25.09.1991 – рег. свид. №306 Минюста РФ) [5, с. 27]. Данная концепция была доведена до научно-педагогической общественности  в 1991 г. на XIX межзональном симпозиуме  «Проблемы антропономии» [14].

В первой статье о научно-исследовательской программе Нижегородской методологической школы  указана её целевая установка – поиск гармонии меры человека и меры универсума: «Миссия программы – поиск фундаментальных научных основ гармонизации меры человек и меры универсума в деятельности личности и общества на основе авторской методологии системодеятельностного подхода» [7, с. 244]. Так же сказано, что мера человека исследовалась в рамках междисциплинарного (полидисциплинарного, мультидисциплинарного) научного комплекса человековедения (антропономия, общая теория человека) [8, с. 31]. Однако в перечень концепций «твёрдого ядра» программы концепция человековедения не вошла. Связано это, прежде всего, с методологическими трудностями научного и философского исследования бытия человека. Была выработана общая схема состава и структуры антропономии, как междисциплинарного/полидисциплинарного научного комплекса. Присутствовало понимание, что сил одной науки здесь недостаточно. Такое понимание оказалось созвучным концепции человековедения, разработанной в постклассической научной парадигме  академиком В.П. Казначеевым: «В религиозных культах наличествуют значительные компоненты антропоэкологического опыта выживания, эмпирические наблюдения и знания. Эти знания подчас глубже отражают действительность, нежели современное научное знание. Отсюда суждения по поводу картезианской неполноценности западной науки (Д. Бом, Л. Доссей и т.д.)» [6].

Преодолеть неполноценность западной науки в построении человековедения можно, опираясь на достижении всех типов мироосвоения. В предыдущей статье была изложена концепция шести основных типов мироосвоения [13].  Знания о человеке, накопленные в обыденном практическом народном опыте и мифах, религии и искусстве, философии и науке по принципу дополнительности  обогащают человековедение как междисциплинарный/ полидисциплинарный комплекс знаний. Научные знания – важный, но недостаточный компонент  для целостного понимания человека на базе накопленного человечеством опыта.

Антропономия, как интегральная наука о человеке, включает в себя следующие теоретические разделы [5, c. 27]:

  1. Теория рождения человека.
  2. Теория потенциала человека (потребности и способности).
  3. Теория социализации человека.
  4. Теория деятельности человека.
  5. Теория социальных отношений.
  6. Теория социальных институтов.
  7. Теория судьбы человека.
  8. Теория идеального человека.

Антропономия – интегральная наука среднего уровня, общее учение о человеке. Она ориентирована на изучение человеческого индивида как единичного представителя человеческого рода. Антропономию следует отграничить от смежных дисциплин, изучающих, как человечество в целом, так и те или иные объединения людей (этнология, демография, социология и др.). В этом отличие от концепции В.П. Казначеева: «Итак, человек, человечество, народы, их взаимодействие с природой, в которой они живут, взаимодействие человеческих и природных комплексов с планетой и космосом и являются предметом человековедения» [6].

Ни психология, ни социология не могут стать интегральными науками о человеке, т.к. они не изучают все качества человека. Антропономия – интегральная наука среднего звена между мировоззренческим учением о человеке и частнонаучным учением о человеке.

Антропономия изучает человека как отдельное явление   общего, как индивида человеческого рода, а не как часть целого – человеческого сообщества, человечества. Человек объективно находится в оппозиции к двум множествам: как часть, элемент человечества и как индивид человеческого рода.  Предмет антропономии – второе отношение, в котором человек проявляет все свои родовые качества, не сводимые к возрасту, полу, расовым и этническим особенностям, профессии, религиозной принадлежности, месту проживания и т.д. [4,  с. 81-82]. Антропономия изучает человека как отдельное проявление общего, а это отдельное содержит все признаки общего, т.е. человеческого рода.

Первая попытка выделения общих,  родовых признаков человеческого рода представлена в монографии Л.А. Зеленова «Мера человека» [3].  В этой монографии было выделено четыре родовых признака человека как социального существа: сознание, язык, общение и деятельность. В этом составе деятельность представлена как интегральное образование, реализующее функционально все другие родовые качества человека. При этом все четыре общих, родовых качества обладают количественной степенью проявления и базируются на двух субстратных родовых сущностных силах человека: потребностях и способностях.  Соответственно выделяются четыре первых блока проблем антропономии [4, с. 82]:

  • потребности и способности сознания;
  • потребности и способности языка;
  • потребности и способности общения;
  • потребности и способности деятельности.

Объективные основания этих родовых качеств потенциально заложены в генетической программе человеческого рода (интегральный генофонд), в генотипе, который актуально реализуется как фенотип или субъектотип (М.С. Каган) в отдельном человеке. Эта потенциальность реализуется в ходе индивидуальной жизни человека от рождения до смерти или бессмертия. Взяв этот принцип за индивидуально-генетическое основание анализа жизненного пути человека, Л.А. Зеленов выстраивает логику развёртывания проблем изучения человека, которые создают разделы антропономии [4, с.83]:

  1. Теория рождения человека (анализ медико-биологических, психологических, социальных и нравственных проблем появления на свет человеческого ребёнка).
  2. Теория потенциала человека (анализ потенциальных потребностей и способностей человека в их обращенности на сознание, язык, общение и деятельность).
  3. Теория социализации человека (анализ этапов и функций трансляции обществом межпоколенного социального опыта человеческого рода и освоение этого опыта индивидом: идентификация, индивидуализация, персонализация; образование, обучение, воспитание; самообразование, самообучение, самовоспитание; человек – индивидуальность — личность).
  4. Теория деятельности человека (анализ актуальной деятельности человека и самодеятельности личности, родов деятельности и её состава и структуры).
  5. Теория социальных отношений (анализ отношений, в которые вступает личность в ходе деятельности, типы отношений по родам деятельности, виды отношений: позитивные и негативные).
  6. Теория институционализации личности (анализ процессов входа личности в систему социальных институтов общества и выхода из неё).
  7. Теория судьбы человека (анализ проблем биологической и социальной смерти и бессмертия человека, ювенологии, геронтологии и иммортологии).
  8. Теория идеального человека (анализ существующих моделей перспективного и идеального состояния единичного представителя человеческого рода: узкий специалист, многосторонне развитый, разносторонне развитый, гармонично развитый, всесторонне развитый, универсальный; анализ ценностных качеств идеального человека: любовь, вера, надежда, равенство, справедливость, истина, красота, добро и т.д.).

Специальный анализ всех этих проблем дан в коллективной монографии «Антропономия. Общая теория человека» [1], в монографии Л.А. Зеленова «Становление личности» [2], а также в серии докторских и кандидатских диссертаций (Л.Филиппова, Ю.Лебедев, Н. Храменков, Ю. Филиппов, А. Штефан, Ж. Прахова, Н. Соколова, А. Пищик, А. Владимиров и др.) [4, с. 84].

Возвращаясь к проблеме определения места антропономии в структуре человековедения, следует выделить три уровня (слоя) бытия человековедения (рис.1)

Рисунок 1. Три уровня (слоя) человековедения

Мировоззренческий уровень человековедения строится усилиями шести основных типов мироосвоения: обыденного практического народного опыта и мифа, религиозного опыта и опыта накопленного в искусстве, научного и философского опыта постижения родовых качеств человека как индивида. При этом опыт каждого типа мироосвоения включает мотивационный (ценностные ориентации), информационный (знания) и операциональный (умения) компонент. К культуре относится такой опыт, который возвышает человека в границах меры его бытия. К антикультуре и бескультурью относится опыт деградации человека. Мировоззренческий уровень человековедения даёт целостную картину системы «человек-универсум», т.е. место, роль и миссию индивида, как представителя человеческого рода, в универсуме, мире, окружающей его среде «глазами» народного опыта и мифа, религии и искусства, науки и философии.

Следующий уровень человековедения – общекультурный. Антропономия относится к этому уровню. Наряду с антропономией средний слой человековедения включает не только научный опыт, но и опыт других дисциплин. На этом уровне универсум, мир и среда в научной парадигме дифференцируются по следующим блокам: экосфера, техносфера, социосфера и антропосфера. Выстраивается  отношение человека-индивида (в его родовых характеристиках) к названным сферам. Определяется место, роль и миссия родового человека-индивида в природе, техносреде, обществе и антропосфере. Наряду с научным опытом, в построении  этого уровня человековедения важную роль играет народный опыт и опыт других типов мироосвоения.

Третий уровень человековедения строится на основе опыта частных дисциплин. Для науки – это система частных наук о человеке (анатомия, физиология, биофизика, биохимия, психология, биомеханика, социология человека и др.), междисциплинарные взаимоотношения и интеграция которых позволяет выделить и наполнить конкретным содержанием родовые качества человека как индивида. Для религии и мифологии – это сакральные мистические религиозные практики, раскрывающие родовой потенциал человека-индивида (практики умного делания в исихазме,  практики йоги, даоские практики саморегуляции, духовные практики суфизма и т.д.). Для обыденного практического народного опыта – это практики народной медицины, народной педагогики, народного искусства, народного самоуправления, народной хозяйственной деятельности, народной природоохранной деятельности и т.д. Для искусства – это опыт постижения родовых качеств индивида в художественной литературе, живописи, графике, музыке, скульптуре, актёрском искусстве, орнаментально-декоративном искусстве и т.д.

Подводя итог статьи, следует отметить, что антропономия как интегральная наука о родовых качествах человека-индивида, составляет существенную часть человековедения, как междисциплинарного научного комплекса.  Однако человековедение – не только научный комплекс, но и междисциплинарный культурный комплекс. Общее здание человековедения строится на трёх уровнях – мировоззренческом, включающем шесть типов мироосвоения (теоретического и практического), общекультурном и частнокультурном, основанных на опыте, выработанном человечеством по освоению родовых качеств человека-индивида. Такой методологический подход в литературе по человековедению не встречается, поскольку в иных концепциях нет разведения отношений «часть-целое» и «общее (род) – отдельное (индивид)» в системе «человек — человечество», «человек – сообщество людей».

Список литературы:

  1. Антропономия. Общая теория человека /под общ. ред. проф. Л.А. Зеленова. – Н.Новгород: НАСА, 1991. – 172 с.
  2. Зеленов Л.А. Становление личности. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. – 168 с.
  3. Зеленов Л. А.Мера человека: монография. — Нижний Новгород : «Издательский салон» ИП Гладкова О. В., Общероссийская акад. человековедения, Научно-образовательный центр «Новация»,  — 124 с.
  4. Зеленов, Л.А. Прикладная философия: педагогические этюды. Монография /Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. – 196 с.
  5. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
  6. Казначеев В.П. Проблемы человековедения / Науч. ред. и послесловие А.И. Субетто — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  2. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал.  – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34 [электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL:

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 5 (14), Часть 14. – С. 44-48 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 6 (15), Часть 5. – С. 72-76 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 7 (16), Часть 3. – С. 139-143 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 8 (17). Часть 3. – С.31-35

 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция основных типов мироосвоения // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 9 (18), Часть 1. – С. 13-17 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:

14. Проблемы антропономии // Тезисы докладов к XIX межзональному симпозиуму. – Н.Новгород: НАСА, 1991. – 242 с. [schema type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОНОМИИ» description=»Цель статьи – изложить концепцию антропономии, разработанную Нижегородской методологической школой. Антропономия (общая теория человека) – интегральная наука о человеке. Она ориентирована на изучение человеческого индивида как единичного представителя человеческого рода. Изложены разделы антропономии. Антропономия – теория среднего уровня в структуре науки о родовых качествах человека. » author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
anaknaga.id slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo slot online slot slot deposit pulsa slot
404: Not Found