Номер части:
Журнал

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Данная статья начинает серию статей о деятельности Нижегородской методологической школы, сформировавшейся последовательно и преемственно на базе общественных объединений «Нижегородский философский клуб» (с 1969 г.),   «Общероссийская академия человековедения» (с 1991 г.) и Диссертационного советаД.212.162.01 при ННГАСУ (c 1992 г.) [6]. Руководителем научной школы на всех этапах её 45-летнего существования является Зеленов Лев Александрович, доктор философских наук, профессор[8, с. 151].

Основы научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы были сформированы в первое десятилетие деятельности Нижегородского философского клуба.  Миссия программы – поиск фундаментальных научных основ гармонизации меры человек и меры универсума в деятельности личности и общества на основе авторской методологии системодеятельностного подхода.

Мера человека исследовалась в рамках междисциплинарного(полидисциплинарного, мультидисциплинарного) научного комплекса человековедения (антропономия, общая теория человека).Мера универсума (мир, среда) исследоваласьв рамках междисциплинарных научных комплексов: обществоведение (обществознание,теория социума), техноведение (технознание),природоведение (естествознание).

Методология системодеятельностного подхода развивалась в рамках общей теории деятельности, теории социальных отношений исоциальных институтов, теории потребностей испособностей, номологии основных сфер общественной жизни.

Концепция гармонии меры человека и мерыуниверсума развивалась в рамках концепцийсистемы эстетики и системы дизайна, а также системысоциальной регуляции.

К «жесткому (твердому) ядру» программы относятся концепции восьми базовых родов деятельности и основанных на них общественных сфер жизни, восьми компонентов деятельности, шести принципов дизайна, шести типов мироосвоения и трех уровней культуры личности, типологии функций родов деятельности:экономической (четыре функции), экологической (четыре функции), педагогической (трифункции), управленческой (пять функций), медицинской (три функции). Данные концепции построены методом типологизации предметной области исследования, основанной на принципе диалектической поляризации.

Рассмотрим последовательно концепции твердого ядра программы. Начнём с концепции восьми базовых родов деятельности и основанных на них общественных сфер жизни.

  1. Концепция основных родов деятельности

Концепция появилась как ответ на запрос советской педагогической практики 60-х годов XX в. о проектировании социального пространства адекватного задачам подготовки всесторонне развитой личности. Идея поиска основных родов деятельности и организации базового социального пространства для формирования всесторонне развитой личности принадлежит Л.А. Зеленову, и впервые изложена в 1966 г. в монографии Л.А. Зеленова и Е.К. Кеда  «Все знать, все уметь?! : о всестороннем развитии человека [3]. Философский клуб концептуально обосновывал и развивал эту идею на всех этапах реализации научно-исследовательской программы (с  1969 по настоящее время).

Согласно разработанной концепции деятельность типологизируется  на восемь основных родов деятельности: экономическую и экологическую, педагогическую и управленческую, научную и художественную, медицинскую и физкультурную (рис. 1).

Рисунок 1. Типология деятельности 

В основу типологии деятельности на 8 основных родов положены следующие 4 принципа: воспроизводства, поляризации, элементарности и константности.

Принцип воспроизводства требует учёта воспроизводства в деятельности человека как биологического, так и социального существа, а также окружающей среды, как натуральной, так и знаковой. Человек как биологический индивид воспроизводится в жизнедеятельности и деятельности. Воспроизводство человека как биологического индивида в жизнедеятельности детерминировано генами, и регулируется безусловнорефлекторными и условнорефлекторными программами (рис.2). Данное воспроизводство дополняется медицинской и физкультурной деятельностями, детерминированными целями восстановления и совершенствования тела человека и регулируются социокультурными и творческими программами.

Человек как социальное существо также воспроизводится в биологической жизнедеятельности и социальной деятельности. Их детерминантами являются как гены, так и цели, а регуляторами биологические и социальные программы. Поскольку деятельность строится на фундаменте жизнедеятельности, то социальные регуляторы являются более высоким этажом управления. Такой подход соответствует концепции Н.А. Бернштейна об уровневом построении движений, при котором сложное социальное поведение выстраивается одновременно на всех выделенных им пяти  уровнях регуляции движения: от низшего, филогенетически самого древнего уровня А  до наивысшего уровня Е, уровня интеллектуальных двигательных актов [1, с. 139-198].

Человек как социальное существо воспроизводится в педагогической и управленческой деятельностях по социокультурным и творческим программам. Педагогическая деятельность – деятельность направленная на передачу социального опыта в виде знаний, умений и установок (ценностных ориентаций) от одного поколения к другому. Управленческая деятельность осуществляется с целью регламентации деятельности по социокультурным и творческим правилам и нормам.

Среда человеческой деятельности воспроизводится по результатам абиотического взаимодействия, биотической жизнедеятельности и человеческой деятельности (рис 3). При этом и сама человеческая деятельность включает в себя на уровне подсистемы биотическую жизнедеятельность и абиотическое взаимодействие. Среда человеческой деятельности воспроизводится как натурная и знаковая. Натурная воспроизводится в экономической (хозяйственной) деятельности и в экологической деятельности людей. Знаковая среда воспроизводится в научной и художественной деятельности.

Экономическая деятельность – деятельность по созданию материальных ценностей. Экологическая деятельность – это деятельность по воспроизводству естественной среды обитания людей. Экологическая среда воспроизводится по естественным законам без вмешательства человека. Человеческое вмешательство становится необходимым, когда возникает угроза ухудшения качества среды, часто необратимого, в результате, как правило, чрезмерной  антропоморфной нагрузки на естественную среду обитания человека.

Научная деятельность направлена на создание новой номологической знаковой среды в понятийной форме, воспроизводимой по социокультурным и творческим программам.

Художественная деятельность воспроизводит художественно-образную знаковую среду обитания человека по социокультурным и творческим программам.

Принцип поляризации требует разделение некой целостности на два полюса по тому или иному основанию. Следующий шаг поляризации делит, в свою очередь, каждый полюс на два, ничего при этом, не упуская, образуя на втором шаге поляризации 4 части целого. На третьем шаге поляризации образуется 8 частей целого. Типология деятельности на 8 основных родов останавливается на третьем шаге поляризации и соответствует психологии человеческого восприятия и памяти. Средний объем оперативной памяти составляет 5-9 символов [7, с. 84]. Данная психофизиологическая константа соответствует третьему уровню поляризации.

С точки зрения принципа элементарности каждый род деятельности – элемент. Типология родового элемента на виды возможна при сохранении родовых характеристик. Так, например, художественная деятельность как родовая типологизируется на музыкальную, актёрскую, литературную, хореографическую, скульптурную и т.д. Все они – художественные виды деятельности.

Принцип константности фиксирует историческое постоянство, неприходящий характер каждого рода деятельности. Многие формы и виды деятельности исторически появляются и исчезают. Они составляют исторические модификации деятельности, её основных родовых моментов. Восемь родовых моментов  в первобытной деятельности синкретически слиты. В ходе процесса общественного разделения труда они стали составлять относительно независимые роды деятельности, что и позволило их вычленить в сознании. Современная тенденция интеграции исторически разделённых и развитых родов деятельности в универсальную деятельность, где каждый род деятельности сохраняет высшие достижения разделённой деятельности и развивает  дальше за счет их взаимодействия в единстве, не снимает проблему типологии основных родов деятельности, а поднимает на новую ступень.

Восемь основных родов деятельности в различных комбинациях составляют всё многообразие человеческих деятельностей. Так, например, архитектурная деятельность есть единство хозяйственной и художественной деятельности, деятельность космонавтов (астронавтов) интегрирует в себе все 8 родов деятельности. Строго говоря, каждый вид человеческой деятельности интегрирует в себе все 8 основных моментов деятельности, речь поэтому может идти о доминантах тех или иных родовых моментов в деятельности, о степени их развития.

В социуме все 8 родов деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, современная экономическая (хозяйственная) деятельность будет конкурентоспособна на мировом рынке при условии развитости всех основных родов деятельности, обслуживающих её. Такая экономика и её технологии должны быть наукоёмкими (научная деятельность), образовательноёмкими (педагогическая деятельность),  управляемыми (управленческая деятельность), здоровьесберегающими (медицинская и физкультурная деятельность), экологичными (экологическая деятельность), эстетичными по продукции (дизайн) и производственной среде (художественная деятельность).  Все эти обслуживающие экономику роды деятельности, в свою очередь, зависят от состояния экономики и развиваются по мере её развития в указанном направлении.

Выделение основных родов деятельности важно при проектировании деятельности любого социального образования: семьи, образовательных учреждений, предприятий, государственных и муниципальных органов власти, некоммерческих организаций, территориальных образований (города, регионы, страны, союзы стран). В своих прикладных разработках Нижегородская методологическая школа разработала и внедрила проекты, в основу которых положено развитие по восьми базовым направлениям. Среди наиболее показательных назовём два реализованных проекта. Это проект Нижегородской авторской академической школы — МАОУ СОШ 186 «Авторская академическая школа» Советского района г. Нижнего Новгорода, реализуемый уже на протяжение 20 лет [4, с. 179-218; 7]. Второй удачный проект –Гуманитарно-художественный факультет ННГАСУ, созданный на основе проекта, разработанного академиком РАО Ю.А. Лебедевым и членом-корреспондентом РАО Л.В. Филипповой [2].

Федеральный закон от 28.07. 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» регламентирует разработку документов стратегического планирования до 1 января 2017 г. на федеральном, региональном и муниципальном уровне управления. Рассматриваемая в этой статье концепция основных родов деятельности может быть положена в основу проектирования документов стратегического планирования.

В заключении дадим краткие определения восьми основных родов деятельности:

  1. Экономическая (хозяйственная) деятельность –родовая деятельность человека и общества по производству, распределению, обмену и потреблению продуктов и товаров как материальных натуральных ценностей.
  2. Экологическая деятельность – родовая деятельность человека и общества по сохранению, восстановлению и совершенствованию природы, а также защиты человека и общества от стихийных природных бедствий и катастроф и утилизации отходов жизнедеятельности.
  3. Педагогическая деятельность – родовая деятельность человека и общества по передаче социального опыта человечества в виде ценностных ориентаций, знаний и умений новым поколениям людей в их воспитании, образовании и обучении.
  4. Управленческая деятельность – родовая деятельность человека и общества по регламентации человеческой деятельности в функциях планирования, организации, руководства, контроля и регулирования.
  5. Научная деятельность – деятельность по номологическому освоению (отражению и преобразованию) действительности.
  6. Художественная деятельность — деятельность по художественно-образному освоению (отражению и преобразованию) действительности.
  7. Медицинская деятельность – родовая деятельность человека и общества, реализуемая в функциях диагностики, профилактики и лечения с целью сохранению и восстановлению жизнеспособности человеческого организма.
  8. Физкультурная деятельность – родовая деятельность человека и общества, осуществляемая в форме упражнений, тренировок и спортивных соревнований с целью совершенствования жизнеспособности человеческого организма.

(Продолжение следует)

Список литературы:

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.pseudology.org/health/BershteinLovkost.pdf
  1. Гуманитарно-художественный факультет ННГАСУ // Официальный сайт ФГБУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://nngasu.ru/str/ghf/
  2. ЗеленовЛ.А.,Кеда Е.К. Все знать, все уметь?! : о всестороннем развитии человека. — Горький : Волго-Вят. кн. изд., 1966. — 96 с.
  3. Нижегородская авторская академическая школа // Официальный сайт МАОУ СОШ № 186 «Авторская академическая школа»[электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  4. Пищик А.М. Методология социального проектирования устойчивого развития России в XXI веке: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. – 246 с.
  5. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  6. Справочник по инженерной психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.
  7. Философы современной России. Энциклопедический словарь / Сост., вступит. ст., прил. М.В. Бахтина. – М.: Максимум; СПб: Мiръ,2015. – 480 с.
    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
    Written by: Пищик Александр Михайлович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх