30 Апр

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

ХХI век называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией — распространением компьютеров и Интернета. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных  определений, при этом, большая часть их  восходит к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.

Информация сегодня стала рассматриваться как ключ к современной экономической и социальной  деятельности,  ее  базовый ресурс.Информационная деятельность во всем мире  является одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Очевидно, что в условиях информационного общества претерпевает измененияи культурная жизнь человечества. Потоки информации в современном мире способствуют сближению материальной и духовной культуры, с другой стороны,происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектовкультуры.

В рамках культурологического подхода информационная культура представляется как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В целом, культура нового обществапредставляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессеформирования.Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями[2].

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в  различных аспектах.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих использования нетрадиционных творческих подходов [3].

В контексте развития процессов  формирования глобального информационного общества и информационной культуры встает проблема повышения качества жизни населения. В условиях развития информационного общества традиционные представления о качестве жизни существенным образом изменяются [4]. Очевидно, что важными факторами повышения качества жизни становятся информационные услуги.

 В XXI веке информация становится основной культурной ценностью. Она образует культурный феномен информированности человека, характеризующийся превращением потенциальной информации в реальные сведения и индивидуальные знания. Так как информация является инструментом для получения знаний человеком, то и выбор ее определяется свободой выбора человека [1].

В социокультурной деятельности информация подразумевает знания и понимание культурных значений. Появляющиеся новые информационные технологии повышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем и глубину знания, а вместе с ними и уровень культуры в целом.

Процесс усвоения информации можно структурировать, организовать и, очевидно, усиливать при целенаправленном развитии информационной культуры личности средствами обучения и воспитания.

Информационная культура характеризует уровень развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура) и неразрывно связана с(социальной) природой человека, выступая  продуктом его творческих способностей.

Безусловно, информационная культура, являясь частью общей культуры человека направлена на гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

Показатели уровня общей и информационной культуры общества имеют аксиологическое измерение и очевидно, что в данном контексте приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Хотелось бы отметить, что новый тип общения, формирующийся в глобальном мире под воздействием социокультурных императивов эпохи предоставляет возможности свободного выхода личности в информационное бытие. Причем, новый тип мышления, формирующийся в результате воздействия факторов глобальной культуры и ее информационной составляющей ориентирован на саморазвитие и самообучение индивида, личности [1].

Одним из  духовных достижений личности в современном мире является генерация зрелых личностных смыслов и формирование адекватной, динамичной картины мира.

В современном мире человек  сталкивается с эволюцией качественно новых форм социальной динамики, характерных для  постиндустриального этапа развития современной цивилизации. Новые формы социальной динамики на деле означают изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, т.е. активный социальный процесс, предполагающий постепенную замену централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Возникновение новых форм социальной динамики является результатом длительного и целенаправленного развития науки и научного знания.

Статусное положение науки и научного знания в развитых странах мира способствует   активному процессу профессионализации и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределяет экономическое положение и социальное влияние систем образования и воспитания как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели социокультурного развития.

Темпы развития современного общества, его онтологические характеристики  детерминируют основные стороны процессаинтеллектуализации  социальной среды. Интеллектуализация является наиболее  ярким показателем тех изменений, которыми обусловлена  жизнедеятельность человека в информационно-техническом мире.

Интеллектуализация как объект социально-философской рефлексии выступает в качестве весьма неоднозначного, идеально выраженного процесса,  результаты  оценки которого  отражают контуры глобального мира.  Интеллектуализацию как целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое следствие овладения человеком результатами научно-технической революции [4].

Многие фундаментальные характеристики современного общества определяются именно с позиций оценки интеллектуального диапазона его развития, при этом, проявляется актуальность проблемы соотношения информации и знания. Эта проблема актуальна для развития информационного общества с точки зрения выбора социально приемлемых  принципов его организации, что самым непосредственным образом влияет на формы и образование социальной структуры, образование социальных слоев общества, процессы  целеполагания,формирования образа жизни.

Подходы к решению проблемы соотношения информации и знания выходят за рамки формально-логически организованного дискурса  философских размышлений и требуют осознания феномена информации не только в качестве технически организованного научного знания, но и в качестве некой формы реальности, подлежащей  аксиологическому измерению.

Формирование информационной культуры современного общества, его духовных основ в перспективе должны быть направлены не только на ускорение процесса интеллектуализации социальной среды, но и на формирование нравственной парадигмы развития. Очевидно, также, что формирование  у современного человека информационных потребностей и интересов, может осуществляться лишь под воздействием  доминанты этической и социальной ответственности в ситуациях обращения со знанием.

В заключении, хотелось бы отметить, что спектр оценок, высказываемых в ходе обсуждения проблем человека  и форм его существования в современном информационно-техническом мире, достаточно широк. Однако, основные трудности в распознавании характера их становления и особенностей культурных  смыслов, связаны прежде всего, с неясностью социокультурных и ценностных перспектив развития самого информационно-технического мира.

Список использованных источников:

  1. Атаян А.М. Информационая культура личности в условиях информатизации общества, Владикавказский институт управления, «РСО-Алания»,1999.– 48с.
    2. Дайзард У.Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., Прогресс, 1986. –С. 343–355.
  2. Колин К. К. Теоретические проблемы информатики. Т. 1. Актуальные философские проблемы информатики. – М.: КОС●ИНФ, 2009. – 222 с.
  3. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь / Пер. с англ. М. Султановой, Н. Цыркун. – М.: АСТ, 2008. – 569 c.
    ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    Written by: Шаповалова Екатерина Игоревна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook