Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЕВРОПА: ЭФЕМЕРНОСТЬ ЗАКАТА ИЛИ СВЕТСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЕВРОПА: ЭФЕМЕРНОСТЬ ЗАКАТА ИЛИ СВЕТСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Со времен Освальда Шпенглера, который еще в 1918 г. знаково обозначил конец европейского мира в его старом облике [17], изменилось мало. Экономическая нестабильность, дискуссии о большой войне, расколотость мироощущения людей своего времени – все то же самое, что «угадывалось» еще в XIX веке в кьеркегоровском и ницшеанском предчувствии и явно «прочитывалось» в работах С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Ж.П.Сартра и других представителей историко-философского и литературно-философского дискурсов XX в. [8, 10, 15, 14, 12].

Ассоциативно многослойный концепт «Европа» отсылает нас к посылкам: Европа – Западная Европа – Запад. Учтем, что название работы Шпенглера с немецкого Der Untergang des Abendlandes можно перевести и как «Закат западного мира».  В этой связи по-прежнему живуча кабинетная дилемма – соотношение Запада и Востока – затрудняемся предполагать, когда она была действенным инструментом понимания мира. Дихотомия Запад – Восток и фоновое их взаимовосприятие – гносеологически удобная позиция. В реальности все гораздо сложнее, о чем свидетельствует история философии как квинтэссенция самосознания эпохи. Например, между Сократом и Конфуцием (Запад и Восток) схожих идей, системообразующего толка, больше, чем между Лао Цзы и Буддой (Восток и Восток). Достаточно привести в пример общность  рассуждений о связи нравственности и интеллекта, с одной стороны, и различия в понимании путей «спасения» –  с другой стороны [7. С. 7; 13].

Однако полярность «Запад – Восток» используется для описания специфичности и универсальности обоих феноменов [6]. Стоит признать, что, если не чаще, то во всяком случае заметнее дискутируют на тему «смерти» именно Запада [1], хотя существуют и вполне оптимистичные настроения [9]. Безусловно, второе десятилетие XXI в. для всего мира наполнено глубоко парадоксальными и непредсказуемыми (для обывателя) и непрогнозируемыми (для ученого) событиями, настолько таковыми, что, пожалуй, в этой парадоксальности и заключена гармония современности. В этом смысле очевидно, что в политическом отношении нет и не может быть вечных союзов и коалиций. Показательны процессы, происходящие в недрах и на периферии Евросоюза, вскрывающие настроения т. н. евроскептицизма [2]. Сегодня, кажется, что единое европейское пространство существует лишь в прозаичной нормативно-правовой сфере, а такие феномены как европейская культура, классическая музыка, литература, философия, искусство, религия составляют книжный образ единой Европы.  Тем не менее, метафору «закат Европы» необходимо трактовать не через процессы упадка и гибели, а через категории обновления и изменения.

В академических кругах актуальным является вопрос об общих европейских ценностях как комплексном феномене, включающем мировоззрение, общность интересов, исторический контекст. С эпохи средневековья закончилось доминирование религии в ценностной сфере как в приватном, так и публичном измерениях. При этом, как показал XX век, механизм секуляризации оказался слишком прямолинейным ответом на новые социокультурные  вызовы.

В ноябре 2014 г. римский папа Франциск I выступил перед Европарламентом впервые со времен речи папы Иоанна Павла II [4]. В монологе понтифика Европа характеризовалась как «постаревшая» и «уставшая».  «Старушка», «бабушка» – метафоры, широко используемые с разными смысловыми акцентами для описания состояния современной  Европы.

Позиция католицизма симптоматична и полна конструктивного пессимизма относительно потери Европой исторической связи с трансценденцией, поскольку, с религиозной точки зрения, именно христианская культура обладала мощным интеграционным и системообразующим потенциалом для европейских государств. При этом тренд на постсекулярность, фиксируемый в современном мире,  – феномен, требующий при анализе отхода от линейного восприятия.

С одной стороны, число религиозных адептов, регулярно посещающих храмы, снижается, с другой – существует целый набор разнопорядковых критериев: конфессиональная принадлежность, соблюдение ритуалов, наконец, вера как сложно схватываемая категория – в совокупности эти и иные проявления религиозности слишком механически фиксируют духовное измерение и, одновременно, демонстрируют неоднородность Запада, для которого характерны секулярность и постсекулярность, традиционный консерватизм и нормативная поддержка христианской морали.

Статистические данные [3, 5, 16], во-первых, отражают сложную ситуацию в вопросах оценки степени религиозности современных обществ, во-вторых, свидетельствует, как минимум, о разнонаправленных, противоречивых процессах. Европа не монолит как в культурном, так и в политическом отношении, поэтому сегодня фиксируется и спад, и, напротив, повышенное внимание религиозным чувствам.

С эпохи зарождения протестантизма начинается процесс индивидуализации христианской веры, что не  свидетельствует об охлаждении к религиозной сфере, скорее, говорит о трансформации исторических условий, общества, в целом, и отдельных его секторов, в частности.

В самой столетней постановке вопроса О. Шпенглера кроется бессилие такого вопрошания. Ценностная шкала Европы определялось христианством в течение несколько веков. Восприятие христианства как «души» (метафора папы Франциска) и «корней» (метафора папы Бенедикта XVI) Европы [11] отражает исторически состоявшуюся идею общеевропейского мировоззрения, однако  сегодня стоит констатировать ее отсутствие в формате прошлого. Франциск охарактеризовал духовную сущность Европы как балансирующую между идеями Аристотеля и Платона. Сложно сказать, нужен ли современной Европе мир эйдосов, и насколько уместен этот вопрос.  Не закончилось ли историческое пребывание Европы между земным и небесным естественным витком масскульта, когда сама религия может стать таким масскультом. Ведь можно рассуждать и так, что в полном смысле слова христианство может претендовать на мэйнстрим (в этом контексте данный термин вполне оправдан) в том числе в формате культуры одного дня, заключенного в коммерческой стороне католического рождества.

Мировоззренческие основы таких глобальных институций как Римско-католическая церковь, Европейский союз риторически ориентируют современные государства и общества на следование принципу антропоцентризма и соблюдение гуманистических идеалов. Однако современный мир трактуется представителями научного сообщества, публицистами и обывателями в деструктивных категориях, прежде всего через понятие «кризис». Общество охвачено страхами, многие из которых вербализированы и отрефлексированы, другие – очевидны, прежде всего, в теории, но все вместе они представляют панораму подавленной, но плохо забытой паранойи, своего рода фантома XX века.

Истоки любого академического вопроса можно отыскать в античном и древневосточном наследии. Поиск «золотого века» – черта, характерная еще для архаичных обществ. Но если для светского коллективного сознания (политических идеологий, философских концепций, этических теорий) и индивидуального (на уровне поколений, восприятие «отцами» «детей») свойственно искать лучшие времена в прошлом, то для религиозного – конструировать его на базе представлений о будущем. При этом оба мироощущения (условно «светское» и условно «религиозное») объединены страхом / смирением перед разрушением сегодняшнего мира. Эсхатологические ожидания неверующего, пожалуй, более драматичны, ибо не имеют ни сущностного, ни «протокольного» катарсиса (мы знаем, что старый мир падет, но потом будет 1, 2, 3 и т.д.).

Война как признак скорой смерти цивилизации и тогда, и сегодня волнует общественность и позволяет вести дискуссии о закономерностях исторического бытия, исторических циклах. Сегодня, в эпоху буквального восприятия и метафорического транслирования угроза мировой катастрофы рисуется в сравнении с новыми версиями войны: холодной, экономической, информационной. По сути, все страхи современного человека вскрывают то, за что Европа должна была «закатиться» еще сто лет назад, прежде всего – за избыточную материальность. Экономически сложная ситуация обостряет проблему денег, еды, вещей — одним словом, материи.  Какое место в этом перечне занимает духовность, прежде всего, религия, а именно христианство, и занимает ли  – очень важный, но, как мы видим, сложный вопрос.

Понтифик говорил, действительно, об актуальных проблемах развития современной Европы: социальном неравенстве, миграции, изменении состава европейского пространства, проблеме неприятия «старыми» участниками Европейского союза «новых». При этом важно, что Франциск затронул в своем выступлении и проблемы экзистенциального одиночества, определив его и как следствие указанных социально-политических и социально-экономических процессов.

Человек XXI века аксиологически реструктурирован, вслед за М. Вебером, скажем, что он «расколдован», но и «околдован» вновь.  Изменение условий, оценок, правил приводят к неизбежной модификации ценностной сферы, которая, во-первых, по определению, не исключает религиозность, пусть даже в качестве культурного рефлекса, во-вторых, в условиях роста фобий, проявлений хаоса непонятного и поэтому угрожающего мира человеческой экзистенции свойственна не только  бытовая и стихийная религиозность, но и более укорененное (что, однако, не значит более рефлексируемое)  желание со-причастия с чем-либо.

Исторические параллели, которые являются привлекательными для понимания сегодняшнего дня, могут оказаться иллюзиями. У истории нет прививки прецедентом. Повторения могут быть столь очевидны, что в них теряются новые феномены, и, напротив, настолько неожиданными, что с трудом угадывается не столь далекое прошлое. Возможно, в современных дискуссиях об очередном европейском закате мы упускаем то, что модернизация Старого света стартовала раньше аналогичных процессов на других континентах, возможно, на ее примере мы наблюдаем то, что в той или иной концентрации будет присутствовать или уже наличествует в генезисе других культур.

Литература

  1. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. А. Башкирова. М.: АСТ, 2003. – 444 с.
  2. Валуев А.В. «Евроскептицизм» в политическом развитии Великобритании и Европейского союза: новые горизонты и традиционные стереотипы (2010 – 2013 ГГ.) [Электронный ресурс] режим доступа: https://oaji.net/articles/245-1393740550.pdf (дата обращения: 28.12.2014).
  3. Древо. Открытая православная энциклопедия. Статистика [Электронный ресурс]: режим доступа: https://drevo-info.ru (дата обращения: 28.12.2014).
  4. «Европа должна вновь обрести свою душу»: Папа Франциск выступил в Европарламенте // Рускатолик.рф [Электронный ресурс]: режим доступа: https://рускатолик.рф/evropa-dolzhna-vnov-obresti-svoyu-dushu-papa-frantsisk-vyistupil-v-evroparlamente/ (дата обращения: 28.12.2014).
  5. Исследование Gallup International: Мир становится менее религиозным [Электронный ресурс]: режим доступа: https://gtmarket.ru/news/2012/08/02/4743 (дата обращения: 28.12.2014).
  6. Колесников А. С. Философская компаративистика: Восток—Запад: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. –390 с.
  7. Конфуцианский трактат «Чжун юн» : Переводы и исследования / Сост. А.Е. Лукьянов ; Отв. ред. М.Л. Титаренко. М .: Вост. лит., 2003. – 247 с.
  8. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. С дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. М.: Академический Проект, 2011. – 154 с.
  9. Леонард М. XXI век – век Европы / пер.с англ. Т. Банкетовой. М.: АСТ, 2006. – 250 с.
  10. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству [Электронный ресурс] режим доступа: https://philosophy.ru/library/nietzsche/antichrist.html (дата обращения 28.12.2014).
  11. Рождество, христианство, новые мифы. Проект Европа // Радио свобода [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.svoboda.org/archive/podcast_europe/latest/896/16369.html (дата общения: 24.12.2014).
  12. Сартр Ж. П. Тошнота: роман. М.: АСТ, 2014. – 317 с.
  13. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания [Электронный ресурс] режим доступа: https://abhidharma.ru/A/Dao/0004.pdf (дата обращения: 28.12.2014).
  14. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2010. – 584 с.
  15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ , 2003. – 576 с.
  16. Число христиан уменьшилось в Европе, но возросло в Африке и Азии [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.cnlnews.tv/2011/12/27/christianity (дата обращения: 28.12.2014).
  17. Шпенглер О. Закат Европы. В 2х томах. М.: Мысль, 1998. – 1280 с.[schema type=»book» name=»ЕВРОПА: ЭФЕМЕРНОСТЬ ЗАКАТА ИЛИ СВЕТСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ» author=»Олешкова А. М. » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana jendralsmaya slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot deposit pulsa slot 2024 slot gacor
404: Not Found