30 Апр

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Тема патриотизма не нова, во все времена она занимала особое место не только в духовной жизни российского общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Несомненно, роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан, когда идет смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться. Успешно прошедшие в стране XXII Олимпийские игры в Сочи, а затем возврат Крыма всколыхнули  у большинства россиян общенациональные чувства единения, гордости, произошла «реабилитация» патриотизма, тем более  что это было действительно обеспечено реальным наполнением.

Что же такое патриотизм для обычного человека? Что такое патриотизм для молодых людей, для студенческой молодежи, которая завтра составит социальный слой — интеллигенцию общества и будет заниматься высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры. Неужели патриотизм — это только гордость за своих великих атлетов, воинов, ученых, писателей, поэтов, композиторов и т.д.?

В новых исторических условиях, когда идет длительный и противоречивый процесс становления практически всех компонентов России как нового Отечества, понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является очень сложным и потому очень важным для философской рефлексии. Во-первых, из-за того, что с одной стороны, современный патриотизм является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма, с другой, — представляет собой абсолютно новое явление. Государство не может существовать без каких-то высших идеалов, без достойной общегосударственной цели, за которую гражданин готов был бы, в случае надобности, умереть. Русская идеология, в частности, развивалась столетиями. Русский патриотизм «царских времён» крепко стоял на ясно выраженной общегосударственной цели, суммирующейся девизом: «За Веру, Царя и Отечество». В советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [6]. В ходе Великой Отечественной войны небывалый по силе патриотизм явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. В настоящее время российское общество стоит перед проблемой самоидентификации и восстановления чувства патриотизма, а молодежь и студенческая молодежь, прежде всего, должны стать особым объектом системы патриотического воспитания личности. Нам представляется, что это может быть осуществлено только при глубоко эшелонированной реидеологизации населения, ведь патриотизм вырастает из некой «общественной идеологии», а не наоборот. Патриотизм  нельзя  привнести  извне,  навязать,  ввести каким-то указом или постановлением. Поэтому даже призывы первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятие концепций, государственных программ и законов,  предусматривающих целый комплекс мер, не смогут решить эту проблему, прежде всего потому, что сегодня понятие патриотизма по отношению к существующему государству и патриотизм по отношению к своей стране приобретают все более существенные различия.

Для большинства россиян — сама страна, Родина — остаются наивысшей ценностью. Для большинства россиян быть патриотом – это значит любить свою страну, стремиться улучшить  жизнь в стране, гордиться своей страной  [2]. Поэтому, понимание патриотизма связано не только со слепой любовью к своей родине, но и приятие вполне конкретного образа будущего России. Прав был Н.М. Карамзин, сказавший, что «Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» [4].

Сегодня Россия во многом находится перед очередной политической развилкой и  как нам видится, не может выбрать направление и начать двигаться, адекватно отвечать на серьезные геополитические и геоэкономические угрозы. Это связано, прежде всего, с тем, что государство отказалось от функции целеполагания.  В стране до сих пор нет серьезной, научно-обоснованной экономической, международной, внутриполитической, технологической, социальной, образовательной и другой политики. Политики нет, потому что нет стратегии — долговременных, масштабных целей, этапов, показателей, по которым можно судить: достигнут результат или нет. Стратегии нет, потому что нет осознанных элитой национальных интересов. Национальных интересов нет, потому что нет в сознании элиты и большинства населения образа желаемого будущего. Поэтому, пока Россия идет в никуда. <…>Национальных интересов нет еще и потому, что нет воспроизводства и преемственности элит, которые должны были бы формулировать и выражать те или иные общественные интересы [6].

Страна, попав сразу в три ловушки: в ловушку глобализации с ее вызовами, рисками, проблемами, диктатом властвующих  глобальных игроков,  с глобальной экономикой, со сложившимися центрами силы и набирающими  мощь новыми игроками; в ловушку глоборегионализации и в ловушку трансформации 90-х гг., сформировала двухслойную экономику, одна из которых раскрывает как бы ее верхний поверхностный слой и другая,  — отражает ее реальное внутреннее содержание. Эти две экономики представляют не одну, а как бы две России, проецируя на реальную жизнь два столь непохожих ее экономических образца [7].  Все это нашло отражение в сознании россиян.  Надо отметить, что постсоветский человек громадное значение придает своему материальному благосостоянию, и в настоящий период кризиса это подтверждается в общественной жизни. На первое место выдвигаются критерии материального благополучия для себя, не сообразуясь с положением других.  Сегодня «мое», «частная собственность», «прибыль любой ценой» и т.д. определяют приоритеты в базисной системе ценностей, которые, в свою очередь, детерминируют все другие ценности. Благородное бескорыстное служение для всех, во имя общего блага отошло на задний план. Очень рельефно стали проступать признаки нарастающего социального надлома – апатия и цинизм, разочарование и неверие народа в любые посулы власти, пассивное отношение населения к происходящим событиям. Не искоренены в общественной жизни преступность,  коррупция  и прочие уродливые явления. В этих условиях, человек как бы уходит внутрь себя, с безразличием наблюдает за происходящим вокруг. Происходит отчуждение народа от власти, которую еще вчера он с энтузиазмом избирал. Меняются представления о вековых ценностях,  нравственных устоях жизни и представлениях о социальном мире и справедливости. Люди находятся в тисках постоянно усиливающегося эмоционального стресса, связанного с резкой деформацией привычного уклада жизни. Краткосрочные интересы текущей выгоды стали превалировать над долгосрочными целями возрождения и развития страны. Современное российское общество больно духовно и нравственно, пораженными, разрушенными и размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания – ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать. Создается впечатление, что современное российское общество просто самоуничтожается.

Все это нашло свое отражение и на мировоззрении студенческой молодежи. Она отличается прагматичным отношением к образованию, направленным на получение престижной специальности, как средству достижения материальных благ и высокого социального статуса, потребительским пассивным отношением к культуре, приверженностью западным идеалам карьеризма и социальной успешности. Среди молодежи, к сожалению, значительная доля тех, кто готов переступать через моральные нормы для достижения успеха, не считают неприемлемым обогащение за счет других, проституцию, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к людям других национальностей [2].

Нельзя забывать, что студенты – это один из самых активных социальных слоев населения, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом. В будущем  им предстоит внести свой вклад в развитие искусства, культуры, науки, образования, медицины и т.д. Именно в период студенчества формируется ценностная и профессиональная ориентация.  Сегодня же мы наблюдаем, как ценностные ориентации молодежи претерпели заметные изменения в отношении значимости труда. Если в советское время,  особенно 1960-е — первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, то теперь она менее значима. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ  90-х была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В современных СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало не престижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы и пр.). Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Молодежи нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть. Такая ломка ценностных ориентиров молодых людей отчетливо вырисовывается на фоне еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок, а изменившаяся жизнь  требует новых моделей поведения.

Надо отметить, что с началом реформ практически исчезли ростки политической демократии, пробивавшие себе дорогу в 90-е, общество стало постепенно отстраняться от влияния на процесс принятия решений. Демократия означает, что функции власти осуществляют те, кого народ избрал в ходе своего свободного волеизъявления,  а избранники обязаны выполнять его волю и всецело контролируются им. Ничего подобного мы не наблюдаем. Чиновничье-олигархическая элита локализовала политическое участие граждан в управлении страной только выборами. Даже сменившаяся на рубеже веков «эпоха», приход к власти людей с иным опытом и иными политическими взглядами, как видно это сегодня, привели лишь к незначительным переменам в социально-политическом строе страны: были частично устранены наиболее очевидные негативные последствия реформ. Но, если общество не осознает себя, как обособленную ценность, участвующую в цивилизационном процессе развития, если в обществе отсутствует система мотиваций, сориентированных на коллективный успех – это общество обречено на поражение. Таким образом, неэффективное государственное управление, коррупция, чрезмерный рост социальной дифференциации, неработающие законы, отсталая социальная сфера, — всё это продолжает оставаться серьёзнейшими проблемами, пока не поддающимися решению. Поэтому, в российском обществе в последние годы нарастает распространённость негативно окрашенных чувств — ощущения несправедливости происходящего, стыда за нынешнее состояние страны, невозможности продолжать жить по-прежнему, ощущение собственной беспомощности и чувство страха перед будущим, причем локализация этих чувств начинает всё более равномерно распределяться по всем группам и слоям общества [2].

Этот сложный, драматически напряженный, даже трагический и катастрофический период бытия России не мог не отразиться на характере патриотических настроений в обществе и в среде молодежи.  Несовершенство, косность внутриполитической системы оборачиваются прямым отставанием не только в социально-экономической сфере, но и в сфере идеологической, наблюдается проигрыш идей в реализации мудрых решений, в способе доносить что-то полезное до общественного сознания. Россия в настоящее время занимает слабые позиции в интеллектуальном, культурном и идеологическом противостоянии со станами Запада и США, безнадежно проигрывает информационную войну.

Нам представляется, что перелом сложившихся негативных тенденций может осуществиться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества, в том числе в процессе восстановления патриотического сознания и установлении «основной», новой идеологии, идеологии, дающей по словам А.Зиновьева «людям априорную систему интеллектуальных координат, позволяющую им в той или иной мере ориентироваться в социальной среде» и в основе которой должен будет заложен образ желаемого будущего своей страны [3]. Путь этот будет непростым и нелёгким.  В начале XXI века иллюзорно выглядит мысль Василия Розанова в осмыслении феномена патриотизма: «Счастливую и великую родину — любить не велика вещь. Мы должны ее любить  именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее» [8]. Сегодня на этом зыбком фундаменте не удастся возродить былой патриотизм, тем более среди молодежи. Сейчас как никогда возникла острая необходимость в четкой, скоординированной государственной политике в области патриотического воспитания. Президент страны В.В. Путин, говоря о развитии патриотического воспитания, определяет, что оно должно непременно строиться на правде, пусть даже она и нелицеприятная. Поэтому, государству только ещё предстоит доказать ценность патриотизма в качестве принципиальной основы совершенствования идеологии и заслужить к себе патриотическое отношение. Для этого государству следует заново переосмыслить: в чем ценность государства? Для чего оно нужно? Какова цель его бытия? Какие ценности преподносятся обществу? Патриотизм всегда опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «В основе патриотизма, – писал И.А. Ильин, – лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа» [1].

В настоящее время в России действует запрет государственной и иной обязательной идеологии, а установление государственной идеологии как обязательной и единственной в ближайшее время не представляется возможным, поскольку это будет воспринято либералами как ограничение личных прав, свобод, навязывание ценностей. Но идеология — это неотъемлемый признак государственности и если в стране нет осознанных обществом ценностей, и соответственно идеологии, необходимой любому суверенному государству и, тем более, цивилизации, если общество, утратило общие цели и смыслы, то такое общество чрезвычайно нестабильно и, соответственно, последовательное, поступательное и устойчивое развитие для него оказывается невозможным. Нам представляется, что только государственная идеология может нацелить на позитивную созидательность, готовность использовать самое прогрессивное мышление, привлекать на свою сторону максимальное количество потенциальных союзников. Требуется исходить из очень важной на наш взгляд мысли Вл.Соловьева: «…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [9]. Только тогда ей обеспечена поддержка, как со стороны государства, так и со стороны общества и его будущего – молодежи.

Начинать надо с восстановления здорового национального сомосознания и утверждения патриотизма, как важнейшей социокультурной ценности современного российского общества, как основы общенациональной идеологии. Только реальные практические действия государства и власти в направлении модернизации экономики, иных сфер жизни людей, преодоление существующих застойных явлений, утверждение  приоритета национальных интересов,  изменение экономического и «неэкономического» образа мышления в среде политической и экономической элиты  позволят преодолеть недоверие между различными социальными группами,  между обществом и государством. Только искреннее желание блага собственному народу на деле, а не на словах, могут возыметь действие, поднять патриотические чувства и тогда патриотизм станет составной частью общественного сознания, без чего страна вряд ли сможет успешно двигаться вперед.

Библиографический список

  1. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А.Ильин. — М.:Эксмо, 2007. С. 277
  2. Институт социологии РАН. 20 лет реформ глазами россиян. Аналитический доклад. Москва, 2011 // URL:
  3. Зиновьев А.А. Русская трагедия. Гибель утопии. //

URL:  https://fanread.ru/book/3643046/?page=1

  1. Карамзин Н.М. Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени // URL:
  2. Ленин В.И. «Ценные признания Питирима Сорокина» /Ленин В.И. ПСС 5 – изд.,Т.37/ М.: Политическая литература, 1967. С.190  
  3. Наука России. От настоящего к будущему. / Под ред. В.С.Арутюнова, Г.В.Лисичкина, Г.Г.Малинецкого // Г.Г.Малинецкий Наука XXI века. М.:ЛИБРОКОМ, 2009.- 512 с.
  4. Памятушева В.В. Социокультурный подход к исследованию устойчивого развития России. / Сборник материалов /Под ред.Фомина Ю.А. // М: МГАФК, 2008.-
  5. Розанов В.В. Опавшие листья (Короб второй, и последний) // URL:https://www.modernlib.ru/books/rozanov_v/opavshie_listya_korob_vtoroy/read
  6. Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989.Т. 2.С. 220.
  7. Иванова С.Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества //

URL:  https://www.chestisvet.ru/index.php4?id=105

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье автор исследует содержание и направленность патриотизма российского общества в прошлом и настоящем, его роль в формировании национального и личного сомосознания, проблемы воспитания патриотизма в молодежной среде. Согласно автору только реальные практические шаги государства и власти в направлении модернизации экономики и иных сфер жизни людей, преодоление существующих застойных явлений, утверждение приоритета национальных интересов, а патриотизма в качестве важнейшей социокультурной ценности современного российского общества и основы государственной идеологии позволит обеспечить гармоничное и устойчивое развитие страны.
Written by: Памятушева Виктория Викторовна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/18/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
Available in: Ebook