Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ФАБУЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФАБУЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФАБУЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

«Память жанра» — понятие, данное М.М. Бахтиным в книге «Проблемы поэтики Достоевского» для обозначения существования устойчивых традиций внутри жанра, имеющих свою логику развития. «Жанр живёт настоящим, но всегда помнит своё прошлое, своё начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития» [2, с. 163].

В качестве рабочего определения фабулы будем использовать определение Р.Г. Назирова: «Фабула — событийная конструкция произведения, предопределенная литературной традицией, мыслимая как жизнеподобно выпрямленная в плане общечеловеческого опыта времени и выведенная из-под субъективной точки зрения, в отличие от сюжета» [4, с. 2].

Мы утверждаем, что каждый жанр имеет свой фабульный репертуар, наиболее частотно употребляемый и закрепленный в «фабульной памяти жанра». Для подтверждения нашей идеи мы рассмотрим готический роман. Согласно нашим наблюдениям, за готическим романом закрепились две фабулы – это фабула о колдуне-предателе и фабула о возрождении грешника.

Р.Г. Назиров в статье «Гоголь и английский готический роман» перечисляет следующие признакиготического романа: жанр конституируется тайной и интригой, готическому роману присущи романтический эклезиастицизм, (очуждение религиозного человека от окружающего мира) и часто главным героем романа выступает замок. Также характерен фаталистический сюжет.Героев преследует фатум проклятия. В своей основе сюжет имеет сверхъестественный или противоестественный характер: пакт с дьяволом, кощунство, нарушение норм морали: предательская узурпация, братоубийство и в особенности инцест. Все преступления обычно наказываются в финале: поверженный либо раскаивается в нравственном падении, либо обретает свой конец в аду. Действие часто сводится к преследованию добродетельного героя или лучше героини, их заточению в замке, монастыре, тюрьме инквизиции и их запугиванию эффектными ужасами (кровавыми следами, таинственными голосами, оживающими портретами, кровоточащими статуями). В роли злодея всегда либо человек высшего сословия, либо существо большого ума с коварными замыслами, либо прямой посланник дьявола, призванный развратить добродетель. Этот готический злодей (the hero-villain) — единственный характер, все прочие персонажи стереотипны [5, с. 58].

В.В. Гиппиус отмечает, что «к готическим традициям восходят и образ колдуна, и подробности его чародейства» [3, с. 68].

Также исследователь в своей работе отмечает, что фабула о колдуне-предателе присутствует в таких готических романах, как «Страшная месть» Н.В. Гоголя (отметим вслед за ним, что это единственный русский готический роман, хотя это спорный вопрос) и «Замок Отранто» Горация Уолпола, что является одним из аргументов в защиту нашего тезиса. Готический роман в русской традиции неразрывно связан с западной традицией и потому мырассмотрим подробнее скандальный для того времени роман «Монах» Мэтью Грегори Льюиса, которого критики его времени обвиняли в богохульстве и святотатстве в связи с претенциозными для 18 века эпизодами книги и называли роман «эпатажным», «провокативным», «сенсационным» [1, с. 53]. Мрачный, исполненный мистического ужаса роман о священнослужителе, продавшем душу дьяволу ради любви женщины, жертвы дьявольских козней и губителя двух жизней – о новом Фаусте. В романе совершенно четко просматривается контаминация двух фабул: фабула о колдуне-предателе иперверсия фабулы о возрождении грешника. Фабульный               инвариант фабулы о колдуне-предателе складывается из мотивов, перечисленных в диссертации Р.Г. Назирова: 1) колдовство ради обладания юной Антонией. Главный герой, монах Амбросио влюбляется в прихожанку Антонию и, используя колдовство, и при помощи серебряной магической палочки врывается к ней в дом. 2) раздвоение героини между колдуном и близким ей человеком, препятствующим его преступной страсти – в тексте Антонию пытается предостеречь ее мать, заметив сверкающие глаза Амбросио, когда его взоры обращены на Антонию. Антония испытывает замешательство между возникшим интересом к монаху и наставлениями матери. 3) мотив убийства колдуном этого человека. Для свершения колдовского рока Амбросио убивает мать Антонии. 4) следующий мотив – безумие героини. Антония, очнувшись после грехопадения в одном из подземелий монастыря, теряет рассудок.

Также в романе присутствует перверсия фабулы о возрождении грешника. Если в классической фабуле грешник проходит путь очищения и обретает нравственную чистоту, то здесь с помощью посланца из ада, чья цель — развратить монаха, изначально духовный и чистый человек спускается на дно порока. Необходимо отметить, что фабула о возрождении грешника присутствует и в романе Э.Т. Гофмана «Эликсир дьявола» — Медард, также монах, главный герой в финале раскаивается в преступлениях и умирает приобщенным к святой благодати. Его судьба трактуется как искупление своих грехов, пример победы над дьявольскими силами. Также фабула о возрождении грешника присутствует в «Романе в лесу» Энн Рэдклифф, в классическом готическом романе. Маркиз, сначала совершивший гнусное убийство ради похищения наследства Аделайн в последние минуты перед смертью испытывает нравственное возрождение и успевает искупить свои грехи, восстанавливает Аделайн в ее законных правах и завещает значительное наследство. Мэтью Льюис же в романе «Монах» не ломает фабульную традицию, представив ее перверсию.

Итак, мы видим на примере готического романа, что действительно каждый жанр имеет закрепленные за ним фабульные традиции, наиболее часто употребляемые: фабула о колдуне-предателе появляется в следующих готических романах, таких как «Страшная месть» Н.В. Гоголя, в «Замке Отранто» Хораса Уолпола и в «Монахе» Мэтью Льюиса. Фабула о возрождении грешника присутствует в «Монахе» Мэтью Льюиса (в перверсированном виде), в «Эликсире дьявола» Э.Т. Гофмана, в «Романе в лесу» Энн Рэдклифф.

Список литературы:

  1. Miles R. Ann Radcliffe and Matthew Lewis. Blackwell, 2000. —384
  2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963. — 363 с.
  3. Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М. — Л., 1966. — 346 с.
  4. Назиров Р.Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе. Сравнительная история фабул / автореф. дисс. … докт. филол. н. — Уфа, 1995. — 46 с.
  5. Назиров Р.Г. Н. В. Гоголь и английский готический роман // Назировский сборник: исследования и материалы / под ред. С. С. Шаулова. — Уфа: Издательство БГПУ, 2011. — С. 57—61.[schema type=»book» name=»ФАБУЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА» author=»Авхадиева Индира Артуровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found