Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Модернизация системы высшего педагогического образования России в соответствии с социальным заказом и перспективой вхождения нашей страны в евразийское образовательное пространство как фактором геополитики требует совершенствования личностно-профессиональной подготовки будущих научно-педагогических работников, способных к компетентному выполнению многофункциональной педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Методологические принципы процесса оптимизации системы высшего образования вытекают из положений государственных руководящих документов (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.», Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»), в которых определены перспективы развития современного образования, роль педагогов в его модернизации, критерии мониторинга эффективности вузов:

Согласно федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», магистр – это образовательно-квалификационный уровень научно-педагогического работника, который овладел углубленными фундаментальными психолого-педагогическими и профессиональными знаниями инновационного характера, приобрел опыт применения и продуцирования новых знаний для решения проблемных педагогических и научно-исследовательских задач в области среднего и высшего образования.

Роль преподавателя высшей школы приобретает особое значение: именно он должен обеспечить создание в вузе условий для развития личности студента как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности.  Учет специфики профессиональной деятельности детерминирует необходимость формирования у будущих преподавателей иностранного языка способности к эффективной реализации субъект-субъектных отношений в учебной среде.  Такая необходимость становится еще более насущной в свете  эмпирических исследований результатов педагогической практики магистров-филологов и молодых преподавателей, которые обнаруживают противоречие между достаточным уровнем иноязычной и методической подготовки преподавателя начинающего и низким уровнем его способности осуществлять педагогические воздействия в процессе межличностного и коллективного общения со студентами. Это свидетельствует о необходимости повышения требований к уровню культуры педагогического взаимодействия будущих преподавателей иностранного языка, недостаточная развитость которой затрудняет достижение ими главной цели профессионального образования –формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, развития активной, самостоятельной, творческой личности.

Вышесказанное обусловило выбор темы исследования и составило его актуальность.

Цель статьи – определить соотношение понятий «профессиональная компетентность преподавателя» и «профессиональная культура преподавателя».

Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [10, с. 3-31], изменения в системе российского образования предусматривают создание условий для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, повышения культуры всех участников образовательного процесса, ориентацию на формирование практических навыков и фундаментальных умений.

Поскольку ориентация на общекультурное развитие является одной из приоритетных позиций национальной системы образования [11], подготовка преподавателя вуза должна направляться на формирование педагога как «человека культуры», способного к общению и плодотворному сотрудничеству с людьми разных национальностей, вероисповеданий и культур в условиях культурного и национального плюрализма,  к утверждению в учебно-воспитательном процессе гуманистических и демократических ценностей.

Современные подходы к выдвижению образовательных целей отражают переход социальной парадигмы от индустриальной к информационной, характеризующейся нарастанием интеграционных процессов во всех сферах человеческой деятельности. Одним из принципиальных выводов образовательного сообщества является ориентация образовательных систем на вооружение человека необходимыми знаниями, навыками и умениями для обеспечения его гармоничного продуктивного взаимодействия с современным постиндустриальным обществом, в связи с чем стержнеобразующее значение приобретает понятие компетентности. Понятие компетентности отражает совокупность мотивационно-ценностных и когнитивных качеств как наиболее полного, личностно и социально интегрированного результата образования, необходимого для обеспечения продуктивной адаптации человека в современном обществе [6, с. 20-26].

Анализ научных исследований по проблеме профессиональной компетентности преподавателя показывает отсутствие единой точки зрения по содержанию данного понятия.

По определению С. С. Савельевой [13], профессиональная компетентность преподавателя – это ведущая характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности педагога к эффективному решению образовательно-воспитательных задач.

В. Н. Введенский [1, с. 51-55; 2, с. 59-65] включает в структуру профессиональной компетентности преподавателя коммуникативную компетентность (ориентирование в социальных ситуациях, выбор адекватных способов обращения и реализация этих способов в процессе взаимодействия, в публичных ситуациях, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта и культуры речи); информационную компетентность как объем знаний и способов их приобретения в научно-методической плоскости; регулятивную компетентность (планирование, мобилизация, устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности); интеллектуально-педагогическую компетентность как комплекс интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических педагогических компетенций; операциональную компетентность как владение набором действий, необходимых преподавателю для осуществления профессиональной деятельности (прогностические, проективные, методические, организаторские, исследовательские, педагогические, экспертные импровизации).

Согласно предлагаемой модели элитного специалиста ХХI века, разработанной Российской академией образования (2004) [12] авторы включают в систему профессиональной педагогической компетентности преподавателя следующие компетенции: а) управленческую как способность преподавателя быть организатором и управлять педагогическим процессом, координировать деятельность участников педагогического процесса, создавать команды для выполнения поставленных задач; б) индивидуальную как способность к самоорганизации и самоуправлению на основе психологической и коммуникативной компетенций (общение, способность мотивирования, делегирования и стимулирования личностного роста); в) методическую как способность накапливать, систематизировать и передавать опыт; г) социальную как способность гибко адаптироваться к меняющимся условиям социума.

Ряд ученых (Р. Д. Гамильтон, Т. К. Гамильтон, Дж. Равен, Е. К. Скорлуханова) суммируют профессионально-личностные качества компетентного преподавателя в содержании термина «компетентностное поведение» [15, с. 259; 16, с. 393-404], обусловленного  мировоззрением  педагога,  его  пониманием  необходимости  и способностью к совершению  определенных  действий  в определенное время.

Ю. В. Громыко [4] конкретизирует способность к совершению определенных действий, справедливо полагая, что профессиональная компетентность современного преподавателя означает способность к «компетентностному обучению».

В исследовании С. С. Савельевой [13] приводится свыше сорока видов профессиональной компетентности педагога (конфликтная, языковая, коммуникативная, акмеологическая, моральная, этнокультурная, этическая, риторическая, экстремальная, эмоциональная, экологическая, социокультурная, информационная, диалогическая, психолого-педагогическая и др.), на основании анализа которых делается справедливый вывод о том,    что различные трактовки профессиональной компетентности педагога не отражают всего спектра присущих ему характеристик.

Не отрицая важности аналитического подхода к содержанию и структуре профессиональной компетентности преподавателя, следует отметить необходимость и стадии синтеза в изучении этой проблемы, которая позволила бы увидеть исследуемый феномен в его целостности и единстве, определить его приоритеты, его системообразующие функции.

И.Ф. Исаев [8; 9, с. 32-36] подчеркивает, что профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза регламентируется целостной совокупностью педагогических ценностей, уровень присвоения которых личностью педагога является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности. Ученый выделяет следующие группы педагогических ценностей: 1) ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза (ценности-цели); 2) ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства); 3) ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования педагогической деятельности (ценности-отношения): концепция собственной профессиональной позиции, своей собственной деятельности, отношение преподавателя к студентам, к себе; 4) ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): методологические знания о формировании личности и деятельности, знание закономерностей педагогического процесса в вузе, знание психологии студенчества; 5) ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): личностные, коммуникативные, деятельностно-профессиональные качества преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющиеся в специальных способностях к творчеству, в проектировании своей деятельности, в диалогическом мышлении и т.д.

Тем самым И.Ф. Исаев выдвигает педагогическую культуру в качестве обобщающей профессионально-личностной характеристики, обеспечивающей действенность профессиональной компетентности педагога. На аналогичных позициях рассмотрения педагогической культуры как сложной системы ценностей – регуляторов педагогической деятельности стоят и В. Гринева, Т. Колодько, Н. Крылова, Н. Мазур.

Важным в современном образовании является понимание культуры личности как цели и фактора образования [14, с. 576]. Реформирование традиционной знаниевой модели образования, которая в условиях реализации новой парадигмы рассматривается как составная часть культурологической подготовки преподавателя вуза, предполагает не формирование отдельных профессиональных качеств и свойств личности преподавателя вуза с определенными свойствами, а создание условий, требующих полноценного проявления и развития личностных функций человека. На смену репродуктивному образованию приходит образование личностно-ориентированное, в основе которого лежит творческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему, замена объект-субъектных отношений в образовательном процессе субъект-субъектными отношениями педагогического сотрудничества, диалог не только «обучающий – обучающийся», но и диалог культур. Главной ценностью при этом становится творческое и раскрепощающее взаимодействие, общение субъектов учебного процесса, наряду с внесением в учебный процесс культурных образцов и типовых действий [3], а в качестве ведущего содержания образования определяются уже не знания, а техники оперирования с ними, техники общения, коммуникации, самоопределения, самоорганизации.

Выводы. Структура понятия «профессиональная компетентность преподавателя» коррелирует со структурой понятия «профессиональная культура преподавателя». Так, ценности-средства коррелируют с методическим компонентом профессиональной компетентности, ценности-отношения – с интеллектуально-логической и интеллектуально-эвристическими компетенциями, ценности-знания – с информационной компетенцией и т.д. Вместе с тем, подобная корреляция не означает совпадения структур и синонимии рассматриваемых понятий. Доминирование какой-либо ценности как компонента профессиональной культуры неизбежно приводит к более высокому уровню развития коррелирующей с этой ценностью компетенции как компонента профессиональной компетентности. Одновременно, доминирующие ценности определяют приоритеты в структуре профессиональной компетентности преподавателя, его личностный профессиональный профиль. Тем самым, понятие «профессиональная культура преподавателя» выступает комплексным качественным показателем состояния профессиональной компетентности, относительного уровня развития ее отдельных компонентов, ее симметричности или асимметричности как превалирования отдельных компетенций.

Список литературы:

  1. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога[Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.
  1. Введенский, В.Н. Педагогическая профессия как социальный институт [Текст] // Педагогика. – 2006. -№ 2. –С. 59 –65.
  2. Глазачев С.Н. «Креативная педагогика: методология, теория, практика» (два издания). – М., 2007, 2011.
  3. Громыко Ю. В. Метод В. В.Давыдова. Учебная книга для управленцев и педагогов. М., 2003.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции ― новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. ― 2003. ― № 5. ― С. 34―42.
  5. Зимняя И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. ― 2006. ― № 8. ― С. 20―26.
  6. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / Ирина Алексеевна Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». ― 2006. ― 4 мая. ― Режим доступа к журналу : https://www.eidos.ru/journal/ 2006/0504.htm. ― Название с титул. экрана.
  7. Исаев, И. Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. [Текст] / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова – М.; Белгород, 2002.
  8. Исаев, И. Ф. Культурологический подход к исследованию проблем про-фессионализма педагога [Текст] / И. Ф. Исаев // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С. 32–36.
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // Офиц. док. в образовании. ― 2002. ― № 4. ― С. 3―31.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2020 г: распоряжение Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751 // Офиц. док. в образовании. – [Электронный ресурс] от 19.10.2000 / URL: https://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 05.12.2014).
  3. Романцов М.Г., Мельникова И. Ю., Даниленкова Г.Г. Новые педагогические парадигмы вопросы дидактики и компетентности // Российская Академия Естествознания. – 2012.
  4. Савельева С. С. Профессиональная компетентность учителя XXI века учебное пособие / Коломна, 2008.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  6. RavenJ. Competence in Modern Society : Its Identification, Development and Release / John Raven. ― Hodder Arnold, 1998. ― 259p.
  7. RavenJ. Quality of Life, the Development of Competence and Higher Education / J.Raven // Higher Education. ― 1984. ― Vol. 13. ― No. 4. ― P. 393―404.[schema type=»book» name=»СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ » author=»Аджигеряева Сильвия Эскендеровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found