Федеральный государственный образовательный стандар ВПО разработан на позициях компетентностного подхода. Именно он стал началом нового этапа развития высшего профессионального образования. В этих документах речь идет о междисциплинарной координации/интеграции, которая рассматривается в науке как «согласование научного содержания учебных дисциплин, как их консолидация; о признании полифонизма, открывающего простор для подлинного диалога; об открытости исторического познания и освобождении его от догматизма. Задачей развития научного знания должна стать выработка путей и средств налаживания продуктивного междисциплинарного диалога, направленного на взаимообогащение и взаиморазвитие, а не признания «всеобщего равенства» [1;123].
На современном этапе модернизации системы образования особую актуальность приобретает проблема развития и повышения профессиональной компетентности учителей в системе дипломного и последипломного образования, подготовки новой генерации педагогических кадров, повышения их профессионализма и общекультурного уровня [1].
Перспективными в процессе модернизации форм и методов совершенствования методической компетенции учителей-лингвистов становятся активные методы обучения (суггестивные, информационные, коммуникативные и деятельностные).
Учитывая современные требования к процессу получения новых знаний в учреждениях образования, которые направлены на развитие самостоятельности, самоконтроля и самооценки учителей, следует широко внедрять в учебный процесс метод моделирования методических ситуаций [2;27].
Моделирование методических ситуаций (в отличие от других видов мысленного моделирования) – это создание таких ситуаций-моделей, где реальные объекты заменяются символами, и взаимоотношения между участниками деятельности складываются не естественно, а организованно специально под руководством преподавателя (т.е. искусственно).
Целью моделирования методических ситуаций является совершенствование готовности учителей к проведению уроков языка разных типов, в классах с различным профилем обучения, в учебных заведениях какого-либо типа обучения, реализуя инвариантную и вариативную составляющие школьного курса по русскому или иностранному языку.
В последнее время увеличивается удельный вес проектных технологий. Педагогическая технология проектирования во время специального обучения в высшем учебном заведении, а также на курсах повышения квалификации словесников осуществляется через применение метода проектов[3;27].
В системе образования активно используются следующие типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
Проектная технология ориентирована на активную самостоятельную деятельность, на развитие творческого мышления, формирование умений прогнозировать результаты, интеграцию знаний из смежных дисциплин.
Эффективной организационной формой совершенствования методической компетентности педагогов-словесников является тренинг, который, опираясь на опыт и знания участников, обеспечивает эффективное использование различных педагогических методов за счет создания положительной эмоциональной атмосферы. Используя тренинговые технологии, тренер в первую очередь способствует рефлексии участниками полученных знаний, которые должны трансформироваться через интеллект, опыт, эмоциональное переживание субъекта деятельности, что в значительной мере обеспечивает адекватную обратную связь. В процессе тренинга участники, благодаря обратной связи, проявляют недостаток умений и навыков, а также неадекватность имеющихся установок и стереотипов. Это способствует коррекции неэффективных моделей поведения и их замены на новые, более эффективные[4;27].
С целью совершенствования методической компетенции педагогов-словесников во время обучения на курсах повышения квалификации либо же в период специального обучения в высших учебных заведениях целесообразно реализовывать партисипаторной подход к проведению тренингов (основанный на вере в то, что люди эффективнее учатся, когда ценят их собственные знания и способности, а также, когда они способны проанализировать собственный опыт и поделиться им в комфортных обстоятельствах).
Перспективными с этой точки зрения становятся такие виды тренингов:
- тренинг креативности – служит для совершенствования
- у педагогов творческого воображения и мышления) и тренинг решения различных педагогических ситуаций (совершенствует навыки педагогов к более эффективного взаимодействия с учениками)[5;27].
Сегодня большинство ученых сходится на том, что, поскольку требованием общества является принцип непрерывного образования, то методическую компетентность следует развивать с учетом этого подхода. Таким образом, практическая реализация методологического принципа полипарадигмальности обучения, как в условиях вуза, так и на курсах повышения квалификации учителей-лингвистов позволяет определить ведущие подходы к практической подготовке словесников не только общепрофессиональной, но и методической частности.
Список литературы
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В.А. Адольф. – Красноярск: М-фо общ. и проф. образования РФ; Красноярский государственный университет, 2012. – 309 с.
- Андриевский Б.М. Реализация концепции непрерывного педагогического образования – требование времени // Актуальные прроблемы развития національного образования: Сб. научно-методических трудов. – М.: МГУ, 2012. – С. 14-17.
- Бигич О.Б. Действующие отечественные учебно-методические комплексы и учебные пособия по английскому языку для начальной школы [Текст] / // Иностранные языки. – 2007. – №3. – С. 44-48.
- Биляковская О.О. Профессиональная компетенция учителя как составная эффективной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / О. О. Биляковская // Научный вестник Мелитопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. ‒ С. 229-234. ‒ Режим доступа : – С 231.
- Вербицкий А.А. Педагогические технологии в контекстном обучении / А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2011. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-v-kontekstnom-obuchenii
- Дейкина А.Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя / А.Д. Дейкина // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) : материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2012 г.). – М. : МПГУ, Ярославль : РЕМДЕР, 2012. – С. 3-7.[schema type=»book» name=»Современное состояние процесса развития методической готовности педагога-лингвиста» description=»Статья посвящена исследованию профессионального становления будущего учителя-лингвиста и его методической подготовки.» author=»Галимова Альманзора Михайловна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-07″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]