Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования,  связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются  одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность.  Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник.

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе.

Использование ИКТ при обучении учащихся общеобразовательным предметам  ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ,   более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся, формируется их информационная культура, которая так необходима учащемуся  для его будущей жизни, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд,  который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы.

Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо  учителю иметь  достаточную подготовку  в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию  по переводу учебного процесса на современный уровень.

Мне  в этой области пришлось работать в  нескольких этапов:

  1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
  2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в областном ресурсном центре по теме « Создание сетевого информационного пространства педагога»
  3. Участие в работе дистанционного областного семинара по данной теме.
  4. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.

И, самое главное, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня  компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!

Своими основными целями и задачами  при обучении русскому языку и литературе я определила такие пункты: повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам, воспитание  у учащихся познавательной активности через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета, выработка  умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке, повышение  эффективности  урока, развитие мотивации, применяя ИКТ.

Информационные технологии  не только облегчают доступ к информации, открывают возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы   позволили мне реализовать идею развивающего  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учащимися  погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

В своих презентациях к урокам русского языка и литературы  я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или  создать одну из недостающих частей, давая   тем самым целевую установку в начале урока.  Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций.

Построение схем,  таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои учащиеся сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок  интереснее.

В качестве домашнего задания я предлагаю  найти учебный материал в Интернете, подготовить  презентацию.

Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так,  под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.

Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием  программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать  и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои учащиеся  в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея  Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма,  совместный  проект -Франция и Россия, фильм «Бесприданница» и её современную версию «» Позже на уроках  их обсуждение вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках.

В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы  часто используя на уроках литературы. Показав один из эпизодов фильма по одноимённому произведению А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка», я сумела заинтересовать детей творчеством поэта так, что в течение нескольких дней в школе после уроков устраивались сеансы по просмотру фильмов по произведениям А.С Пушкина, на них приходили дети из других классов.

Помню, какую бурю впечатлений в  детстве вызывало посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе мы узнавали творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У нас была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии!

Интернет пришел на урок! И вот  мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова.

Хочешь проверить свои знания.  Опять на помощь придёт Интернет. «Штурмуем» тесты ЕНТ! Никто не сомневается в объективности компьютера – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать.

А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.

Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки учащихся к урокам. В процессе  работы я поняла, что, прежде чем предлагать задания с использованием Интернета, необходимо соблюдать следующие требования:

  • в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
  • прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
  • нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
  • обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);
  • предупредить учеников о критериях оценивания работы:
  • показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;
  • список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;
  • программа реализации задания Word, PowerPoint;
  • объём работы.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств  сети Интернет:

  1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
  2. Создание мультимедийной презентации по теме.
  3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
  4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
  5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал.
  6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный  и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика + презентация учителя, часто вместе с  учащимися  находим готовые презентации к урокам  в Интернете и используем их.
  7. После самостоятельной работы со средствами Интернет я предлагаю наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание. А за создание исторической галереи по роману « Война и мир» учащиеся могут  получить оценки ещё и по истории.

Ещё  я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал  можно найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.

Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников.

Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д.. По завершению компьютер оценивает ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие  результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей. Урок заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся – дети приходят для этого в компьютерный класс после уроков.

Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:

  • ученик работает активно и самостоятельно;
  • изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
  • применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
  • у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
  • формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя  — он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.

Несомненно, достичь хороших  результатов  помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.

Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно.  Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Библиография:

  1. Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.
  2. Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.
  3. Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.[schema type=»book» name=»Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы» author=»Кайдашева Галия Гатауовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found