Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПАМЯТЬ – СУБСТАНЦИЯ ЖИВАЯ ИЛИ ЗАСТЫВШАЯ? (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА) | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПАМЯТЬ – СУБСТАНЦИЯ ЖИВАЯ ИЛИ ЗАСТЫВШАЯ? (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПАМЯТЬ – СУБСТАНЦИЯ ЖИВАЯ ИЛИ ЗАСТЫВШАЯ? (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Память и ее возможности всегда интересовали Пушкина. Во многих стихотворениях поднимается вопрос о сохранении жизни предыдущих поколений в памяти потомков.

Одним из способов воплощения памяти можно назвать воздвижение памятника. Однако отношение к таким «застывшим» воспоминаниям в лирике Пушкина неоднозначно. В данной статье мы предпримем попытку проследить вариативность восприятия памяти и памятника как одного из ее выражений пушкинским лирическим субъектом и героями стихотворений.

По словам Р. Якобсона, «неподвижная статуя подвижного существа понимается либо как движущаяся статуя, либо как статуя неподвижного существа» [7; C. 168], что делает ее существование внутренне противоречивым. Подобное восприятие посмертного монумента возникает уже в начале XIX века, например, в ранних стихотворениях Жуковского: «Порфир надгробный не являет / Душевных истинных красот; / Гробницы, урны, пирамиды – / Не знаки ль суетности то? / Они блаженства не доставят / Ни здесь, ни в новом бытии…» («Добродетель») [4]. Если тень или призрак, посещающие мир живых при помощи воспоминания-«вызывания» предстают вполне естественно, что можно объяснить их духовным происхождением, то «ожившая статуя <…> является орудием злой магии, она несет разрушение». [7; C. 173] (Тени, призраки и привидения, как известно, представляют собой традиционное «население» элегической и романтической реальностей, хотя в элегической и романтической художественных системах их «поведение» разнится: если в элегии призраки прежде всего служат медиаторами между настоящим и прошлым, то в романтическом произведении их основная функция – вызывать страх. Ср.: из арзамасского протокола: «<…> быть пугалами для всех противников по образу и подобию тех <…> мертвецов, которые так ужасны в балладах». [2]) Правда, существуют статуи «играющего в свайку», «играющего в бабки», мраморные кумиры  лицейского сада, которые не наделяются отрицательными коннотациями. Вероятно, это связано с их принадлежностью не к «историческому», индивидуализированному, а к «культурному» [6; С. 97], общечеловеческому времени. Они воспринимаются не как застывшее «живое» существо, а как пластическое выражение творческой мысли.

Вследствие нежелания оказаться застывшим, неподвижным Пушкин и предпочел создать собственный нерукотворный памятник (это еще раз подтверждает стремление поэта к «построению» жизни по собственным принципам и свободе от любых сковывающих начал). В письме Н. Н. Пушкиной (14, 16 мая 1836, Москва) поэт говорит: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности…» [1; Т. 16; C. 116] Здесь выражено понимание поэтом сути памятника: умертвление образа и последующее придание ему бессмертия (то есть «вечная смерть», противоположная вечной жизни, которая предполагает изменения). Природа пушкинского нерукотворного памятника, связанного с возможностями творчества, состоит в его текучести и изменчивости, возможности вечной жизни. Добавим, что стихотворение-описание этого памятника сродни воздвижению «памятник(а) побед» [1; Т. 1; С. 24-26] в «Кольне» (1814), когда барды (и равный им магической силой заклинаний Тоскар), устанавливая памятный камень, с помощью песни-заклятия наделяют его магическими свойствами воздействовать на потомков. Лирический субъект пушкинского «подражания» Горацию также предопределяет будущую «жизнь» своего памятника, тем самым проектируя ее. Подобная проекция-создание представляет собой пророчество о будущем (Пророчество о будущем имеет место и в державинском «Памятнике» (1795): «Так! – весь я не умру, но часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить, / И слава возрастет моя, не увядая, / Доколь славянов род вселенна будет чтить» [3; C. 233]), но, с нашей точки зрения, по аналогии с воздвижением памятника в «Кольне», это не предвидение и воспроизведение воли высших сил, а свободное творческое устремление самого «пророка».

Итак, в лирическом мире Пушкина значима память, сопряженная с вечностью, что роднит ее с мечтой-воображением. Воображение переносит поэта в собственную реальность, где пространство оказывается «воссозданным» по его воле, а время теряет свою устремленность к завершению жизни и становится вариацией вечности.

«Индивидуальное» человеческое время движется от рождения к смерти. «Творческое» время поэта находится вне этого движения, в области вечности, но оно способно «открываться» в любой из временных пластов (прошлое, настоящее или будущее), делая его («текущее» время) своим настоящим мигом творчества. «Родовое» время связано с цикличностью, и предполагает «замыкание» вектора временного движения на себе самом, его превращение в круг вечности. По точному замечанию Д. И. Черашней, при «соединении» с родом «линейное течение жизни героя включается в циклическое время природы. Мысль-память и мысль-воображение героя вершат полный кругооборот в истории своего рода, «покорного общему закону» и через это – неуничтожимому». [6; C. 166]

Действуя в соединении с воспоминанием или самостоятельно, воображение служит «инструментом» конструирования особой художественной реальности, в которой поэт занимает место демиурга и, как следствие, обретает абсолютную творческую свободу.

Лирический субъект-поэт как бы «отграничивает» себя от окружающего мира, реализуя тем самым стратегию «ускользания», которая предполагает его пространственное положение «на касательной» по отношению к любой из созданных им сфер художественной реальности. Подобное положение дает свободу перемещения между различными «измерениями» лирического мира и одновременно исключает возможность полного погружения в одну из творимых реальностей, которое могло бы ограничить возможности творчества. «Уход» лирического субъекта от «объективной» реальности может реализовываться двумя основными способами:

– устремление «за границы» окружающей лирического субъекта реальности, когда с помощью воображения он «переносится» в иное  личное пространственно-временное измерение; это реализация «поэтическ(ого) побег(а)» [1; Т. 2; С. 296] в горизонтальной плоскости, когда поэт «перемещается» в рамках собственного восприятия времени и пространства;

– преобразование, мифологизация реальности в рамках определенной культурной традиции; это «поэтический побег» в вертикальном измерении, когда при помощи воображения поэт пересоздает собственную реальность по некоему существующему культурному образцу, приобщаясь к «Большому времени человеческой культуры». [6; C. 97]

Память и воспоминание как ее возрождение позволяют лирическому субъекту творить, то есть приобщиться к вечности. Для героев пушкинского лирического мира память может быть как «застывшим» образом прошедшего, так и выражением живого течения «родового» времени.

Список литературы:

  1. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 19 т. / А. С. Пушкин. – М.: Воскресенье, 1994 – 1997.
  2. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство / М. И. Гиллельсон. – Л.: «Наука», 1974. – С. 82.
  3. Державин Г. Р. Стихотворения / Г. Р. Державин. – Л.: Сов. писатель, 1957. – 469 с.
  4. Жуковский В. А. Собрание сочинений: В 4 т. / В. А. Жуковский. – М.; Л., 1959. – Т. 1. – С. 5.
  5. Фаустов А. А. Авторское поведение Пушкина: Очерки / А. А. Фаустов. – Воронеж: ВГУ, 2000. – 321 с.
  6. Черашняя Д. И. Тайная свобода поэта: Пушкин. Мандельштам / Д. И. Черашняя. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 308 с.
  7. Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина / Р. Якобсон // Работы по поэтике: Переводы / [сост. и общ. ред. М. Л. Гаспаров]. – М.: Прогресс, 1987. – 464 с.[schema type=»book» name=»ПАМЯТЬ – СУБСТАНЦИЯ ЖИВАЯ ИЛИ ЗАСТЫВШАЯ? (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА)» description=»В статье дается краткий обзор репрезентации категории «памяти» в лирике А.С. Пушкина. Исследуются особенности сохранения памяти, ее характеристики. Можно сделать вывод, что для Пушкина и пушкинских героев память – субстанция живая, ее сохранение связано с внутренней жизнью человека и временем, которое для него актуально.» author=»Лапынина Надежда Николаевна, Сулемина Оксана Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found