Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ-СТАТУСОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ-СТАТУСОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Изучение речевых жанров актуально прежде всего в связи с функциональной направленностью лингвистической парадигмы.

М.М. Бахтина понимал под речевыми жанрами «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказывания» [1: 241-242], которые зависят от ситуации общения и имеют формально-синтагматические и функциональные особенности. Важнейшими признаками жанра являются характерные условия и цели высказывания, желание говорящего выразить собственный замысел, зависимость от сферы употребления.

В современном отечественном языкознании определение речевого жанра переформулировано В.В. Дементьевым и К.Ф. Седовым: речевой жанр — «вербальное оформление типичной ситуаций социального взаимодействия людей» [2: 6], «системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединенных по соображениям некой особой целесообразности» [3: 37].

Поскольку текстовое воплощение речевых жанров довольно разнообразно, В.В. Дементьев и К.Ф. Седов предложили типологию, в соответствии с которой выделяется собственно жанр, где совпадают типы и реализации; субжанр — жанровые формы, «представляющие собой одноактные высказывания, которые состоят из одного сверхфразового единства и которые способны входить в собственно жанры на правах тактик»; жанроиды — гибридные, «переходные формы, которые осознаются  говорящими как нормативные, но располагаются в межжанровом пространстве»; гипержанр — жанр, характерный для определенного социума, культуры [2:62-63].

Учитывая вышеизложенное, мы считаем возможным выделение статуса социальной сети как субжанра интернет-общения, который отличается специфическими конструктивными, содержательными и формальными свойствами.

В субжанре статусов наблюдается обилие вариантов текстового воплощения, однако проанализировав 120 текстов-статусов, мы можем констатировать следующие особенности.

Текст-статус представляет собой некоторую презентацию его автора. Такое послание имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации.

В текстах-статусах количество символов ограничено, текст может состоять не более чем из 64 печатных знаков. Это влияет на реализацию интенции автора, который должен сформулировать мысль кратко, лаконично, что даёт нам основание считать указанные тексты малоформатными.

Тексты статусов являются креолизованными, несмотря на то, что не всегда содержат какие-либо графические символы или рисунки, однако такие тексты не существуют изолированно, вне профиля (электронной страницы пользователя социальной сети), а выполняют свою коммуникативную функцию только в непосредственной сфере употребления. Страницы большинства пользователей содержат фото, то есть статус практически всегда сопровождается каким-либо изображением, поэтому очень часто понимается как авторский текст пользователя страницы.

Текст-статус  — это первое текстовое сообщение, которое видит гость на электронной странице. Пользователи стараются привлечь внимание гостей страницы для того, чтобы гость был заинтересован и просмотрел другую информацию страницы (личную анкету пользователя, посты – сообщения и т.д.).

Мы выяснили, что многие пользователи используют статус в рекламных целях. Почти половина исследованных нами методом сплошной выборки текстов-статусов носят рекламный характер со свойственными ей языковыми особенностями, слоганом, эмоциональной лексикой и т.д., например:

Утром — звонок, вечером — праздник! +79027679069;

Инвестирую под 240% годовых ,каждый вторник выплаты на карточку сбер банка!Подробности в лс! 🙂 С ув. Жирайр Вардазарян;

«Авто Приморье — Регион» — Все для Вашего Авто!;

Обучаю игре на ударной установке!! Информация на странице. Просто нажмите «Показать подробную информацию»);

Всем добра!) www.penguin-media.ru tel.: 205-666 (service) tel.: 648-458(Penguin) и т.д.

Также встречаются рекламные объявления, содержащие только фактуальную информацию. Чаще всего это либо адреса сайтов (; www.950050.ru), либо контактные данные с указанием вида услуг:

Татт00 Joker. карла маркса 30 т. 678-092;

Костюмы, реквизит, аксессуары для фотосессий и мероприятий! Магазин «Воображариум». Тел: 602-152. Ул.Горького 42, 3 эт, пав.4. С 10-19ч.

Однако другие пользователи предпочитают указывать в статусах информацию о себе, личных переживаниях, эмоциях, планах, взглядах на мир и т.д. То есть есть в этом смысле статус воспринимается в своём прямом значении (статус как состояние). Такие тексты нередко носят аксиоматичный характер, где адресант сообщений выступает либо в качестве «нравоучительного всезнайки»:

не надо жить кому-то на зависть… надо жить себе в удовольствие ))); 

Нас спасёт только честность;

Быть не поздно;

Всё только к лучшему! :);

Либо в качестве друга-советчика:

Если тебе роют яму, подожди: закончат – сделаешь бассейн.

В этом смысле тексты-статусы обычно воспринимаются как слова, принадлежащие непосредственно создателю электронной старницы и воспринимаются чаще всего как авторские. Однако авторство – большая проблема текстов-статусов. Пользователи, которые хотят зафиксировать авторство высказывания, используют специальный символ, подтверждающий авторские права:

Никогда не бойся своего возраста! Будешь делать всё то же самое, что и раньше! Только медленней! (с);

«Мне кажется, что ты ко мне не ровно дышишь….- Отдай инголятор, дура!»(с).

Довольно редко пользователи используют высказывания известных людей с указанием их авторов. Такие примеры единичны: «Когда умрет последний конь — мир рухнет, потому что самые лучшие люди — это кони» (В. Шукшин).

Тематически проанализированные нами тексты-статусы можно типологизировать следующим образом:

Философские (аксиомы), в которых высказываются жизненная позиция автора, взгляды и убеждения, хотя это не означает, что текст создан автором страницы:

Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.

Быть лучшей версией себя.

Уметь, стремиться и хотеть.

В субботу можно всё

Нередко в таких текстах испльзуются конструкции с императивом, в которых даётся прямой совет, рекомендация:

Делай, что можешь с тем что имеешь там где ты есть

создавай мир вокруг

Статусы о себе, содержащие собственную презентацию, новости пользователя, обращения к гостям страницы:

если я кому-то не ответил, напишите ещё раз: я просто прочитал ваше сообщение, а потом его засыпало сверху другими…

Строю рожи перед зеркалом и планы на будущее!)

Благодарю всех кто поддержал мою кандидатуру на выборах! Мы победили! спасибо за честную конкурентную борьбу!

два солнца у меня

Хочу любить и быть любимой!!!

Я хочу убивать..

Нужно уметь баловаться! Я умею)))

Рекламные статусы, в которых часто для привлечения внимания используются графические символы, знаки, смайлики и т.д.:

BUYER, CHINA, South China Int., sci_brand. +8613229404140, sci_mail@bk.ru;

Свадьба Корпоратив Юбилей Праздники-праказники Ведущий Рман Берсенёв Современный Диджей ;

принимаю заказы на видеосъёмку (свадеб) 8 964 222 5551 портфолио ;

Довольно часто встречаются тексты-статусы на иностранных языках, что, очевидно, вызвано желанием пользователя быть более презентабельным:

my soul to burn

What Is Dead May Never Die

Warrior/ 我是坚强的石头(石头)/相信我有能力/ 相信我敢/ Jaz sem dobro

jeder stirbt für sich allein

#Cosmix ( Podcast)

Бывает, что статусы не содержат вербальной информации, а представляют собой только графические рисунки, схемы, смайлики (Рисунок 1).

★░★░★░★░▀▀▀▀█░░█▀▀▀█░░▀█░░█░░█░★░★░★░★ ★░★░★░★░█▀▀▀▀░░█░░░█░░░█░░▀▀▀█░★░★░★░★ ★░★░★░★░▀▀▀▀▀░░▀▀▀▀▀░░░▀░░░░░▀░★░★░★░★

Рисунок 1.

Некоторые пользователи предпочитают использовать как метатекст (то есть текст о тексте:, например:

Здесь должна быть умная мысль

Мысли транслируются… Транслируются мысли…

Сменить статус…

Встречаются также такие тексты, значение которых, очевидно, понимае только автор, а адресату приходится только догадываться, например: [Обiйми]; 82,9 (о весе?); 2015.

Таким образом, можно утверждать. что статусы существуют как сформированный субжанр интернет-коммуникации, представляют собой малоформатный текст, ограничение объёма которого влияет на структурную и содержательную специфику. В связи с этим в перспективе исследования стоит вопрос об анализе прагматического потенциала текстов-статусов в on-line коммуникации.

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  2. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. Саратов, 1998. 107
  3. Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1. С. 37-55.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ-СТАТУСОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)» description=»Цель статьи — изучение текстовой специфики статуса в социальной сети как особого субжанра интернет-коммуникации. В статье проанализировано 120 текстов-статусов в социальной сети «ВКонтакте». В результате исселдования составлена их семантическая типология и описаны текстовые признаки и особенности.» author=»Непомнящих Екатерина Александровна, Парк Сангпил» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-04-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found