Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Об истории возникновения собственных имен в художественных произведениях



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Об истории возникновения собственных имен в художественных произведениях // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект, да и вымышлен­ный тоже имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен скрыта от нас завесой времени. Этим, в част­ности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напро­тив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых ус­тановлена точно или даже широко известна, которые связаны с чьим-то известным историческим лицом или  с какими-то событиями, или с какими-либо природными условиями.

Имена собственные становятся объектом пристального внимания фи­лологов-лингвистов и литературоведов. Происходит это потому, что любое на­именование, любое имя собственное — это слово. И как слово входит в систему языка, образуется по законам языка, по определенным правилам реализуется в речи и подвергается возможным изменениям в дальней­шем. Оно живет в разных формах речевой деятельности человека — устноречевой, разговорной, письменно-официальной, письменно-научной и др. Одной из таких форм, одной из живых имен и названий или же даю­щим им жизнь, являются произведения художественной литературы.

Академик В.В.Виноградов отмечал: «Вопрос о подборе имен, фами­лий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеоб­разиях в разных жанрах и стилях, об их образцах, характеристических функциях и т.п. не может быть проиллюстрирован немногими примера­ми. Это очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы». В самом деле, имена и названия являются неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля пи­сателя, одним из средств, создающих художественный образ. Они могут  нести ярко выраженную смысловую нагрузку, и обладать скрытым ассоциативным фоном, и иметь особый звуковой облик; имена и назва­ния способны передавать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху, к которой относится действие романа, повести, рассказа, обладать социальной характеристикой.

В рассказах и повестях, романах и новеллах живут, работают, тво­рят, мечтают люди, текут реки, бушуют штормы на морях и океанах, вырастают и исчезают деревни, поселки, города, светят звезды — все это так, как в реальной жизни. Поэтому, конечно, писатели не могут в сво­ей работе обойтись и без использования имен собственных, причем практически всех видов: от имен и фамилий людей до географических названий. Подчас работа писателя над собственными именами пред­ставляет собой сложный и трудоемкий процесс: фамилии, имена, на­именования должны быть стилистически верны и точны, должны отве­чать идее,  целям, произведения, должны нести характерный колорит, а иногда и какой-то специальный смысл, особое значение. Примечательно в этом плане высказывание Юрия Тынянова: » В худо­жественном произведении нет неговорящих имен… Каждое имя, на­званное в произведении, есть уже обозначение, играющее всеми крас­ками, на которые только оно способно. Оно с максимальной силой раз­вивает оттенки, мимо которых мы проходим в жизни». Примеры тому мы действительно находим практически в любой книге. Почему для Пушкина имя Татьяны Лариной было неразрывно связано с «воспоми­нанием старины»?

Ее сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно посвятим

И что ж? оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!…

Оказывается, что в дореволюционной России личное имя человека зачастую несло яркую социальную характеристику, употреблялось в определенной социальной среде.

Установлено по архивным документам, что, например, в XVII веке крестьянских девочек часто называли Василисами, Феклами, Федосьями, Маврами. Девочка, родившаяся в дворянской семье, такого имени получить не могла. Зато в дворянских семьях бытовали тогда такие женские имена, которые были неупотребительны или редки у крестья­нок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра.

Работая в архивах, известный московский исследователь в области русской ономастики В.А.Никонов определил, что имя Татьяна жило поначалу преимущественно в дворянской среде. Но уже к концу XVII -началу XIX века стало широко употребляться в крестьянских и купе­ческих семьях. Семья Лариных, придерживающаяся старых традиций («они хранили в жизни мирной привычки милой старины…»), могла даже вначале XIX века дать своей дочери имя Татьяна, которое в дво­рянских семьях к тому времени встречалось все реже и реже. Вспом­ним и примечание, которое сделал к этой строфе сам Пушкин: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например: Агафон, Филат, Фе­дора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюди­нами». Именно благодаря А.С.Пушкину и огромному успеху романа «Евгений Онегин» имя Татьяна получило новую жизнь, новую популяр­ность в русской речи. Иначе, как справедливо заметил В.А.Никонов, оно вполне могло разделить судьбу имен Фекла и Агафья.

Н.В.Гоголь, А.Н.Островский и некоторые другие русские писатели нередко прибегали к особой «зашифровке» ассоциацией, которые долж­ны были вызываться фамилиями персонажей, используя диалектные, областные слова. Некоторые исследователи считают, что в основе фа­милии Хлестаков положено диалектное слово хлест — наглец, нахал. Островский, скорее всего, использовал для образования фамилии Подхалюзин областное слово пройдоха, синоним общенародного плут, а для фамилии Лыняев — диалектный глагол лынять, т.е. отлынивать, укло­няться от дела, лениться.

Ученые-филологи отмечают и такие случаи, когда писателя, поэта гораздо меньше интересуют прямые или косвенные смысловые ассо­циации, вызванные именами и фамилиями персонажей, названиями го­родов, в которых происходит действие и т.д. Ведь иногда на первый взгляд выступают, скажем, звуковые ассоциации, музыкальность, не­обычность звучания собственного имени. Пожалуй, показателен пример имени героини «Алые паруса» — Ассоль. Надо сказать, что имя Ассоль А.Грину полюбилось рано. Первый раз героиню с таким именем мы встречаем в рассказе «Вокруг света», написанном в 1916 году. В 1917 году появляется другой его рассказ — «Враги». Его героиня тоже носит имя Ассоль. О мотивах выбора, создания имени Ассоль образно и точно написала в своих воспоминаниях жена писателя — Н.Н.Грин: «Для Александра Степановича в имени человека было важно музыкальное ощущение. В придуманном, необычно звучащем имени для него всегда таится внутренний голос человека. Этимология знаменитого имени Ас­соль (от исп. alsoi para el sol — «к солнцу») мало кому известна и фоне­тически «смазана» — смысл первоисточником целиком поглощен здесь «странным однотонным, музыкальным, как свист стрелы или шум мор­ской раковины звучанием».

Анализ имен и названий, живущих на страницах произведений рус­ской художественной литературы, — работа увлекательная, однако весь­ма трудоемкая и хлопотливая. Наиболее распространенными видами имен собственных в текстах произведений русской художественной прозы и поэзии являются антропонимы (личные именования людей) и топонимы (названия географических объектов).

Литература:

  1. Абдуллаев А.А. Названия лиц, образованные от географических имен и терминов в русском языке15-18 вв. —  М., 1968
  2. Виноградов В.В. О языке художественной литературы – М., 1959
  3. Гасанова С.Х. Топонимия в дагестанской русскоязычной (оригинальной и переводной) художественной литературе – Махачкала, 2010
  4. Никонов В.А. Имя и общество – М., Наука, 1974
  5. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. – СПб : Азбука-классика, 2001[schema type=»book» name=»Об истории возникновения собственных имен в художественных произведениях» author=»Гасанова С.Х.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found