Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ОБРАЗЫСУМЕРЕК И ЛУНЫ В СБОРНИКАХ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» (1910 Г.) И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» (1912 Г.) | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЗЫСУМЕРЕК И ЛУНЫ В СБОРНИКАХ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» (1910 Г.) И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» (1912 Г.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЗЫСУМЕРЕК И ЛУНЫ В СБОРНИКАХ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» (1910 Г.) И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» (1912 Г.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Большинство стихотворений ранних сборников М.И. Цветаевой «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) посвящено детям, восприятию мира глазами ребенка, который зачастую может видеть то, что недоступно взрослым:«Мы старших за то презираем, / Что скучны и просты их дни…/ Мы знаем, мы многое знаем / Того, что не знают они!»[6, с. 12].Дети тонко чувствуют границы, где реальный мир переплетается с миром иным. Они открываются в сумерки, на закате. Сумерки – это граница между днем и ночью, когда потусторонние силы могут ворваться в жизнь людей.

В стихотворении «Маме» из «Вечернего альбома» Цветаева пишет, что с мотивом штраусовского вальса в их с сестрой жизнь вошла тяга чего-то надмирного, они полюбили закаты: «В старом вальсе штраусовском впервые / Мы услышали твой тихий зов, / С той поры нам чужды все живые / И отраден беглый бой часов. // Мы, как ты, приветствуем закаты, / Упиваясь близостью конца» [6, с. 9].Дети пытаются отстраниться от суетного мира, им больше по душе вечность. Закат – это умирание солнца, его уход за грань видимой жизни. Поэтому закат символически связан у Цветаевой со смертью, с умершими.

В стихотворении «Эльфочка в зале» из «Вечернего альбома» Цветаева образно передает свое восприятие вечера, проведенного с давней подругой ее сестры Аси – Аней Калин. Сама А.И. Цветаева в своей книге воспоминаний так описывает этот эпизод: «… спустясь волшебной лестницей нашего детства, мы входили в полутемную залу с лунными полосками зеркал?..

А за Аней Калин еще не пришли. Она садится за рояль. Каштановой россыпью волосы по плечам. Неужели ей двенадцать лет? Я стою у печки, грею руки о теплые изразцы. Марина ходит по зале медленным отсутствующим шагом, слушает “Танец Анитры”. Вспоминает ли Марина брошенную свою игру? Грига Аня играет, маминого Грига, по нашей просьбе – “В пещере горного короля” и “Шествие гномов”, – и корабль дома скользнул в волны музыки, и плывет, и куда мы плывем в ней?»[5, с. 264-265].

Под ручками маленькой Ани Калин «запела рояль неразгаданно-нежно». Эти волшебные, чарующие звуки рушат границу между реальностью и иным миром. Аня сумела сделать это, потому что наступили сумерки: «Внушали напевы: «Нет радости в страсти! / Усталое сердце, усни же, усни ты!» / И в сумерках зимних нам верилось власти / Единственной, странной царевны Аниты» [6, с. 54]. Поэт расширяет пространство, параллельно замкнутой комнате вводя описание мира за окном – того света, где «мчались неясные сани», а «на улицах пустынно и снежно». В этом мире Аня уже не маленькая девочка, а «царица Анита», «эльфочка», она «внимала тому, что лишь эльфочкам слышно», своей игрой она может поведать то, «что не скажешь словами» и «соединять души».

Со смерти М.А. Мейн, мамы сестер Цветаевых, прошло к тому времени уже полтора года, но дом все еще был полон ее отсутствием, все напоминало о потере дорогого человека.Цветаева с тех пор очень редко играла на рояле, поэтому музицирование Ани  Калин в сознании поэта превращается в свидание с мамой.

«Дети у Цветаевой понимают пустоту и банальность этого света и радость того света, будь это смерть или только игра воображения», – пишет Джейн Таубман в своей книге «Живя стихами…»[2, с. 34].

Закат как предвестник смерти встречается и в другом стихотворении «Вечернего альбома» – «В Ouchy». Ouchy (Уши) – это предместье Лозанны, где сестры Цветаевы учились в пансионе, пока их мама лечилась от туберкулёза в Nervi. «Асе было 8, мне 10 лет, когда мы уехали за границу, — у мамы открылся туберкулез легких»[7, с. 122]. Стихотворение написано уже после смерти Марии Мейн, Цветаева переосмысливает время, проведенное в пансионе: «Держала мама наши руки, / К нам заглянув на дно души. / О, этот час, канун разлуки, / О предзакатный час в Ouchy! // <…>Нам грустно. Время, не спеши!.. / О этот час, преддверье муки, / О вечер розовый в Ouchy!» [6, с. 40].Под перифразой «канун разлуки, преддверье муки» кроется «предзакатный час», который символизирует близость смерти матери – заката. Цветаева с помощью градации передает нарастающее волнение: «О, этот час» – «канун разлуки» – «О предзакатный час в Ouchy»;  и рефреном закольцовывает стихотворение: «О, этот час» – «преддверье муки» – «О вечер розовый в Ouchy». Поэт просит время не спешить, но, понимая неизбежность грядущего, повторяет строки, делая их пророческими.

Еще одним устойчивым образом в стихотворениях ранних сборников Цветаевой «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», становится лунный свет. Чаще всего этот лейтмотив появляется в стихотворениях, связанных с действиями потусторонних сил. Образ луны у ранней Цветаевой укладывается в общеромантическую картину мира: луна влечет за собой загадку, следит за тем, что происходит в ночи. «Лунная» образность была распространена и в символизме. А. Ханзен-Лёве посвятил данному вопросу целый раздел в своем исследовании системы поэтических мотивов раннего символизма. Он отмечал, что лунный мир обычно тесно связан с «диаволическим» началом: это мир отраженный, вторичный, он противопоставляется миру истинному, солнечному[4, c. 199]. В словаре символов Дж. Трессидера находим такое толкование луны: «… была первой мерой времени. Кроме своего влияние на приливы и отливы, луна, как полагали, управляла и человеческой судьбой, а также ливнями, снегопадами, наводнениями и т.д. Считается символом женского начала. <…> Наиболее известная античная богиня луны, римская Диана, первоначально была второстепенной италийской богиней лесов, затем ее отождествляли с Артемидой, которая заимствовала некоторые характерные элементы греческого лунного культа Селены и Гекаты, представляющей луну в траурных ритуалах. Трехдневное отсутствие луны на небе, а затем новое ее появление сделали луну символом перехода от жизни к смерти и от смерти вновь к жизни. В некоторых традициях луна указывает дорогу в загробный мир или сама является местом посмертного жительства душ»[3, с. 205-206].

У Цветаевой можно выделить три функции, которые несет образ луны в ранних сборниках:

  1. Луна, как и закат, является предвестником смерти, помогает мертвым нарушить границу и прийти из своего мира в мир живых.

Уже само название стихотворения «Волей луны» из «Вечернего альбома» говорит нам о том, что все происходящее будет осуществлено под действием лунного света. Пока светит солнце, пока в зале «облачно-лилово» (оттенок, появляющийся на обоях от солнечных лучей) всё окутано тишиной, безжизненно: «безутешны вечера», «горе всюду прилегло», «всюду ласка лёгкой пыли». Но как только закрылись ставни (т.е. пришла ночь, «потемнело»), дом наполняется колдовством: кто-то «шепчет еле-еле», лирическая героиня удивляется – «или в доме не мертво?»: «Это струйкой льётся в щели /Лунной ночи колдовство. /В зеркалах при лунном свете /Снова жив огонь зрачков, / И недвижен на паркете / След остывших башмачков» [6, с. 40].Колдовство лунной ночи провожает в дом мертвых, которые оставляют на пыльном паркете свой недвижимый «след остывших башмачков».

В стихотворении сборника «Волшебный фонарь» луна приводит к рыцарю «девочку-смерть»: «Луна омывала холодный паркет / Молочной и ровной волной. / К горячей щеке прижимая букет, / Я сладко дремал под луной. // Сияньем и сном растревожен вдвойне, / Я сонные глазки открыл, / И девочка-смерть наклонилась ко мне, / Как розовый ангел без крыл» [6, с. 109]. Девочка просит мальчика: «Надень же (ты — рыцарь) мой шарф кружевной!». Он подпадает под ее чары и, взяв шарф, отдает букет. Рыцарь, в результате обмена, сам символически приобщается к тому свету и переходит грань. Таинство состоялось, и лишь луна вечна: она, как светила, так и омывает «паркет / Молочной и ровной волной». Строки повторяются, кольцевая композиция показывает, что круг замкнулся и повторится снова.

  1. Луна – вожатый, она может открыть грань между мирами и провести за собой. Она принадлежит и нашему свету, и иному, поэтому знает все тайны.

Лирическая героиня стихотворения «Лесное царство» из сборника «Вечерний альбом» с радостью вспоминает свое лето. Хорошо «Тихим вечером, медленно тающим, / Там, где сосны, болото и мхи, /<…>Возвращаться опасной дорогою / С соучастницей вечной — луной, / Быть принцессой лукавой и строгою / Лунной ночью, дорогой лесной» [6, с. 11]. В своем «лесном царстве» девочка чувствует себя принцессой. Ей совсем не страшна «опасная дорога», потому что ее провожает луна.

Луна следит и за маленькой Сарой в стихотворении «Сара в Версальском монастыре» («Вечерний альбом»): «Голубей над крышей вьётся пара, / Засыпает монастырский сад. / Замечталась маленькая Сара / На закат. // <…>Село солнце в медленном пожаре, / Серп луны прокрался из-за туч, / И всю ночь легенды шепчет Саре / Лунный луч» [6, с. 49]. Стихотворение открывается пейзажной зарисовкой заката, в преддверии конца  (намек на смерть девочки находим в строках «не знает крошка, // Что готовит ей судьба») Сара «льнет к окну». Луна жалеет девочку и всю ночь рассказывает ей сказки. Классический пятистопный хорей предстает в стихотворении в неожиданной огранке. Двойная анакруза, предваряющая ударный слог в начале каждого стиха, затягивает ритм и переводит привычный нам энергичный, от греческого «χορεος – плясовой» размер (например, «Ой, цветет калина / В поле у ручья») в более мерное русло. Укороченный последний стих каждого катрена (двустопный, всего с одним ударным) часто выделяет значимые для смысла фразы: «На закат», «Ей судьба», «Давних лет», «Спать пора!», «Лунный луч», предрекающие близкую смерть девочки. Усеченная строфа произносится на одном дыхании, и похожа на вздох. Это на ритмическом уровне поддерживает эмоциональный тон стихотворения, пронизанного легкой грустью.

Укороченная фраза, игра с длинной строк станет одним из любимых приемов зрелой лирики Цветаевой. А. Седых в своей книге воспоминаний «Далекие, близкие» даже отмечал, что Цветаева, «читая стихи, напевает, последнее слово строк, кончая скороговоркой»[1, с. 79].

Луна, находясь на небе, многое видит. Она вечна, поэтому проносит свои тайны сквозь время, наблюдая, как сменяются эпохи, как течет жизнь. В стихотворении «В Кремле» («Вечерний альбом») лирический герой хочет стать поверенным луны, чтобы узнать, что таят в себе древние камни, что пережили эти стены: «Я понял смысл былых загадок, / Я стал поверенным луны. // В бреду, с прерывистым дыханьем, / Я все хотел узнать, до дна: / Каким таинственным страданьям / Царица в небе предана / И почему к столетним зданьям / Так нежно льнет, всегда одна… / Что на земле зовут преданьем, — / Мне все поведала луна» [6, с. 14]. Поэт называет луну «царицей», потому что она правит на ночном небе. Луна показывает лирическому герою картины прошлых лет, и он видит вереницу лиц, «в чьих<…> детских, детских глазках / Тот свет, что льет волшебный серп», которые «за собой увлек он». Лирический герой просит луну сказать, «за что страдали / Они в плену своих светлиц? / Чему в угоду погибали / Рабыни с душами цариц, / Что из глухих опочивален / Рвались в зеленые поля?». Ее ответ был «печален / В стенах угрюмого Кремля». Луна и Кремль слишком многое повидали на своем веку. Они знают все сокровенные тайны человеческой души, ее метания и противоречия, которые сжигают и лирического героя.

  1. Лунная страна является убежищем душ, таинственных существ, эльфов.

В стихотворении «Колдунья» («Вечерний альбом») Эва – «призрачных эльфов сестра», воплощение сил природы. Прощаясь с рыцарем, она говорит: «… я в небо умчусь // Сегодня на лунном коне!» [6, с. 33].

Сестры Цветаевы были дружны с поэтом-символистом Эллисом (Львом Львовичем Кобылинским), которого называли чародеем. Анастасия Цветаева вспоминает о весне 1909 г.: «Эллис все чаще приходил к нам. Длинные весенние вечера без него теряли смысл»[5, с. 303]. В стихотворении «Чародею» («Вечерний альбом») Цветаева пишет о нем как о «возлюбленном бледной Луны»: «Оттого тебе искры бокала / И дурман наслаждений бледны: // Ты возлюбленный Девы-Луны, / Ты из тех, что Луна приласкала» [6, с. 67].

С помощью языка мистических образов Цветаева передает романтическую натуру Эллиса, его «надмирность». Возможно, здесь скрыта аллюзия на стихи самого поэта. Образ луны часто встречается в сборниках Эллиса. У него даже есть стихотворение «Даме-луне»: «Чей-то вздох и шорох шага / у заснувшего окна. / Знаю: это Вы, луна! / Вы – принцесса и бродяга! / …До всего есть дело Вам, / до веселья, до печали, / сна роняете вуали, / внемля уличным словам» [8, с. 103].

В стихотворении «Как простор наших горестных нив…» («Вечерний альбом») рисуется образ девушки с «большими глазами» и «тонким профилем», необычной, которая живет «для всех невидимкой». Цветаева показывает, что она пришла из другого мира: «Из страны утомленной луны / Вы спустились на тоненькой нитке. / Вы, как все самородные слитки, / Так невольно, так гордо скромны» [6, с. 25].

Стихотворение «Сумерки» из раздела «Детство» «Вечернего альбома», соединяет в себе и образ луны, и время сумерек. Цветаева описывает картину Поля Шабаса «В сумерках».  Зачин стихотворения – «Медленно в воду вошла / Девочка цвета луны»[6, с. 54]. В одном этом определении поэт соединил и цветовой, и эмоциональный образ девочки: она не просто сравнивается с луной, но приравнивается к ней, сливается, принимая ее цвет. Цветаева воссоздает сумеречную атмосферу, все эпитеты подчеркивают мотив спокойствия, неподвижности: «вошла медленно», всюду «Тихо», волны «уснувшей».«Мир лунный» противопоставляется «миру солнечному», т.е. миру взрослых, который полон суеты, шума, катания на лодках – «всплески весла», волн. «Всплески весла» «мучат» волны, поэт использует глагол с отрицательной коннотацией. Мы понимаем, что поэт принимает сторону «лунного мира»: дети хранят верность сумеркам. «Им, нежным, хвала», потому что «дети от солнца больны».

Рассмотрев стихотворения из «Вечернего альбома» и «Волшебного фонаря», в которых встречается образ заката (сумерек) и луны,мы отметили, что чаще всего они связаны с иным миром, с волшебством, которое открыто для детей, поэтов, ведь «на фею нужен глаз» [6, с. 42].

Список литературы:

  1. Седых А. Далекие, близкие. М.: Захаров, 2003. – 272 с.
  2. Таубман Джейн «Живя стихами…»: Лирический дневник Марины Цветаевой / Пер. с англ. Т. Бабёнышевой. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. – 344 с.
  3. Трессидер Дж. Словарь символов. / Пер. с англ. С. Палько. М.: Изд. «Фаир-Пресс», 1999. – 448 с.
  4. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. – 511 c.
  5. Цветаева А.И. Воспоминания. – М.: «Изографус», 2002. – 880 с.
  6. Цветаева М.И. Собр. соч. в 7 т. Т.1: Стихотворения. – М., 1994. – 702 с.
  7. Цветаева М.И. Собр. соч. в 7 т. Т.6: Письма. – М., 1995. – 702 с.
  8. ЭллисСтихотворения. Томск: Водолей, 2000. – 288 с.[schema type=»book» name=»ОБРАЗЫСУМЕРЕК И ЛУНЫ В СБОРНИКАХ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» (1910 Г.) И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» (1912 Г.)» description=»В ранних сборниках «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) М.И. Цветаевой показан мир глазами ребенка, который видит то, что скрыто. Лейтмотивными становятся образы сумерек и луны, связанные с мотивами смерти, памяти, воспоминаний, нарушения границ, перехода из реального мира в ирреальный. » author=»Шалаева Анастасия Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found