Бурное развитие мировой компьютерной сети Интернет достигло такого уровня, что в данном случае мы имеем дело с реальностью, хотя и получившей название виртуальной. Более того, эта виртуальная реальность возникла столь быстро, что пока невозможно не только предсказать, но и подчас описать все значимые социальные, когнитивные, технологические и этические аспекты этого явления. И нельзя сказать, чтобы это явление было обойдено вниманием научного сообщества. Практически на любой сколько-нибудь крупной конференции по гуманитарным и общественным наукам будут представлены сообщения о месте и использовании Интернет технологий в соответствующей области. [1, с. 289-290]
Виртуальное общение — такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности.
Для многих людей виртуальное общение становится частью образа жизни. Особенностью языка виртуальной коммуникации является то, что он представляет собой письменную форму общения, в основе которой лежит современный разговорный язык и которая характеризуется стремлением к максимальному сжатию информации. Его характерными особенностями являются широкое использование аббревиатур, усечений и сокращений, тенденция к доминированию фонетического принципа письма. Общение в интернет-чатах является торопливым и предельно упрощенным. Об этом свидетельствует близкий к телеграфному синтаксис, отказ от заглавных букв, знаков препинания, использование большого количества остроумных сокращений. В процессе виртуального общения говорящие осуществляют отбор языковых средств, наиболее рациональных для целей этого общения. Виртуальное общение подчиняется также принципу экономии усилий отправителя и получателя. Этим объясняется его насыщенность лексическими и графическими сокращениями. Для общения в чатах необходим компактный способ передачи информации, каким является фонетическое письмо, в основе которого лежит отождествление графического оформления слов с их звучанием. [2, с.1]
Анонимность – это один из основных столпов, на котором стоит Интернет — общение. Нигде в другом месте человек не может позволить себе раскрыться так, как здесь. Ровно настолько как захочет сам, столько времени cколько себе позволит. Выбрать себе некий образ или наоборот – забавляться сменой своих ликов.
Общение в Интернете – величайшее благо для людей, которые в жизни застенчивы и робки, ведь здесь у них есть великолепный полигон для тренировки этого столь необходимого навыка. Но в то же время в виртуальном пространстве раскрываются не все возможности для реализации языковой личности, так как в нем зачастую, языковая личность –это вымышленный персонаж интернет-пространства.
Язык виртуальной коммуникации не является новым. С того времени как общение в Интернете стало самой популярной формой письменного общения в мире, изучение принципов написания электронных сообщений стало очень важным. Манера изложения зависит от возраста пользователя и его адресата. В основном, чем они моложе, тем более их общение насыщено различными сокращениями. Этот язык очень быстро развивается и изменяется каждый день, поскольку в нем отсутствуют нормы как таковые, и каждый пользователь способен повлиять на его развитие путем использования новых слов и вариантов сокращений.
Компьютерный Интернет-дискурс является объектом большого числа исследований, предпринимающихся в последние годы. Новизна и неразработанность данной тематики обусловливает неоднородные подходы к решению многих вопросов. Несогласованность проявляется уже на уровне номинации исследуемого объекта. Так, многими авторами смешиваются не только понятия «коммуникация», «общение» и «дискурс», но и для многих взаимозаменяемыми определениями являются «электронный», «виртуальный», «компьютерный» или «Интернет». Следовательно, многими исследователями для одного и того же объекта употребляются разные номинации. Отсутствие чёткости в определении объекта является причиной несогласованных подходов и к определению признаков и особенностей компьютерного Интернет-дискурса.
Электронный дискурс — это речевое общение на Интернет-сайтах, оно имеет интерактивный характер, протекает в режиме реального времени и реализуется в письменном виде. Однако, письмо, наблюдаемое в чатах, отличается от традиционно принятого настолько, что необходимость его лингвистического изучения представляется очевидной. На сегодняшний день в науке ведется поиск адекватных методов анализа этого нового эмпирического объекта. Подробно рассмотрев ранее понятия «виртуальный дискурс» и «электронный дискурс», а также опираясь на собственные исследования понятия дискурс, мы считаем возможным утверждать то, что эти понятия не могут отождествляться с компьютерным дискурсом в целом и компьютерным Интернет-дискурсом в частности. Несомненным остаётся то, что виртуальность и электронный сигнал связи остаются одними из основных дифференциальных признаков компьютерного Интернет-дискурса. Дискурс речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Как уже отмечалось, термин «дискурс», как он понимается в современной лингвистике, близок по смыслу к понятию «текст», однако подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности. Иногда «дискурс» понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (т.е. текст); именно такое понимание является предпочтительным. Иногда встречающиеся попытки заменить понятие дискурса словосочетанием «связный текст» не слишком удачны, так как любой нормальный текст является связным.
Большинство исследователей, как мы уже продемонстрировали, делят компьютерный Интернет-дискурс на жанры по степени интерактивности (т.е. скорости реакции собеседника на сообщение): чат, icq, форумы и конференции, блоги, электронную почту. Такое представление о жанрах вообще и жанрах компьютерного Интернет-дискурса в частности мы считаем не вполне целостным. В соответствии с данным представлением, Интернет служит только лишь для коммуникации и общения между людьми посредством компьютера. Однако, на наш взгляд, компьютерный Интернет-дискурс имеет одну особенность, которую нельзя не учитывать при его изучении, а именно: дискурс этот имеет место не только между людьми-пользователями Интернета, но и, прежде всего, между пользователем и дискурсивным пространством Интернет, организованным посредством языка и по правилам, диктуемым технологиями Интернета. Таким образом, поисковая система, платёжная система, Интернет-реклама и другие услуги Интернета не должны выпадать из рассмотрения при создании целостного представления о компьютерном Интернет дискурсе. Недооценка важности точного выделения жанров и целостного описания многочисленных услуг Интернета является, на наш взгляд, одной из основных причин некорректного определения основных признаков и функций компьютерного Интернет-дискурса, узости представления о нём.
Чрезвычайно близко к понятию дискурса и понятие «диалог» . Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей – говорящего (автора) и адресата. При этом роли говорящего и адресата могут поочередно перераспределяться между лицами – участниками дискурса; в этом случае говорят о диалоге. Если же на протяжении дискурса (или значительной части дискурса) роль говорящего закреплена за одним и тем же лицом, такой дискурс называют монологом. Неверно считать, что монолог – это дискурс с единственным участником: при монологе адресат также необходим. В сущности, монолог – это просто частный случай диалога, хотя традиционно диалог и монолог резко противопоставлялись.
Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует, и не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим термином за последние десятилетия: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке.
Компьютерный Интернет-дискурс – это дискурс многогранный, определять и рассматривать который мы считаем возможным, принимая во внимание особенности его составных частей, то есть услуг (или сфер) Интернета. Пространство Интернет даёт большое количество возможностей своим пользователям осуществлять многие виды деятельности. На данный момент дискурсивное пространство Интернет делится на следующие сферы. Основные услуги: всемирная паутина электронная почта (электронное письмо, почтовая рассылка), поисковые системы, системы мгновенного обмена сообщениями, irc, игровые миры и игры онлайн, группы новостей. Основными услугами мы называем самостоятельные услуги Интернет-пространства, которыми можно воспользоваться непосредственно, без помощи других услуг. То есть основные услуги – это такие сферы Интернет-пространства, которые не обслуживают другие сферы.
При изучении дискурса, как и любого естественного феномена, встает вопрос о классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют. Самое главное разграничение в этой области – противопоставление устного и письменного дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал – акустический, при письменном – визуальный. Иногда различие между устной и письменной формами использования языка приравнивается к различию между дискурсом и текстом (см. выше), однако такое смешение двух разных противопоставлений неоправданно.
Дискурс – это комплексная междисциплинарная категория, которая является предметом изучения таких наук как философия, лингвистика, семиотика, культурология, социология и т.п. Дискурс в наиболее общем понимании представляет собой комплексное коммуникативное явление, которое, кроме ключевого элемента – текста, включает в себя ряд внеязыковых факторов. К таким параметрам можно отнести установки и цели коммуникантов, самопрезентации, их мнения, оценки и самооценки, характеристические признаки среды и контекста развертывания дискурса и т.д. Дискурс является текстовой системой, и поэтому часто сравнивают с текстом. Однако, при всей схожести этих понятий, они имеют принципиальное отличие . Текст – это предмет, а дискурс представляет собой процесс, который обладает ярко выраженной незавершенностью, поэтому можно говорить лишь о частичной синтаксической, семантической и прагматической когерентности. Таким образом, дискурс – это текст, рассматриваемый в момент актуальной включенности в коммуникативный акт, в ходе взаимодействия с контекстом. Дискурс характеризуется коммуникативной ситуацией, функциями и содержанием, кроме того, необходимо учитывать временной фактор, цели, результаты, мотивы, контекст и смысл. Относительно этих факторов существует множество классификаций дискурса: первичный, вторичный и законсервированный; гипотаксический, паратаксический; предваряющий, одновременный, последующий; генерализирующий, сингулярный; текстуальный; ситуационный; интерактивный; контекстуальный. Дискурс играет важную роль в понимании центральной проблемы современной философии – в обосновании знания. [3, с.118-119]
Нельзя поставить знак равенства между понятиями «виртуальный дискурс», «компьютерный дискурс», «электронный дискурс», «сетевой дискурс», «интернет-дискурс». Категории «компьютерный дискурс» и «электронный дискурс» можно считать синонимами, которые обозначают текст, в контексте коммуникативного акта, реализуемого посредством электронных средств связи, а точнее, посредством компьютерной техники или мобильных гаджетов. «Интернет-дискурс» подразумевает коммуникативное взаимодействие в глобальной сети Internet, а «сетевая дискурсивная практика» – как общение во всемирное паутине, так и в других типах сетей, в том числе, и в локальных, корпоративных и т.п. Можно сделать вывод, что данные типы дискурса состоят «в гиперо-гипонимических отношениях» и в качестве характеристической черты включают указание на определенное электронное средство связи, которое генерирует коммуникативную среду. Данный вид дискурса подразумевает под собой модифицированный канал связи и специфические особенности, которые возникают благодаря виртуализированности. С точки зрения лингвистов, виртуальный дискурс понимается yже, чем компьютерный дискурс. В компьютерном дискурсе предполагается, во-первых, общение не только между пользователями посредством глобальной сети Internet, но и общение человека с компьютерной техникой. Во-вторых, компьютерный дискурс, помимо взаимодействия в сети Internet, включает в себя так же общение в локальных сетях, что подразумевает также наличие непосредственных контактов коммуникантов, чего не может быть при общении виртуальном, где партнер по коммуникации представляется, дорисовывается нашим собственным сознанием. Но с другой стороны, виртуальный дискурс понимается значительно шире электронного, поскольку для коммуникативного взаимодействия в виртуальной реальности используется не только Internet, но и любые другие средства связи, порождающие эту реальность.
Литература:
- Кристал Д. Язык и Интернет.- Кембридж, 2001. -с. 289-290
- Н. Петрова. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество. Интернет-публикация(https://www.visualtech.ru/vculture/folklor/Folklor.html), 1998.
- Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. с.118-119[schema type=»book» name=»ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ДИСКУРСА» description=»Статья посвящена одной из актуальных тем современной лингвистики- интернет коммуникации, а именно лингвистическим особенностям электронного дискурса. Методом описательного анализа проводится разграничение таких понятий как дискурс, электронный дискурс, виртуальный дискурс.» author=»Рахметова Асель Тахировна, Джумадильдинова Жанар Саятовна, Мадиханова Ардак Бақытжановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]