Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНЦЕПТ «ГОРЕЦ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХВЕКА,ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ С КАВКАЗСКОЙ ВОЙНОЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНЦЕПТ «ГОРЕЦ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХВЕКА,ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ С КАВКАЗСКОЙ ВОЙНОЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Кавказская война, проходившая на южных границах России в ХIХ веке, широко представлена в художественных произведениях писателей, которые с ней каким-либо образом соприкоснулись. Одни из них просто наблюдали военные действия, другие не по своей воле в них участвовали.

А.С. Пушкин в одну из своих поездок на Кавказ побывал на боевых позициях, где под началом генерала Н.Н. Раевского-младшего нёс службу его брат, С.А. Пушкин. Впечатления о Кавказской войне положены поэтом в основу  знаменитого «Кавказского пленника», незаконченной поэмы «Тазит». А.С. Грибоедов по долгу своей службы сопровождал русские войска в кавказских экспедициях и также наблюдал военные действия, о которых отозвался в стихотворении  «Хищники» на Чегеме» («Делёж добычи»).

М.Ю. Лермонтову, сосланному на Кавказ в действующую армию, пришлось принять участие в сражениях, впечатления от которых отразились в стихотворении «Валерик». Непосредственно в военных действиях вынуждены были участвовать и сосланные на Кавказ после отбывания каторги в Сибири писатели-декабристы, которые также отразили эту войну на Кавказе в своих произведениях(А.А. Бестужев-Марлинский в повести «Аммалат-бек», П.А. Катенинв поэме «Инвалид Горев», Н.И. Лорерв «Записках декабриста» и др.).

Названные произведения послужили основой для проведённого анализа.

Художественный концепт понимается нами как «ментальное образование, отражающее особенности авторского типа мировосприятия» [1, с. 17] и этнокультурную специфику [2,с.51-52], и зависит от исторического периода и общественного сознания социальной группы, представителем которой выступает отдельный писатель в конкретном произведении. Исходя из того, что лексические единицы в определённом тексте несут не прямое значение, а концептуальное, авторское, социально и исторически обусловленное, то возникает возможность выявить компоненты значений лексических единиц. Поэтому принято при анализе учитывать прагматику текста, авторский замысел, преследующий определённую коммуникативную цель и отражающий мнение автора (внутреннюю концепцию) о единице реального (внешнего) мира. Это позволяет говорить о прагматическом значении лексемы в авторской интерпретации и о художественном концепте.

  Нашей задачей было выяснить, какие индивидуально-авторские концепты позволяют представить картину мира, отразившуюся в произведениях о войне.

Военная лирика и военная проза с точки зрения концептосферы художественного текста неоднократно описывалась в литературоведении и лингвистике[3]. Но в основном анализировалась Великая Отечественная война, поэтому концептосфера  противостояния в этой войне отражалась жёстко: свой – чужой; враг – однополчанин; партизан – предатель и пр. Иными были и установки героев: смерть или победа; отвага, а не  трусость. Оценка противоположной воюющей стороны в основном была негативной, что диктовалось социальными факторами. Хотя в то же время было представлено и другое направление: не месть, а человечность по отношению к противнику. Такое направление можно отметить как основное в литературном отражении Кавказской войны.

Кавказская война ХIХ века, которая велась на территории России, была обусловлена международными факторами. Англии было выгодно сохранение позиций Турции на Кавказе, поэтому морем ввозилось оружие, и в войну между Турцией и Россией было втянуто горское население Кавказа.

Проанализируем индивидуально авторские концепты, связанные с оценкой горца, выступившего вынужденным противником в этой войне. Нами не рассматривается концепт «горец» в лирических произведениях, воспевающих красоту Кавказа. Речь идёт именно о репрезентации концепта «горец – участник войны».

У А.С. Пушкина «горец» в поэме «Кавказский пленник»  репрезентируется в четырёх прагматических значениях. Первое значение –  «обманутый, несчастный человек, который вызывает сочувствие и уважение»: «Кавказа гордые сыны, /Сражались, гибли вы ужасно». Второе значение – «Россия многонациональна и является родиной многим народам»: «Подобно племени Батыя, / Изменит прадедам Кавказ». Третье значение – этнокультурное, бытовое, позитивное: «Меж горцев пленник наблюдал / Их веру, нравы, воспитанье, /Любил их жизни простоту, / Гостеприимство, жажду брани, / Движений вольных быстроту». Четвёртое значение – «опасный человек, противник», которое закреплено тематически.

У А.С. Грибоедова горец предстаёт средневековым воином, который, как это исторически и предопределено, занимается вооружёнными нападениями, угоном в рабство и торжественным дележом добычи, что для него естественно. Грибоедов, занимавшийся изучением языков и обычаев горцев, их песенного творчества, кроме тематически заданного значения, актуализирует в понятии «горец» его историко-этнографическую составляющую: «Мы обсядем в дружном вече/ И по ряду, дележом,/ Делим взятое ножом».

Непосредственно принимавший участие в военных действиях декабрист А.А. Бестужев-Марлинский в понятии «горец» («закубанец») реализует прагматическое значение «достойный противник-герой»: «Забава мне стреляться с закубанскими наездниками, а закубанцы, черт меня возьми, такие удальцы, что я готов бы расцеловать иного! Вообразите, что они стоят под картечью и кидаются в шашки на пешую цепь, – прелесть что за народ! Надо самому презирать опасность во всех видах, чтоб оценить это мужество… Они достойные враги, и я долгом считаю не уступать им ни в чем. У меня даже в числе их есть знакомцы, которые не стреляют ни в кого, кроме меня, выехав поодаль; это род поединка без условий. Быстрота их движений и их коней невообразима…» (Из письма в Петербург К.А. Полевому). «Искусство его [Аммалат-бека] в джигитовке, во владении саблей и стрельбе равных себе не имело. Кто единожды видел, как он на скаку отстреливал из пистолета подкову своего коня, тот вовек того не забудет.» (Изповести «Аммалат-бек»).

М.Ю. Лермонтов, которому также пришлось видеть в сражениях горцев (у автора «чеченцев»)и по одну и по другую сторону баррикады, репрезентирует рассматриваемый концепт в стихотворении «Валерик» философски, описывая результаты сражения глазами горца, выступающего на стороне русской армии. Горца-противника горец-союзник видит «отчаявшимся человеком, которому сочувствуют, но на которого не подействуют уговоры»: «Галуб прервал мое мечтанье, / Ударив по плечу; он был /Кунак мой… /Да! будет, кто-то тут сказал, / Им в память этот день кровавый! / Чеченец посмотрел лукаво / И головою покачал».

Таким образом, в Кавказской войне понятие «противник-горец» максимально размыто, в отличие от понятия «противник» в произведениях о других войнах. Писатели-романтики актуализируют в концепте «горец» его героическую составляющую, а близкие к реализму – его историко-этнографическое наполнение. Горец выступает как кунак или как человек, которому надо сострадать в его положении и который станет частью многонационального населения России. Это является яркой отличительной чертой восприятия  русскими писателями противника в Кавказской войнеХIХ века.

В результате анализа литературных произведений, отражавших взгляды наиболее прогрессивных представителей русской литературы ХIХ века, была выяснена особенность позитивно-аналитического представления о горце в русской литературе, выявлено, что понятие«горец» концептуально, оно несёт авторскую эмоциональную окраску. И в этом ракурсе можно говорить о гармоничном взаимодействиииндивидуально-авторских концептов и об отражении в них общенародного мировосприятия.

Список литературы:

  1. Волкова В.Б. Концептосфера современной военной прозы. АДД докт. филол. наук. Екатеринбург, 2014. – 42 с.
  2. Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. – 192 с.
  3. Антология художественных концептов русской литературы XX века [Электронный ресурс]/ ред. и авт.-сост. Т.И. Васильева, Н.Л. Карпичева,
  4. В.В. Цуркан: Изд-во ФЛИНТА; М., 2013. (Дата обращения: 10.07.15).[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТ «ГОРЕЦ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХВЕКА,ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ С КАВКАЗСКОЙ ВОЙНОЙ» description=»Анализируются индивидуально авторские концепты, связанные с оценкой горца, выступившего вынужденным противником в Кавказской войне. Делается вывод о героической составляющей концепта «горец», его историко-этнографическом наполнении, о предвосхищении восприятия горцев членами многонационального населения России.» author=»Гордиенко Ольга Антоновна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found