Орфографическая грамотность — важный компонент общего речевого и языкового развития; она формируется не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении — словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребенка, в результате овладения им системой языка, его богатством.
Проблема орфографической грамотности остается актуальной и по сей день, т.к. большинство учащихся далеки от полной грамотности. Успех в освоении грамотного письма зависит от содержания учебной деятельности, от организации учебного процесса, который должен быть направлен на формирование у учащихся прочных орфографических навыков. Поэтому активно ведутся поиски новых, интенсивных методов обучения русскому языку, в частности, обучению орфографии. Наряду с модификациями известных методов начинают разрабатываться системы, направленные на повышение уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Недостатки традиционной методики обучения орфографии на осознаваемой основе, острая реакция общества на орфографически безграмотное письмо, снижение общего уровня элементарной грамотности выпускников школ привели к поиску новых путей усвоения орфографии. В методике обучения орфографии последних лет известен ряд инновационных решений проблемы оптимизации обучения орфографии. Рассмотрим новые
подходы к обучению правописанию, складывающиеся в современной методической науке и школьной практике.
Разрабатываются системы методов, направленные на повышение уровня познавательной активности учащихся в процессе обучения, на достижение оптимального общего развития каждого ученика в процессе освоения им русского (родного) языка, в рамках деятельностно-развивающего обучения (П.Жедек, В.Репкин). Формирование орфографического действия на фонематической основе осуществляется в процессе речевой деятельности, в которой заложены потенциальные возможности для общего развития человека [1, с. 27].
В методических работах последних лет предлагаются различные пути повышения грамотности, заметное место среди них получил метод алгоритмизации обучения правописанию. Алгоритм — это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надежным. Методику использования алгоритмов разрабатывали Л.Н.Ланда, Г.Граник, А.И.Власенков и др. Многолетний опыт учителей показывает, что модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, весьма эффективна, поскольку в данном случае при формировании орфографического навыка работают два вида памяти — зрительная и слуховая, кроме того развивается умение логически мыслить.
Исследования ряда психологов показали, что за грамотное написание слова «несет ответственность» не только «рукодвигательная» память, но и «речедвигательная». Когда мы произносим слова, наши органы речи производят определенные движения. Психологам удалось установить, что и в процессе написания слов происходят микродвижения органов речи, в уменьшенном, ослабленном виде повторяющие те движения, которые совершаются при громкой речи. Этот «речедвигательный» образ слова так же, как и зрительный, участвует в процессе письма. Отсюда вытекает еще одна возможность запомнить, как пишутся трудные слова, — метод орфографического проговаривания, предложенный П.С. Тоцким. Орфографическое чтение, улучшая качество произношения, ведет к общему развитию речевого процесса, создавая прочный фундамент для правописания.
В последнее время усилился интерес к органическому, неосознаваемому усвоению орфографии на основе врожденного чувства языка. Это связано с общим подходом к языку как органической составляющей человека. Проблемы «абсолютной грамотности» на уровне «чувства языка» поднимаются в статьях А.А. Мурашова «Врожденная грамотность» как объект педагогической риторики» и «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения». Речевое развитие ребенка, по мнению Бюлера, основано на интуитивном познании принципов языка как системы. А. Мурашов считает, что «продолжение такого познания, катализируемое риторическим воздействием учителя, в строгом смысле и составляет риторическую основу «врожденной грамотности… Врожденная грамотность — это наличие у учащихся спонтанно возникающих и не всегда осмысляемых логических языковых моделей, основанных на аналогиях или ассоциациях». Автор рассматриваемой методики рекомендует изучать правило индуктивно после осмысления текста или комплекса примеров, формирующих и закрепляющих модель, переводимую на подсознательный уровень. Исследования психологов показали, что у школьников более других форм памяти развита память образная, и поэтому А. Мурашов рекомендует учителю использовать синсемантизм для развития образной памяти учащихся и актуализации ассоциативного начала [3, с.4].
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Достоинствами данной технологии обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения.
К сожалению, приходиться констатировать, что орфографическая грамотность учащихся и выпускников школ, несмотря на огромные усилия учителей и методистов, продолжает оставаться довольно низкой и сегодня.
Много дополнительных затруднений приносят школе «так называемые ограничения и нарушения морфологического принципа», противоречащие основному свойству нашей орфографии, на котором основано подавляющее большинство написаний русских слов. Почти все они являются написаниями традиционными (традиционно-историческими), отражающими явления далекого прошлого, истории русского языка, и не связаны с его современным звуковым строем. Являясь исключением на общем орфографическом фоне, многие из них создают немало трудностей и препятствий при овладении навыками письма. Среди многих причин низкой орфографической грамотности можно назвать и отсутствие исторического подхода к изучаемым языковым фактам, хотя еще Х1Х-ХХ вв. выдающиеся грамматисты (Ф.И. Буслаев, В.А. Богородицкий, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов, Л.В. Щерба и др.) говорили о необходимости «исторических экскурсов», которые придают преподаванию отечественного языка «основательность и прочность».
Необходимость историко-лингвистических экскурсов в программах и учебниках по русскому языку становится всё более очевидной в связи с новыми приоритетами государственной политики в области национального образования, выдвигающими на передний план интерес общества к проблеме национального самосознания, решая задачу развития личности школьника как носителя языка.
Изучение родного языка в диахроническом аспекте в школе в виде теоретического курса невозможно, поэтому наиболее оптимальным, на наш взгляд, представляется знакомство учащихся с важным для понимания русского языка фактами его исторического развития, которое должно опираться на знания учащимися школьного курса русского языка. Это не только позволяет обращаться к историческому комментированию, но и дает возможность освежить в памяти эти знания, лучше усвоить особенности современного русского языка.
При отборе материала для исторического комментирования главное внимание должно быть уделено его практической направленности. При обучении современному русскому языку необходимо привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь некоторых орфографических правил, обоснование имеющихся исключений из них.
Изучение истории языка в школе предполагает не только принципиально новое наполнение содержания образования, но и иную организацию системы познавательной деятельности учащихся, основанную на принципах развивающегося обучения. В основе этой теории усвоения школьником тех или иных знаний в форме учебной деятельности начинается с творческого преобразования фактического материала. Своеобразие же учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления школьник усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и историческое развитие языковых процессов. Усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач, ориентированных, во-первых, на работу с текстом как носителем универсальной информации, во-вторых, на развитие орфографической грамотности и языкового чутья, в-третьих, на развитие навыков самостоятельной работы исследовательского характера при работе с языковым материалом.
Приведем фрагмент занятия, посвященный изучению правописания корней с чередование -ровн- / -равн-; -рос- / -раст-.
Историческое изменение начальных сочетаний ол-, ор- в начале слова, в результате которого в русском языке возникло чередование гласных о//а, находит свое отражение в орфографических правилах русского языка.
Так, с изменением начальных сочетаний ол-, ор- в ра-, ла- в южнославянских языках и в ро-, ло- в восточнославянских языках связана последовательность в написаниях в словах с русской приставкой роз- (рос-), соответственно старославянское раз- (рас-), например: ро́звальни, но развалить, ро́счерк, но расчертить, ро́спись, но расписать.
Чередование корней -ровн-//-равн- также является результатом различного изменения начальных сочетаний *ог, *о1 в старославянском и древнерусском языке, образованных от основы *orv- в значении «ровный, прямой, истинный».
В современном русском языке корни -равн- и -ровн- разошлись в значениях. Орфографическое правило звучит так: Слова, обозначающие все ровное (т.е. прямое, гладкое) мы пишем с корнем -ровн-. Слова, обозначающие что-то одинаковое, мы пишем с корнем -равн-.
Чередование корней -рос- // -раст- ведут свое начало, от общеславянского * orst, которое в древнерусском языке имеет в начале ро-, а в старославянском — ра-. Сравните: рост (др.-рус.) — растение (ст.-слав.), рослый (др.-рус.) — выращивать (ст.-слав.), подросток (др.-рус.) — произрастать (ст.-слав.) и др.
Весь теоретический материал с использованием исторического комментирования дает возможность лучше усвоить особенности современного правописания. С целью усвоения норм языка, в том числе и орфографических, мы в каждой теме предлагаем задания, направленные на совершенствование орфографических навыков, например:
- Приведите русские параллели к старославянским словам. Объясните совпадение начальные ра-, ла- в русских и старославянских языках или их несовпадение. Вывод запишите.
Възрастъ — рост, рослый; ладии — …; — расчертивали — …; лакомый — …; равьнъ — …; работа -…; лань — …; расписывати — … .
- Выпишите из данных современных русских слов только те, которые заимствованы из старославянского языка. Укажите фонетические черты старославянского происхождения.
Растворить, подросток, раскол, росчерк, лодочник, ладья, локоть, расти, лось, радостный, равенство, ровесник, ровнять, сравнивать и т.д.
Современные технологии обучения позволяют увеличить объем самостоятельной учащихся, эффективность работы усиливается за счет использования исследовательских методов при выполнении ряда заданий. Следующие задания и упражнения, предлагаемые нами к разным темам, требуют для объяснения современных языковых явлений языковой интуиции, обращения к словарям и справочникам:
- Докажите, что слова мех — мешок, кощей — кость, подушка — дух исторически однокорневые. Для доказательства используйте толкование этих слов в «Кратком этимологическом словаре русского языка».
- Все древнерусские имена, как известно, что-то обозначали. Смысл приведенных здесь личных имен славянского происхождения очень прост. Догадайтесь, что обозначали имена. Какое из них является исконно русскими? Почему? Всеволод, Владимир, Злата, Драгомир, Владислав [2, с.41]
На наш взгляд, включение исторических экскурсов в преподавание русского языка позволяет сформировать культурную, национальносамобытную среду для развития поликультурной компетенции личности школьников. Сведения о древнерусском и старославянском языке, первом письменном литературном языке славян, который наряду с греческим и латинским был одним из совершеннейших литературных языков древней Европы, расширяют знания учащихся, положительно влияют на становление нравственности и национального самосознания школьников, воспитывают у них чувство гордости за свою родину, ее культуру, родной язык.
Можно надеться, что умеренное и рациональное привлечение фактов исторической фонетики, морфологии, лексикологии на уроках русского языка поможет учащимся повысить уровень орфографической грамотности, более сознательно и прочно усвоить нормы современного русского языка, развить интерес к его глубокому изучению.
Список литературы:
- Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии. — Начальная школа. — 1988. — № 10.
- Лысова О.В., Лабутина Г.П. Если хочешь познать истину, начни с азбуки (К Дню славянской письменности и культуры). — Русский язык в школе. — 2014. — № 4.
- Мурашов А.А. «Врожденная грамотность»как объект педагогической риторики. — РЯШ. — 1999. — № 3.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» description=»В статье предпринята попытка рассмотреть современные приемы обучения орфографии на уроках русского языка. Представленный материал включает задания и упражнения, которые обеспечивают формирование у школьников коммуникативной, языковой/ лингвистической и культуроведческой компетенций. Технологии, представленные в данной работе, ориентированы на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника и включают решение языковых задач, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельную исследовательскую работу с языковым материалом и т.д.» author=»Лысова Ольга Васильевна, Валишина Валерия Витальевна, Никитина Анастасия Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]