Огромное внимание в методике высшей школы уделяется внедрению в учебныйпроцесс новых информационных технологий обучения. Повышению эффективности учебного процессаспособствует применение таких активных форм и методов обучения как деловые игры, когда учебные занятия проводятся в форме конференции, диспута и т.д. В этом случае, в частности, изучение методики преподавания русского языка происходит в обстановке максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности. В данном случае возрастает чувство ответственности студентов при подготовке, проведении занятия, так как предполагается рецензирование их выступлений с последующим оцениванием.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия.
Для решения методических задач большую ценность представляют деловые игры, которые позволяют студентам искать и находить ответы на поставленные проблемы в совместной деятельности, при этом моделируя определенные педагогические ситуации. Разбор различных методических ситуаций в процессе деловой педагогической игры позволяет студентам осмыслить теоретические знания, способствует развитию мышления и формированию умения поиска самостоятельного решения.
В ходе деловой игрыу студентов есть значительные возможности для самостоятельной работы, кроме того, они вовлекаются в конкретную деятельность, так как деловые игры создают учебную среду, максимально приближенную к реальному учебному процессу. В результате облегчается перенос навыков, сформированных во время семинарских, лабораторных занятий на реальные педагогические ситуации.
В педагогической деятельности формирование педагогических навыков происходит в ходе педагогической практики, а также в процессе самостоятельной трудовой деятельности учителя. Оба пути формирования, развития педагогического мастерства обладают недостатками, связанными, прежде всего с учебным процессом, где главное- воспитание, обучение студентов, а не самовоспитание и самообучение педагога. Для проведения эффективного современного занятия русского языка преподаватель уже должен обладать профессиональными умениями и навыками.
Деловая игра демонстрирует участникам эффективностьпедагогических стратегий, допускает возможность вернуть ход, создает условие для формирования диалектике материалистического мышления студентов. С психологической точки зрения в игре сглаживаются внутренние противоречия личности, улучшается актуальное психологическое состояние. Главным достоинством деловой игры является радикальное сокращение времени накопления опыта, а также возможность проведения глубокого причинно-следственного анализа предлагаемой ситуации.
Таким образом, деловая педагогическая игра является активной учебной деятельностью по имитационному моделированию изученных систем, явлений, процессов, профессиональной деятельности, включающая конфликтную модельную ситуацию, отсутствие которой исключает саму постановку проблем.
Приведем алгоритм проведения деловой игры:
- подготовка к игре студентов, ответственных за ее проведение;
- ввод в игру всей группы, построение имитационной модели реального процесса, явления, ситуации;
- процесс игры: разрешение проблемы, проверка решения, оценка результатов;
- подведение итогов игры.
Деловые педагогические игры имеют некоторые отличительные особенности по сравнению с другими формами занятий. В процессе деловой игры решаются педагогические задачи, поставленные преподавателем. Так, этап проигрывания педагогической ситуации будет эффективен в плане формирования у студентов профессиональных умений в том случае, если будет фиксироваться особенность индивидуального стиля деятельности каждого участника игры. В педагогической деятельности индивидуальные особенности учителя имеют очень большое значение. К примеру, перенос передового опыта осуществляется не только с учетом особенностей данного классного коллектива, но и особенностей личности самого преподавателя. Процедура фиксации индивидуального стиля деятельности должна помочь играющим «подбирать» в следующих играх наиболее свойственные студенту роли, способствуя выбору им наиболее оптимального варианта решения реальной педагогической задачи.
Заключительный этап игры по тем же причинам должен включать и оценку «роста» профессионального мастерства участников. В этом заключается возможность создания положительной мотивации играющих. Приведем некоторые примеры педагогических ситуаций, решаемые в деловых играх:
- проверка знаний, умений и навыков студентов, необходимый и сложный этап процесса обучения;
- дидактические игры на занятиях русского языка, как средство развития познавательного интереса учащихся;
- профессиональная ориентация студентов как составная часть деятельности учителя русского языка
- самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка; как способ вооружения студентов активными методами познаниями, творчески применять знания на практике.
Таким образом, применение деловых игр в изучении методики преподавания русского языка способствует реализации принципа сознательности, творческой активности студентов, сотрудничества и сотворчества преподавателя и студента.
Список литературы:
- Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональная образование. 1999.
- Зязюн И. А. Кривонос И.Ф. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение. 1989.[schema type=»book» name=»ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ» description=»В данной статье деловая игра рассматривается одна из активных форм обучения на уроках русского языка в техническом вузе.Применение деловых игр способствует реализации принципа сознательности, творческой активности студентов, сотрудничества и сотворчества преподавателя и студента.» author=»Амангалиева Гульбану Матжановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]