Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О РАЗЛИЧЕНИИ ТЕКСТОВ НАУКИ И ПСЕВДОНАУКИ: ИСХОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О РАЗЛИЧЕНИИ ТЕКСТОВ НАУКИ И ПСЕВДОНАУКИ: ИСХОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Сначала — о смыслах, которые видятся автору данной статьи за понятиями «наука»,   «псевдонаука» и «лженаука».  Они вполне передаются следующими определениями:

  • наука — это область деятельности, которая осваивает факты действительности, её законы и закономерности посредством специального инструментария (правила, методы, техника) и производит научное знание о них, отвечающее определённым критериям. При этом могут возникать заблуждения, но они преходящи и выступают в качестве «точек роста» знания;
  • псевдонаука — область деятельности, которая нацелена на объяснение фактов, законов и закономерностей действительности на основе «наличного запаса средств» — существующих стереотипов сознания (предрассудки, верования, заблуждения) или «выбросов» интуиции (догадки, предположения, умозаключения). Она производит суждения о предмете рассмотрения, которые чаще всего отвечать критериям научного знания не могут. Это — по определению «территория заблуждений»;
  • лженаука — область деятельности, которая использует язык науки и ее коммуникационные каналы в своих партикулярных целях экономического, политического или какого-либо другого характера. Здесь научные теории, концепции, данные намеренно подменяются сведениями сфальсифицированными, ложными, а заблуждения превращаются в инструмент мимикрии, инструмент обмана с корыстными намерениями.

Так как цели и результаты лженауки имеют характер, далёкий от поиска истины, позволим себе оставить её за границами нашего внимания. А вот что касается обсуждения взаимоотношений науки и псевдонауки, то рассмотреть их крайне актуально. И, полагаю, лучше всего это сделать, перейдя от обсуждения общих представлений об их различиях к характеристике  научных и псевдонаучных результатов, объективированных в текстах. Оговорюсь сразу: поскольку тексты естественно-научного профиля и тексты гуманитарного профиля имеют значительную специфику, мне как гуманитарию целесообразно ограничиться анализом материалов гуманитарной проблематики.

Поясню, почему проблему различения текстов науки и псевдонауки считаю  весьма актуальной. Дело не только в том, что псевдонаучные результаты нас отдаляют от истины и уже тем тормозят её поиски. Есть ещё один аспект у этой проблемы. Соль в том, что новые научные идеи иногда бывают столь неожиданны и ошеломляющи, что их легко можно объявить псевдонаучными. Тогда они неоправданно отбрасываются сложившимися научными школами, и это на долгие годы останавливает развитие научной мысли (вспомним злоключения генетики и кибернетики в нашей стране в период, когда они громко о себе заявили).

Для разрешения этой проблемы представляется важным выявить и описать систему признаков научного текста, действующих как порождающая модель научного творчества. Она стихийно формируется в сознании исследователя в процессе освоения им избранного рода занятий и проявляет себя как закон, задающий ему характер и последовательность действий, необходимых для достижения цели. Не случайно исследователи подчёркивают общеметодологический характер этой категории [1, с. 8] . Именно порождающая модель направляет субъекта того или иного рода деятельности к искомому результату, и потому у художника рождается художественное произведение, у инженера — инженерный проект, у научного работника — научный труд. По той же причине порождающая модель  может выступать как критерий качества работы профессионала. Скажем, если результат деятельности исследователя  не отвечает признакам, закреплённым в порождающей модели научного творчества, возникают основания ставить под сомнение научность этого результата. Так что выявление системы признаков научного текста, из которых складывается порождающая модель научного творчества, — архиважная исследовательская задача.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы в порядке первого приближения к решению этой задачи выявить черты научного текста, которые обусловлены уже установленными особенностями научного знания  [2] и могут выступать в качестве таких признаков. Мы считаем достаточным рассмотреть пять особенностей научного знания, задающих соответствующие черты научного текста. Именно на них принято ориентировать начинающего исследователя в вузах. Как выглядят эти признаки  в реальности, можно представить себе даже по данной статье. Предпримем такую попытку.

Первая особенность научного знания связана с тем, что оно относится к классу фактивных предикатов, т.е. утверждений, претендующих на истинность и поддающихся проверке. Поэтому научный текст должен содержать в себе указания на конкретные характеристики реальности, которые создали или проявили научно-практическую проблему и могут быть установлены в случае, когда возникает необходимость повторить исследование, чтобы проверить полученные теоретические выводы. В данной статье, например, такое указание — упоминание об эксцессах в истории генетики и кибернетики, иллюстрирующих проявление проблемы, привлекшей внимание автора.

Вторая особенность состоит в том, что знание способно к развитию, поэтому научный текст должен содержать в себе указание на то, как он соотносится с накопленным ранее знанием и чем отличается от него. Если продолжать рассматривать с этой точки зрения наш случай, то таким указанием является даваемая здесь краткая характеристика уже установленных  особенностей научного знания, на основе которых и определяются  признаки научного текста.

Третья особенность знания заключается в том, что оно позволяет обоснованно объяснить некоторое множество эмпирических явлений, относящихся к одному типу, поэтому научный текст должен содержать в себе подобное объяснение,  указывающее на класс объектов, к которым оно относится; при этом оно должно подчиняться законам логики, делающим его определённым, непротиворечивым, последовательным и обоснованным [3]. Наш случай тоже содержит в себе такое объяснение: в статье указывается, что  предмет рассмотрения ограничивается классом объектов гуманитарного профиля. Обоснованное знание о них можно получить при условии  интерпретации, построенной на законах логики.

Четвёртая особенность состоит в том, что научное знание предполагает подтверждение умозаключений аргументами преимущественно рационального характера (факты, статистика, данные исследований, причинно-следственные связи), поэтому система аргументации в научном тексте должна состоять в основном из подобных элементов. (И тут, заметим в скобках,  важное отличие научного материала от материала научно-популярного, который нуждается и в аргументах эмоционального свойства). Нетрудно заметить, что в нашем случае используются в основном как раз аргументы рационального характера.

Пятая особенность касается того, что научное знание объективируется в языке науки — используется научный стиль. Поэтому в лексике научного текста преобладает понятийный ряд, раскрываемый автором постольку, поскольку этого требует новизна выводов. (Кстати, здесь — ещё одно различие научного и научно-популярного произведений: последнее обязательно включает в себя образный ряд и предполагает облегченные синтаксические конструкции). Легко убедиться, что данная статья также выполнена научным стилем — язык её ориентирован преимущественно на использование понятийного ряда выразительных средств.

Подводя итог нашим рассуждениям, можно сказать, что в числе критериев научного текста основными оказываются:

  • а) опора на реальность, создающую ту или иную научно-практическую проблему;
  • б) проявление связи предшествующего знания и новизны излагаемой идеи;
  • в) характер интерпретации предмета исследования, ориентированной на определённый класс объектов и подчинённой законам логики;
  • г) характер аргументации выводов (апелляция преимущественно к когнитивным запасам читателя);
  • д) особый лексико-синтаксический строй текста, характерный для научного стиля.

Они и образуют порождающую модель деятельности исследователя, определяя её способ и направляя учёного к созданию продукта особого типа -научного текста, в котором «оседает» новая крупица знания.

Рождение псевдонаучного текста связано с произвольными представлениями — из-за этого он, чаще всего, и не соответствует научным критериям. Однако это не означает, что он заведомо вреден. Иногда псевдонаучный текст, в силу творческой природы человека, может нести в себе случайные или неслучайные прозрения и способен стать источником ценных научных идей. Так что прежде, чем объявить текст псевдонаучным, надо «семь раз отмерить». Борьба с псевдонаукой должна быть не «смертельной схваткой», а корректным состязанием в аргументации, — в отличие от борьбы с лженаукой, которая не является игроком научного поля и потому требует противостояния.

 

Список литературы

  1. Клёсова О.А. Способ деятельности журналиста на современном этапе. Автореф. канд. дисс. — М., 2013. — С.8.
  2. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. — М., 2005; Электронный ресурс — .
  3. Никифоров А.Л. Логика. Гл. 4. Логические законы.

Электронный ресурс — 3580_chapter_7_Glava_4_LOGICHESKIE_ZAKONY.html.[schema type=»book» name=»О РАЗЛИЧЕНИИ ТЕКСТОВ НАУКИ И ПСЕВДОНАУКИ: ИСХОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ» description=»Цель статьи — выявить и описать систему признаков научного текста, действующих как порождающая модель научного творчества. Они обусловлены особенностями научного знания и могут позволить различать тексты научные и псевдонаучные, что представляет собой весьма актуальную практическую и теоретическую проблему. Автор статьи использует деятельностный подход, что позволяет ему сопоставить цели, инструментарий, продукты научного и псевдонаучного творчества. Посредством анализа причинно-следственных связей между известными свойствами научного знания и их отражением в текстах он приходит к выводу о специфических чертах научного текста, которые могут выступать в качестве его отличительных признаков. Результатом рассмотрения в статье оказывается система таких признаков, образующая порождающую модель научного творчества.» author=»Лазутина Галина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/http://bkpsdm.pringsewukab.go.id/slot-online/