Номер части:
Журнал

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЖА (на материале современного английского романа Ника Хорнби «Мой мальчик)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЖА (на материале современного английского романа Ника Хорнби «Мой мальчик) // Евразийский Союз Ученых. Филологические науки. ; ():-.





Портретное изображение персонажа находится в поле зрения многих исследователей, так как портрет является одним из средств создания литературного образа.    Несмотря на многообразие подходов к определению и созданию портрета литературного персонажа, следует отметить, что одним из первых обратился к иным способам создания персонажа М.М. Бахтин. Определяя портрет,  этот исследователь акцентирует внимание на  манерах, походке, тембре голоса, меняющемся выражении лица и всей наружности как о моментах, примыкающих к наружности и восполняющих в словесном творчестве неполноту живописного портрета [2, с. 17].

О.А. Мальцева определяет портрет как одно из средств создания образа персонажа, заключающегося в описании его внешности и включающее психологическую характеристику отдельных частей внешности – черт лица, мимики, фигуры, поз, жестов, движений, одежды [6, с. 9].

Особый интерес представляет точка зрения О.Г. Алюниной, согласно которой,  под целостным речевым портретом языковой личности понимается иерархически организованная структура, которая включает следующие компоненты:

  • социо-психолингвистический портрет, то есть социальные, психологические, биологические особенности, личные интересы и увлечения;
  • особенности речевого портрета на системно-языковых уровнях;
  • особенности речевой культуры – особенности коммуникативного поведения, учет фактора адресата, своеобразие лексики [1].

В понимании Л.П. Крысина, речевой портрет – это, прежде всего, индивидуально избираемые, отраженные в речи человека социально маркированные способы выбора и употребления языковых средств. Следует  обратить особое внимание на то, что автор в состав речевого портрета включает также особенности речевого поведения, к которым относятся формулы общения, прецедентные феномены и языковая игра. Примечательно, что игру со словом автор классифицирует  как  характерную черту речевого поведения, которая отличает друг от друга носителей языка, представителей разных возрастных категорий и социальных слоев, поэтому она является важной частью речевого портрета. К языковой игре относятся намеренное искажение слова, обыгрывание звукового состава, внутренней формы, связей с другими словами, каламбуры [5, с. 87].

Интересен подход Г. Г. Инфантовой,  согласно которому речевой портрет складывается из экстралингвистических и лингвистических признаков. В понятие экстралингвистические признаки, автор включает характеристику личности  (социальную активность или пассивность, социальное положение, уровень образования и общего развития, возраст, профессию, род занятий и др.), а  в состав лингвистических признаков — языковые и речевые. В число языковых признаков, автор включает знания в области всех уровней языковой системы, владение устной и письменной формой речи, диалогическим и монологическим типом речи, средствами  всех стилей речи (имеется в виду их отвлеченный, словарно — грамматический аспект, а также совокупность тенденций отбора и правил использования языковых средств) в их нормативной разновидности. К речевым признакам относится реализация высказываний в соответствии с их внутренними программами, владение всеми коммуникативными качествами речи (правильность, точность, выразительность, степень речевой свободы, степень соблюдения речевых этических норм и насыщенности текста выразительными средствами всех уровней, стандартность / нестандартность речи, простое воспроизведение языковой системы или ее творческое обогащение) [4, с. 21].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что портрет представляет собой совокупность внешних, личностных, речевых характеристик, присущих персонажу, раскрывающих его типический характер.

Продолжая наши рассуждения относительно речевого портрета, вслед за исследователями, считаем необходимым обратить внимание на следующие функции речевой характеристики:

  • характеризующая, служащая для раскрытия образа героя, его индивидуальности;
  • сравнительная, использующаяся для сопоставления или противопоставления героев;
  • выделительная, делающая образ запоминающим на фоне других;
  • психологическая, раскрывающая эмоциональное состояние героев.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что во многих исследованиях при описании речевого портрета говорящего рассматриваются   как языковые, так и речевые особенности, отдельно или в совокупности.

В контексте наших рассуждений, считаем необходимым рассмотреть схему описания речевого портрета, предложенную М.Н. Гордеевой:

  1. Особенности языковых единиц разных уровней;
  2. Особенности речевого поведения (этикетные формулы, речевые клише, прецедентные феномены, языковая игра);
  3. Лингвокультурологические особенности (отражение культуры в языке);
  4. Рефлексия персонажей и метаязыковые пометы [3, с. 2].

Сказанное выше свидетельствует о том, что изучение способов создания речевого портрета персонажа представляется актуальным в рамках общего направления исследования языковой личности, а также в рамках более частного описания речи главных героев романа Ника Хорнби «Мой мальчик».       Анализируя речевой портрет в художественном произведении, особенно важно уделить особое внимание языковым средствам, как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях, которые не только способствуют созданию ярких образов, но и несут в себе авторскую оценку персонажа.

В понимании О.А. Мальцевой, к основным стилистическим средствам речевого портрета относятся эпитеты, метафоры, сравнения, которые дают наглядное представление о каком-либо явлении, выраженном в художественной форме [6, с. 5].

Так, например, волнение представлено сравнением в следующем контексте:

Another silence, and then Fiona started crying. Her eyes filled up and started to leak down her face and on to her pullover, and she just sat there quietly, like a kid oblivious to a runny nose [7, с. 67].

  Отчаяние  представлено многочисленными эпитетами, которые помогают раскрыть образ персонажа, понять и почувствовать его состояние в следующих контекстах:

He suddenly realized with terrible clarity that he’d been set up, that when Rachel had said that he would get the hang of it if she showed him how, this is what she had meant. He wanted to hate her, but he couldn’t: instead he felt a rising panic [7, с. 79].

   Бранная лексика, междометия, используемые автором, способствуют созданию речевого портрета персонажа и отражают его мир, представлены в следующем контексте:

Look at that, said Ellie.  Bastards. They’re trying to make money out of him already [7, с. 94].

  Необходимо подчеркнуть, что создание речевого портрета персонажа возможно с помощью таких синтаксических средств как повторы, параллельные конструкции,  представленные в следующем примере:

And I feel you can be distracted – you get distracted by your relationships, you get distracted by the meaninglessness of a sporting event, by a movie, by the work that you’re doing that you think is important at the time…And so we distract ourselves, and good distraction is the best we can do [7, с. 97].

Анализ вышеизложенных контекстов,  позволяет сделать вывод о том, что речевой портрет персонажа, создаваемый с помощью языковых средств различных уровней,  является художественным воплощением не только внутреннего мира героя, но и непосредственным отражением интеллектуального и эмоционального мира самого писателя.

Список литературы:

  1. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета с современных лингвистических исследованиях. [Электронный ресурс]. URL https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1
  2. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб., 2000.
  3. Гордеева Н.М. Речевой портрет и способы его описания. [Электрон- ный ресурс]. URL: https://www.hqlib.ru/st.php?n=101.
  4. Инфантова Г.Г. Язык. Речь. Личность: монография /Отв. редактор Сенина Н.А. / Ростов – на –Дону: Легион, 2008. — 504 с.
  5. Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Крысин Л.П. Русское слово свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 483 с.
  6. Мальцева О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте. Л., — 1986
  7. Hornby Nick «About a Boy».- Penguin Books, 1993.- 278 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЖА (на материале современного английского романа Ника Хорнби «Мой мальчик)» description=»Речевой портрет языковой личности представляет собой совокупность речевых характеристик, присущих персонажу и, раскрывающих его типический характер. Анализируя речевой портрет главных героев романа Ника Хорнби «Мой мальчик», особое внимание следует уделить языковым средствам, как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях, которые не только способствуют созданию ярких образов, но и несут в себе авторскую оценку персонажа. » author=»Баймулова Ляна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх