В последнее время фитотерапия все шире внедряется в медицинскую практику, особенно для профилактики и лечения многих хронических заболеваний. Возрастание спроса на фитопрепараты объясняется во всем мире стремлением все большего количества людей быть ближе к природе, избежать отрицательного воздействия синтетических лекарств [1].
К главным требованиям, предъявляемым ко всем препаратам, особенно, когда речь идет о медикаментах для детей, относятся эффективность и безопасность, что требует от педиатра глубоких знаний фармакологии используемых лекарственных препаратов, с одной стороны, и возрастных особенностей организма ребенка, с другой. Нередко перед врачом стоит сложная задача – выбрать из большого арсенала лекарственных средств не только самое эффективное, но и наименее токсичное, а также уменьшить риск появления побочного действия.
Целью исследования являлось провести анализ литературных данных об особенностях применения лекарственных растений в педиатрической практике и обоснования возможности их использования при лечении различных заболеваний у детей.
Перспективным направлением в медицине является фитотерапия – это метод лечения с помощью лекарственных средств растительного происхождения, содержащих комплексы биологически активных веществ, максимально полно извлеченных из целого растения или отдельных его частей. Современная фитотерапия основывается исключительно на научно признанных фактах и оперирует стандартизированными лекарственными средствами, применяемыми с лечебной или профилактической целью [1].
Эффективность лечения лекарственными растениями обусловлена сложным комплексом БАВ, принципиально более родственным человеческому организму по своей природе, нежели синтетические препараты; относительной безопасностью действия, так как химическая природа БАВ позволяет легко включаться в биохимические процессы человека, оказывая многостороннее, мягкое, умеренное действие даже при длительном применении; достаточно широким спектром профилактических и лечебных видов действия, возможностью рационального сочетания лекарственных растений между собой и с синтетическими средствами; незначительным количеством побочных эффектов.
В педиатрической практике возникает ряд особых требований к медикаментозному лечению — это дозирование медикаментов в зависимости от возраста и массы тела ребенка, соблюдение кратности приема; адекватность способа введения препарата с использованием детских лекарственных форм; учет физиологических и патологических особенностей детского организма, в частности, учитывается несовершенство метаболизма.
При назначении лекарственных растений детям, необходимо придерживаться определенных правил:
— лекарственные растения следует назначать ребенку индивидуально по показаниям, реально оценивая возможности фитотерапии и с учетом возможной непереносимости некоторых растений;
— необходимо учитывать форму и характер течения не только основного, но и сопутствующих заболеваний;
— в начале лечения лучше использовать отдельные лекарственные растения или сборы из 2-3 растений, а в дальнейшем более сложного состава, кроме того целесообразно проводить диетическую коррекцию с помощью «лекарственной пищи», пищевых растений, формирования режима и фона окружающей больного ребенка обстановки;
— лечение лекарственными растениями требует длительного периода применения, особенно при хроническом течении;
— при хронических заболеваниях эффективно проводить профилактические курсы фитотерапии, которые назначаются в периоды сезонного обострения;
— при появлении симптомов непереносимости лекарственного растения (тошнота, рвота, зуд, расстройство стула) его применение следует отменить;
— в детской практике нельзя использовать сильнодействующие лекарственные растения, а также те, которые в больших дозах могут вызвать токсическое действие.
Существенным является вопрос о дозах, который зависит от возраста ребенка. В практической деятельности удобна схема, предложенная Ю.П. Меньшиковой с соавторами [2]. Суточная доза сухого растительного сырья составляет: для детей до 1 года — ½ чайной ложки; от 1 года до 3 лет — 1 чайная ложка; от 3 до 6 лет — 1 десертная ложка; от 6 до 10 лет — 1 столовая ложка; от 10 и старше — 1 – 2 столовые ложки. Считается, что 1 столовая ложка (без верха) цветов, листьев, травы соответствует в среднем 4-5 гр; корней, коры, плодов – 6-8 гр.
В детской практике лекарственные растения чаще всего применятся в виде готовых стандартизированных лекарственных форм, выпускаемых фармацевтической промышленностью: водно-спиртовые вытяжки — настойки, экстракты (сухие, густые, жидкие); растительные соки; сиропы; таблетки; порошки; мази; но чаще всего применяются приготовленные в домашних условиях водные извлечения – настои и отвары. Абсолютных противопоказаний к использованию фитотерапии не существует. Относительным противопоказанием можно считать: аллергические состояния у детей, но в данном случае подбор лекарственных растений надо осуществлять более тщательно, учитывая анамнез о возможной ранее непереносимости некоторых растений; острые, угрожающие жизни состояния и заболевания, требующие неотложной терапии.
Таким образом, в фитотерапии неприемлем односторонний подход к использованию растительных средств. Необходимо комплексное, в зависимости от особенностей течения заболеваний и организма больного ребенка, лечение с использованием смеси растительных препаратов, отдельных растений и препаратов из них (новогаленовых, индивидуальных веществ), так как каждый из них имеет свои параметры действия. Нужна рациональная комбинация фитотерапевтических методов лечения.
Список литературы:
- Киселева, Т.Л. Краткая энциклопедия современной фитотерапии с основами гомеопатии / Т.Л. Киселева, Ю.А. Смирнова, И.Л. Блинков, [и др.]. — М.:Изд-во: Проф. ассоц. натуротерапевтов, 2010. – 570 с.
- Меньшикова, Н.Л. Фитотерапия в педиатрии / Н.Л. Меньшикова, А.И. Чистякова. — М.:Знание, 1990. — № 08. — 66 с.[schema type=»book» name=»ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ДЕТСКОЙ ПРАКТИКЕ» description=»В статье приведены результаты анализа литературных данных об особенностях применения лекарственных растений в педиатрической практике и обоснования возможности их использования при лечении различных заболеваний у детей.» author=»Пупыкина Кира Александровна, Бессолицина Елена Николаевна, Пупыкина Виктория Викторовна, Гибадуллина Оксана Артуровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-11″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]