Строительство объектов федерального уровня, начиная от составления исходной документации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию, является важнейшим процессом, от которого в настоящее время зависит в целом уровень национальной безопасности и целостности государства. Контроль над строительством данных объектов включает в себя процедуру экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которые предшествуют строительству. В результате проведенной в России оптимизации процесса экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий обязательная государственная экспертиза осталась только для объектов, имеющих бюджетное финансирование, уникальных и особо опасных, а проекты обычной коммерческой застройки могут проходить негосударственную экспертизу [1]. Организациями, имеющими право проведения государственной экспертизы, являются подведомственные организации, учредителями которой являются субъекты РФ, чьи полномочия обычно осуществляются Правительством субъекта РФ, Министерством строительства субъекта РФ, Министерством земельных и имущественных отношений субъекта РФ, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ.
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий помогает устранить ошибки в документации и снизить сметную стоимость строительства, тем самым сэкономить средства федерального бюджета.
Главным государственным учреждением, проводящим экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории России за счет средств федерального бюджета, является ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ее филиальная сеть (Екатеринбургский филиал, Казанский филиал, Красноярский филиал, Омский филиал, Ростовский филиал, Санкт-Петербургский филиал, Саратовский филиал, Хабаровский филиал, Ханты-Мансийский филиал).
В таблице 1 представлены результаты деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России», которые используются для анализа экономической эффективности проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации РФ. Таблица составлена по аналитическим отчетам ФАУ «Главгосэкспертиза России»за 6 лет [2].
Таблица №1
Результаты деятельности ФГУ «Главгосэкспертиза» и ее филиалов за период 2008-2013 гг.
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Всего заключений, ед. | 5489 | 5287 | 6042 | 5610 | 5709 | 6725 |
Заключения, финансируемые за счет федерального бюджета, ед. | 1103 | 1159 | 2099 | 1859 | 1488 | 1785 |
Заявленная стоимость, млрд. руб. | 1334,1 | 1 745,1 | 1 676,6 | 1 408,556 | 695,223 | 1 319,452 |
Снижение сметной стоимости, % | 22,6 | 25 | 32,9 | 24,1 | 31,0 | 27,8 |
Снижение сметной стоимости, млрд. руб. | 436,66 | 550,892 | 339,972 | 215,444 | 366,199 |
В результате анализа видно, что в 2013 году Главгосэкспертизой и ее филиалами было рассмотрено наибольшее количество заключений, не смотря на возможность получения экспертного заключения в негосударственных органах. Это показывает, что с годами экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий приобретает весомую значимость, и становится неотъемлемой процедурой возведения объектов на территории РФ.
Снижение сметной стоимости строительства показывает, насколько снижены трудовые ресурсы, материальные и денежные средства. За шесть лет снижение сметной стоимости составило 1 909,167 млрд. руб. Расходы федерального бюджета с 2008-2013гг. составили 55 779,9 млрд. руб. ФГУ «Главгосэкспертиза России» и ее филиальная сеть сократила расходы федерального бюджета за период 2008-2013 на 3,423 % (55 779,9/1 909,167=3,423%).
Таблица №2
Доходы и расходы федерального бюджета РФ за период 2008-2013 гг.
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Доходы, млрд. | 7 443,9 | 8 965,7 | 10 927,1 | 6 950,0 | 8 844,6 | 11 779,9 |
Расходы, млрд. | 6 531,4 | 7 021,9 | 9 024,7 | 9 886,9 | 10 658,6 | 12 656,4 |
Таблица №2 составлена на основе анализа Федеральных законов РФ за 6 лет [3].
Подробнее проанализируем государственный экспертный надзор в транспортном строительстве. От надежной и безопасной работы транспорта зависит благополучие и жизнедеятельность государства. Ежегодно в России транспортом перевозится около 3,5 млрд. тонн грузов. Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. Малейшие ошибки и просчеты могут привести к неизбежным авариям, от которых зависит состояние окружающей среды и судьбы людей. Далее на рисунке 1 представлено количество рассмотренной ФАУ «Главгосэкспертиза России» документации по видам транспортного строительства [2].
Рисунок 1. Структура документации объектов транспортного строительства
Основная проблема современного строительства заключается в отсутствии нормативно-правовой и нормативно-технической базы. Многие из нормативных документов не соответствуют инновационным технологиям и достижениям научно-технического прогресса нового этапа строительства в России.
В настоящее время существует ряд проблем аппарата государственной экспертизы, ниже представлены основные пути оптимизации его деятельности:
- Разработка методик и публикаций о введении новых строительных правил и стандартов в области экспертизы;
- Усовершенствование методологической базы;
- Оказание консультаций организациям, проводящим экспертизу проектной документации;
- Контроль качества выполнения выдаваемых заключений;
- Увеличение доли ответственности экспертов за дачу ложных заключений;
- Разработка стандартов, правил, принципов проведения процедуры экспертизы проектной документации.
Наличие государственной экспертизы для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов (в целях предупреждения аварийных ситуации, вызванных ошибками в проектировании) продиктовано повышением уровня национальной безопасности государства. В связи с мировыми политическими событиями, современной России необходимо выходить на новую ступень экономического развития, что потребует систематизации и оптимизации исполнения бюджета страны в сфере строительства (реконструкция федеральных трасс, строительство высокоскоростных авто и железнодорожных магистралей и т.д.). Важную роль в этом играют экспертные работы, направленные на повышение качества проектных решений по объектам государственного масштаба. Успешная экспертная работа обеспечивает долгосрочную и эффективную работоспособность проектируемых объектов, а также снижает сметную стоимость. В результате данного исследования государственная экспертиза проектной документации за период 2008-2013 гг. снизила расходы федерального бюджета на 3,4 % (округленно), что показывает высокую экономическую эффективность данного направления, которое необходимо развивать и усовершенствовать.
Список литературы:
- Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) в редакции от 28.11.2011 № 337-ФЗ.
- Аналитические отчеты ФГУ «Главгосэкспертиза России» за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013.
- Федеральный закон № 19-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»; Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»; Федеральный закон № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»; Федеральный закон № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».[schema type=»book» name=»ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ» author=»Шаталова Елизавета Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]