В основе ценообразования в электроэнергетике лежит система отношений, связанная с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках. При этом, часть цен в электроэнергетике устанавливается государством (например, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, плата за технологическое присоединение к сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети и к сетям территориальных сетевых организаций, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности)).
Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) представляет собой сферу купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемую его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. На следующем рисунке представлена схема Оптового рынка электроэнергии и мощности.
Рисунок 1 Схема Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности
На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки.
Есть несколько способов реализации электрической энергии и мощности:
— регулируемые и свободные двусторонние договоры;
— рынки электроэнергии и мощности (сектор “рынок на сутки вперед”, сектор “балансирующий рынок”);
— рынки системных услуг;
— рынки неценовых зон.
Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам, через свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки.
Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Допускается формирование 3-х ступенчатой заявки.
Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.
Существенно, что результаты аукциона ценовых заявок являются основой для планирования системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии – загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности.[2]
Механизм формирования Рынка мощности аналогичен, только заявка формируется на год и помесячно, в некоторых зонах свободного перетока есть ограничения по цене (“прайс кэп”).
Розничный рынок электроэнергии и мощности условно можно ограничить границами зон свободного перетока. В России существует 28 зон свободного перетока. Например, зона свободного перетока “Запад” включает: город Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Карелию.
В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.
Для того чтобы лучше понять как реализуется механизм государственного регулирования цен (тарифов) рассмотрим структуру средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя. Для примера рассмотрим структуру средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя Санкт-Петербурга в 2014 году, гарантирующим поставщиком которого является ОАО «Петербургская сбытовая компания», группа (категория) «Население» (см таблицу 1).
Таблица 1
Структура средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя ОАО «Петербургская сбытовая компания», группа (категория) «Население», 2014 г., Санкт-Петербург
Показатель |
Ед. изм. | 01.01.2014 — 30.06.2014 | 01.07.2014 — 31.12.2014 |
Примечание |
||
Размер платы за регулируемые услуги, в том числе: | руб./МВт.ч | 821,35 | 951,45 |
|
||
— Единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям | руб./МВт.ч | 588,90 | 588,90 | Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 600-р | ||
— Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии | руб./МВт.ч | 230,00 | 360,00 | Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 603-р | ||
— Тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) | руб./МВт.ч | 0,92 | 1,02 | Приказ ФСТ России от 30.12.2013 № 232-э/1 | ||
— Предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению | руб./МВт.ч | 1,53 | 1,53 | Приказ ФСТ России от 30.12.2013 № 256-э/1 | ||
Средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (цена, складывающаяся на оптовом рынке) | руб./МВт.ч | 1 626,85 | 1 656,81 | Определялась на основании фактических данных с учетом индекса роста цен на электрическую энергию в соответствии с разъяснениями ФСТ России | ||
Итого цена на электрическую энергию, руб./МВт.ч | руб./МВт.ч | 2 448,20 | 2 608,26 |
Таким образом, из таблицы видно, что конечная цена на электрическую энергию складывается из регулируемой и нерегулируемой составляющих.
Основной составляющей тарифа на электрическую энергию для конечных потребителей является средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Для определения средневзвешенной нерегулируемой цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности мы обратились к статистической информации, ежемесячно публикуемой ОАО «АТС». Для расчета были использованы следующие данные с января по сентябрь 2014 года: фактический объем покупки электрической энергии, купленный на оптовом рынке (МВт.ч), совокупный объем фактического пикового потребления (МВт), средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке (руб./МВт), средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы (руб./МВт.ч).
В результате проведенных расчетов средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности для ОАО «Петербургская сбытовая компания» в 2014 году составила: в первом полугодии — 1 626,85 руб./МВт.ч и во втором полугодии 1 656,81 руб./МВт.ч.
Что же касается регулируемой части составляющей цены на электрическую энергию для конечного потребителя, то единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям также как и оптовая цена составляет в ней весомую долю. Государственное регулирование тарифов на передачу электрической энергии осуществляется на региональном уровне в рамках федерального законодательства. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга осуществил государственное регулирование тарифов в отношении 22 территориальных сетевых организаций на 2014 год.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии на 2014 год, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Необходимо обеспечить равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Санкт-Петербурга и принадлежащих к одной группе (категории). Единые (котловые) тарифы и ставки применяются при расчетах между гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми и (или) энергоснабжающими организациями и электросетевыми организациями [1].
В соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом предложения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга приказом ФСТ России от 18.12.2013 №233-э/2 были утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год для Санкт-Петербурга, их значения представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Санкт-Петербурге на 2014 год.
Период |
Уровни напряжения | Предельные минимальные на 2014 год |
Предельные максимальные на 2014 год |
||||
Ставка на содержа-ние, руб/ МВт.мес | Ставка за потери, руб/ МВт.ч | Одност. тариф, руб/ МВт.ч | Ставка на содержа-ние, руб/ МВт.мес | Ставка за потери, руб/ МВт.ч | Одност. тариф, руб/ МВт.ч | ||
1 п/г 2014 года | ВН | 143 213 | 69,81 | 453,42 | 150 751 | 73,48 | 477,28 |
СН1 | 285 750 | 129,32 | 1 052,58 | 300 790 | 136,13 | 1 107,98 | |
СН2 | 316 572 | 235,86 | 1 491,73 | 333 233 | 248,28 | 1 570,24 | |
НН | 326 589 | 400,60 | 1 657,11 | 343 778 | 421,68 | 1 657,11 | |
2 п/г 2014 года | ВН | 143 213 | 69,81 | 453,42 | 150 751 | 73,48 | 477,28 |
СН1 | 285 750 | 129,32 | 1 052,58 | 300 790 | 136,13 | 1 107,98 | |
СН2 | 316 572 | 235,86 | 1 491,73 | 333 233 | 248,28 | 1 570,24 | |
НН | 326 589 | 400,60 | 1 657,11 | 343 778 | 421,68 | 1 657,11 | |
рост 2 п/г к 1 п/г | ВН | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
СН1 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | |
СН2 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | |
НН | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков также устанавливаются на региональном уровне в рамках федерального законодательства. Например, в Санкт-Петербурге в 2014 году осуществляли свои функции 4 гарантирующих поставщика: ОАО “Петербургская сбытовая компания”, ООО “РУСЭНЕРГОСБЫТ”, ЗАО “ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ”, ОАО “Оборонэнергосбыт”.
Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2014 год по группам потребителей представлены в следующей таблице.
Таблица 3.
Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2014 год по группам потребителей
Гаранти-рующий поставщик |
Период | |||||||
2014 г |
||||||||
1 п/г |
2 п/г |
|||||||
Всего | Населе-ние | Прочие | Поте-ри | Всего | Населе-ние | Прочие | Поте-ри | |
ОАО «ПСК» | 129,45 | 227,78 | 97,35 | 99,84 | 181 | 359,04 | 102,87 | 180,88 |
ЗАО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» | 84,68 | 88,23 | ||||||
ООО «РУС-ЭНЕРГОСБЫТ» | 50,83 | 89,86 | 49,75 | 50,51 | 48,8 | 179,72 | 45,79 | 45,78 |
ОАО «Оборон-энергосбыт» (филиал «Северо-Западный») | 56,7 | 125,12 | 43,26 | 62,06 | 99,37 | 250,24 | 74,72 | 74,72 |
Незначительную долю в структуре средней цены на электрическую энергию составляют:
— тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности);
— предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Данные виды тарифов ежегодно устанавливает ФСТ России.
В следующей таблице представлены величины данных видов тарифов в 2014 году.
Таблица 4
Тарифы на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) и предельные максимальные уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ)
Виды тарифов | Период | Устанавливающий нормативно-правовой акт | |
2014 год | |||
1 п/г | 2 п/г | ||
Тарифы на услуги ОАО «АТС», руб./МВт*ч; | 0,920 | 1,021 | приказ ФСТ России от 30.12.2013 № 232-э/1 |
Предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по ОДУ, руб./МВт*ч; | 1,528 | 1,528 | приказ ФСТ России от 30.12.2013 № 256-э/1 |
Таким образом, государство оказывает существенное влияние в формировании цен на электрическую энергию. При применении различных инструментов тарифной политики необходимо учитывать интересы всех участников процесса производства, передачи и распределения электроэнергии.
Список литературы:
- Бухаров С. Котловой тариф // Энергорынок / Под ред. Е. Колесниковой. — М.: ЗАО «Энергорынок». — 2008 № 2.— с 14-20.[schema type=»book» name=»ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» author=»Ловыгина Анастасия Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]