Теория человеческого капитала в экономической науке сформировалась как вполне самостоятельное направление. Несмотря на многочисленные исследования в данной области, в науке пока нет четких определений и общепринятых разграничений понятий человеческого капитала и человеческого потенциала. В период формирования «экономики знаний», на первый план выдвигается качество жизни населения, показателями которого являются степень накопления человеческого капитала и уровень развития социального капитала.
Человеческий капитал образовательных организаций анализировался в научной литературе, прежде всего в разрезе влияния образования на формирование человеческого капитала предприятия, региона, страны через формирование необходимых производству и обществу знаний и компетенций. Многие авторы анализировали изменения потребностей обучаемых в связи с изменившимися условиями труда и требованиями экономики знаний. Достаточно полно представлены в отечественной и зарубежной научной литературе взгляды на роль организаций высшего образования в формировании специалистов для экономики знаний, инновационного развития экономики[1,с. 13]. Однако намного меньше публикаций посвящено роли человеческого капитала самой образовательной организации. Различные характеристики человеческого капитала образовательной организации учитываются при формировании показателей эффективности вузов или в системах международных рейтингов.
Дятлов С.А.[2, с. 132] с соавторами книги «Человеческий капитал в транзитивной экономике» под человеческим капиталом понимают сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые постоянно используются в процессе труда, способствуя росту его производительности и заработка.
Современный человеческий капитал – это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, который неразрывно связан с человеком, с его интеллектом и менталитетом[3, с. 24]. Человеческий капитал можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле одной из форм человеческого капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется путем вложений в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию, предоставление жилья.
Согласно Индексу развития человеческого капитала 2015 года (Human Capital Index 2015) наша страна занимает 26-е место из 124 стран со значением индекса 77,54 балла. Из стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (79,88 баллов), Литва (79,33 балла) и Латвия (78,39). Остальные страны СНГ сильно отстают: Украина занимает 31-е место, Казахстан – 37-е[4]. Данный индекс опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting. Основными критериями, входящими в индекс, являются уровень образования, квалификация рабочей силы, занятость и продолжительность жизни.
Таблица 1.
Рейтинг стран мира по индексу развития человеческого капитала 2015 года[4]
Рейтинг |
Страна |
Индекс |
1 | Финляндия | 85,78 |
2 | Норвегия | 83,84 |
3 | Швейцария | 83,58 |
4 | Канада | 82,88 |
5 | Япония | 82,74 |
6 | Швеция | 82,73 |
7 | Дания | 82,47 |
8 | Нидерланды | 82,30 |
9 | Новая Зеландия | 81,84 |
10 | Бельгия | 81,12 |
26 | Россия | 77,54 |
Не смотря на то, что наша страна на сегодняшний день занимает 26 место в рейтинге стран по индексу человеческого капитала по сравнению с 2013 годом – 55, следует отметить, что человеческий капитал России слабо вовлечен в инновационную сферу экономики. Учитывая имеющийся потенциал нашей страны, сформировавшаяся ситуация была предрешена большим количеством социальных, экономических и других факторов. Среди таковых можно выделить сокращение финансирования прикладных, фундаментальных исследований, износ материально-технической базы образовательных и научных организаций, «утечка умов», незначительные издержки частных секторов на финансирование различных исследований и разработок.
Человеческий капитал способен не только развиваться, но и истощаться со временем подобно физическому, так как знания человека устаревают, а поток все новой информации увеличивается и обновляется. Формирование человеческого капитала происходит на протяжении всей жизни индивида. Начиная с самого раннего детства и на различных возрастных этапах, мы пополняем свой запас знаний, обладаем все новой информацией, нарабатываем профессиональный опыт.
В период обучения в высших учебных заведениях человек приобретает и усовершенствует свои знания и навыки не только в общеобразовательных сферах деятельности, в рамках базовых дисциплин, но и в более специализированных областях более узких. Становится специалистом в одной определенной сфере. Не смотря на это, в настоящее время, зачастую, для конкурентоспособности на рынке труда, уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области: требуются знания в смежных областях, второе высшее образование, повышение квалификации, дополнительное образование, обучающие курсы и так далее. Для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, студенты старших курсов, выпускники и молодые специалисты должны соответствовать новым требованиям. Учитывать при планировании своего образования и карьеры современные реалии и тенденции рынка труда, быть в курсе происходящих изменений.
Следует отметить, что также существуют противоречия между социальными, профессиональными ориентациями молодых специалистов и реальными потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; между существующей системой вузовской подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности и ожиданиями работодателей, между теоретической подготовкой выпускников и слабыми практическими навыками и умениями использования знаний[5, с. 70].
В настоящее время Россия стремится создать инновационную экономику — экономику знаний при помощи реализации имеющегося у нее потенциала. Ориентация на инновационные принципы развития экономики является аргументом в пользу формирования единой стратегии формирования человеческого капитала в вузах. По опыту высокоразвитых стран для инновационного развития России необходим фундамент — развитая система научно-образовательного комплекса, интегрированная с национальной инновационной системой[5, с. 72].Творческая активность, проявляющаяся в высокой культуре образования, увеличивает вероятность инновационной деятельности общества.
Также стоит отметить, что для увеличения человеческого капитала в высших учебных заведениях необходимо, чтобы и сами университеты и и институты были в этом заинтересованы. Улучшались и усовершенствовались образовательные программы, внедрялись новые общеобразовательные, специализированные, может даже и спортивные секции, развивалась научно-исследовательская деятельность, заинтересованность в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава. И таким образом следствием выше перечисленного будет выпуск более сильных выпускников и специалистов в своей области. В качестве примера можно привести рейтинг нескольких лучших высших заведений России.
Таблица 2.
Рейтинг ВУЗов России, 2015 год[6]
Место |
ВУЗ |
Рейтин-говый функци-онал | Условия для получения качествен-ного образова-ния, ранг | Уровень востребо-ванности выпускни-ков работодат-елями, ранг |
Уровень научно-исследова-тельской активности, ранг |
1 | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова | 4.574 | 1 | 2 | 1 |
2 | Московский физико-технический институт (государственный университет) | 4.179 | 3 | 7 | 8 |
3 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 4.151 | 8 | 8 | 2 |
4 | Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана | 4.056 | 9 | 1 | 13 |
5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 4.038 | 5 | 5 | 11 |
6 | Санкт-Петербургский государственный университет | 3.978 | 4 | 13 | 10 |
18 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 3.419 | 14 | 29 | 9 |
По данным приведенной таблицы можно сделать вывод, что основной целью университетов является передача обучающимся знаний, навыков и умений для формирования человеческого капитала индивида. Поставленная цель остается неизменной и универсальной вне зависимости от времени или типа университета (научно-исследовательский вуз или вуз, фокусирующийся на подготовке бакалавров для рынка труда). Ключевыми являются именно знания, так как они также приводят к развитию навыков и умений и являются главным и непреложным элементом образовательной и научной деятельности университетов, их основным вкладом в развитие общества. Знания – фундамент, на котором строится профессиональный, карьерный, научный и зачастую даже личностный рост выпускников вуза.
Таким образом, человеческий капитал — это организованный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства. Высшей целью ведущих университетов является готовность наделить знанием, основанным на мыслительной работе, общество, а не на заучивании, способным привести к генерации нового знания. Высшие учебные заведения должны быть способны обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Список литературы:
- Гришина О. А. и др. Управление человеческим капиталом вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. — №4 (12). – 2014. -С. 13-14.
- Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. – 132 с.
- Нестеров А.А., Форрестер С.В. Проблемы человеческого капитала в современной экономике. – Самара, 2010. – С. 24-25.
- Центр гуманитарных технологий, информационно-аналитический портал. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 года. Режим доступа: https://gtmarket.ru/news/2015/05/19/7160, свободный. (Дата обращения, 10.10.2015).
- Юрьева О.В., Хазиев А.Р. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе // Вопросы экономики и права.-№6. — 2015. С.69-73.
- 6. Рейтинг вузов России 2014. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»). Режим доступа: , свободный. (Дата обращения, 10.10.2015)[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ» description=»В статье рассматривается процесс формирования человеческого капитала в учебный период в высших учебных заведениях. Приведены статистические данные индекса человеческого капитала среди стран мира. А также представлен рейтинг ведущих высших учебных заведениях Российской Федерации по итогам 2015 года. » author=»Якунина Регина Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]