Современный этап развития экономических систем во многом характеризуется превалированием институциональных факторов определяющих направления и формы реализации этого процесса. Процессы урбанизации связаны не только с развитием самого общества, но и с определением, прежде всего, тех институтов, которые с одной стороны сохраняют традиции его становления, а с другой создают новые правила формирования городского пространства.
С этих позиций сам процесс урбанизации можно определить как новую форму пространственно-структурной организации жизни, особый исторический этап развития общества, характеризующийся интенсивным формированием городов, как специфического типа поселений, с большим количеством населения сосредоточенным на относительно небольшом пространстве. [1]
В этой связи особый интерес вызывает изучение процессов урбанизации в отношении северных городов. Сам процесс освоения северных территорий представляет собой особый научный интерес в рамках общих подходов к реализации принципов институционального анализа. Формирование этих городов связано с естественными миграционными процессами и спецификой жизни в условиях Севера. Следовательно, динамику миграционных процессов можно рассматривать и с позиции становления новых институтов развития, определяющих саму структуру городских поселений.
Во многом эту тенденцию подтверждают демографические и миграционные процессы развития городов в Республике Коми.
Таблица 1.
Оценка численности населения по городам и районам Республики Коми.
Показатели |
Численность населения на 1 января года, чел.
|
|||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Республика Коми | 899215 | 889837 | 880639 | 872057 |
Городское население | 692722 | 687228 | 681053 | 675734 |
Сельское население | 206493 | 202609 | 199586 | 196323 |
г. Сыктывкар | 251599 | 254489 | 256077 | 257921 |
г. Воркута | 95186 | 91400 | 88026 | 84707 |
г. Ухта | 121995 | 121704 | 121253 | 120800 |
Таблица составлена на основе источника [2]
Общая численность населения Республики Коми за 4 года уменьшилась на 27158 человек, но численность столицы Республики – г. Сыктывкара за 4 года, увеличилась на 6322 человека. Это доказывает то, что люди переезжают из деревень и сёл в более крупные города, создавая новые формы организации жизни и формируя соответствующее пространство своего будущего развития.
Рисунок 1. Динамика численности населения в г. Сыктывкар, г. Ухта, г. Воркута.
На данной диаграмме представлено изменение численности населения трёх крупных городов Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Воркута) в 2011 -2014 гг.
Анализ динамики показывает, что увеличение численности населения происходит только в г. Сыктывкаре (на 6322 чел.) В г. Ухте и в г. Воркуте идёт сокращение численности населения (на 1195 чел. и 10479 чел. соответственно) Однако миграционные процессы тесно переплетаются с институциональными процессами формирования городов, во многом определяемым современными моделями экономического развития.
Ограниченные и уплотненные пространства, формируют современный облик города исходя из общего представления о способах и методах развития его инфраструктуры. Многочисленные торговые центры определяют в качестве института развития торговые отношения, подчиняя этому общее представление населения об образе городского пространства. Коммерциализация городского пространства влечет за собой многочисленные проблемы, среди которых на первых позициях стоят загрязненность городов, перенаселенность, постоянные пробки на дорогах.[3] И северные города в этом отношении не исключение. Развитие г. Сыктывкара, хотя и с некоторым опозданием, подтверждает общие тенденции создания новых объектов городской инфраструктуры. Обликом, когда-то провинциального двухэтажного, а затем и пятиэтажного города, постепенно становятся современные многоэтажные здания. Целые комплексы многоквартирных домов возводятся в центре города. Это обусловлено тем, что люди предпочитают жить в новом, комфортабельном жилье и готовы вкладывать средства в недвижимость. Появляются новые торговые площадки похожие на торговые центры мегаполисов. Однако сохранение определенного провинциального колорита становится одной из важнейших задач формирования городского пространства с учетом общих исторических традиций развития территории обитания. В этом отношении Север не только как природно-климатическая зона, но как особое институциональное пространство формирует своеобразную модель поведения людей, создавая условия для их особой социализации.
Тем самым пространство оказывает определенное «давление» на человека. Под «давлением» места на человека мы подразумеваем то, что пространство само задает определенную схему действия. Человек изучает и принимает эти схемы в процессе социализации. [4] Не смотря на климатические условия человек, старается больше находиться на центральных улицах с магазинами, бутиками, развлекательными центрами, т.е. в пространстве с развитой инфраструктурой. Однако сам образ города, сформированный в сознании горожан, играет большую роль для организации их жизни. Именно этим определяется институциональная основа восприятия городского пространства как особой системы социальных отношений.
Таблица 2.
Образ города Сыктывкара в суждениях респондентов
Бурно развивающийся, динамичный, деловой и культурный центр региона
|
16,6%
|
Региональный центр и все атрибуты центра здесь есть, но жизнь в нем спокойная,
размеренная, без особой динамики
|
47,5%
|
Город только формально является административным и культурным центром, на
самом деле, он очень провинциальный и застойный
|
26,8% |
Я бы даже не назвал наш город городским
центром – это только своеобразный перекресток, где жители региона вынуждены встречаться |
5,3% |
Другое
|
1,1% |
Затрудняюсь
ответить |
26,6% |
Составлено по источнику [5]
Большая часть опрошенных респондентов оценивает г. Сыктывкар как центр, но довольно провинциальный, не динамичный. Это говорит о том, что в сознании горожан, сложился определённый образ «Типичного Сыктывкара» -это довольно провинциальный город, но, несомненно, он является административным центром Республики Коми. Выбирая этот город в качестве «города своей жизни» делается выбор соответствующей их представлениям социальной среды и принятых ими институтов развития.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать гипотезу о специфике развития северных городов как особой культурной среды обитания человека.
И хотя процесс урбанизации неизбежен, нельзя забывать о специфике жизни человека в условиях Севера. С одной стороны это определенная провинциальность северных городов, с другой стремление к современному городскому пространству, что невозможно без создания соответствующей инфраструктуры. В этом отношении проблема транспортной доступности северных территорий представляется весьма значимой. Дальнейшая урбанизация севера невозможна без создания современных транспортных коммуникаций. И во многом это определяющий фактор развития миграционных процессов. Следует согласиться с мнением ряда ученых о необходимости реализации полицентрических схем транспортного освоения территории. [6] Именно восприятие людьми городского пространства с точки зрения его доступности определяет их поведение в сохранении или отрицания традиций, а следовательно и институтов развития. Поэтому транспортная доступность территории может являться основой для формирования новых институтов развития городского пространства.
Северные города представляют собой особую систему взаимоотношений людей и городского пространства. Современные процессы урбанизации затрагиваю не только традиции их становления, но и определяют необходимость их развития на принципиально новых подходах освоения территорий.
Список литературы:
- Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве: филосовско-антропологические основания урбонологии / Дис. … док. филос. наук. Спб.: С.- Петербургский государственный университет. – 2003.
- Оценка численности населения по городам и районам Республики Коми [Электронный ресурс] / URL: /rosstat_ts/komi/ru/ statistics/population /
- Птичникова Г. А. Несправедливый город: городское пространство как отражение общественных отношений // Социология города. – 2012. – №3, С. 47 – 54.
- Мокроусова А. К. Социальные перемены и городское пространство: взаимовлияние и трансформации // Социология города. – 2012. – №4, С.36 – 45.
- Шабаев Ю. П., Рогачев М. Б., Рябинкин Г. С. Антропология города: культурное пространство столицы Коми и городская идентичность // Человек, культура, образование. – 2012. – №2., С. 85 – 94.
- Жиделева В. В. Большаков Н. М., Рабкин С. В., Акишин В. С. Территориальная дорожно-транспортная сеть: структура, ее свойства и факторы развития // Регион. – №4. – 2014., С.8–10.[schema type=»book» name=»УРБАНИЗАЦИЯ НА СЕВЕРЕ: ЛЮДИ И ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО» description=»Целью представленной работы является анализ современных тенденций урбанизации Европейского Севера и формирования особого городского пространства жизнедеятельности. Основываясь на методах научной абстракции и институционального анализа, выдвигается гипотеза о специфике развития северных городов как особой культурной среды обитания человека. Делается вывод о необходимости развития транспортной инфраструктуры, как основы для формирования новых институтов развития городского пространства.» author=»Рабкин Владимир Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]