В экономической науке, особенно в ее институциональном направлении, достаточно прочно устоялись понятия трансакций, трансакционных издержек и трансакционного сектора, хотя дискуссии по поводу их точного определения и соотношения все еще продолжаются [3, 4].
Разграничение двух альтернативных базовых форм хозяйственной деятельности людей впервые было предложено Дж. Коммонсом. Фактически он выделил трансформации и трансакции как группы функционально специализированных видов экономической деятельности, хотя и не использовал еще данную терминологию. Под трансформациями (трансформационными видами деятельности) понимались производство и потребление материальных благ; под трансакциями (трансакционными видами деятельности) – разнообразные рыночные сделки (купля-продажа, аренда, кредитование и т.д.) и управленческие операции. Как было показано Р. Коузом и О. Уильямсоном, трансакции объективно сопровождаются трансакционными издержками – затратами всех видов ресурсов на осуществление субординации (управления) и координации (обменов). Кроме того, О. Уильямсон уточнил, что трансакционные издержки характерны и для трансформационных видов деятельности, хотя и в меньшей степени, нежели для трансакционных. С точки зрения категориальной строгости, трансакции следует понимать как элементарные формы (акты) трансакционных видов деятельности. Трансакционные виды деятельности образуют специфическую подсистему в системе общественного разделения труда и социальной стратификации, создавая особое институциональное поле, т.е. интегрированное множество норм, правил, ценностей, практик, процедур, ролевых моделей, обеспечивающих типизацию и хабитуализацию трансакционных отношений [2, 3, 4].
Для идентификации трансакционного сектора Дж. Уоллис и Д. Норт также разделили все множество видов экономической деятельности на две категории, используя термины «трансакционная функция» и «трансформационная функция». При этом фактически концепция трансакционного сектора использовалась ими в качестве аналитического инструмента для оценки уровня трансакционных издержек в экономике. Впоследствии трансакционный сектор стал рассматриваться и как подсистема экономики, включающая агентов, организации и виды деятельности, функции которых связаны с обеспечением трансакций и минимизацией трансакционных издержек. Целый ряд авторов (Б. Доллери, У. Леон, Г. Чобанов, Х. Эгберт, А. Гуреджеклиева и др.) выделяют в отраслевой структуре экономики трансакционные индустрии (как в частном, так и в государственном секторе), относя к ним финансы, страхование, операции с недвижимостью, оптовую и розничную торговлю, государственное управление, защиту общественного порядка, оборону, почту и др., которые в совокупности и образуют трансакционный сектор (табл. 1).
Таблица 1.
Секторная структура экономической системы общества
Частный сектор |
Общественный сектор |
||
Трансформационные индустрии | Трансакционные индустрии | Трансформационные индустрии | Трансакционные индустрии |
Сельское хозяйство
Строительство Добывающая промышленность Обрабатывающая промышленность Транспорт и складирование |
Финансы
Страхование Недвижимость Оптовая и розничная торговля |
Образование
Здравоохранение Железнодорожный/воздушный транспорт Жилищно-коммунальное хозяйство Социальное обеспечение Массовые коммуникации |
Государственное управление
Защита общественного порядка Оборона Почта |
Таким образом, можно выделить два подхода к определению трансакционного сектора: (1) через трансакции – трансакционный сектор определяется как совокупность функционально комплементарных трансакционных видов деятельности и организаций, которые образуют трансакционную структуру экономики, при этом трансакционный сектор противопоставляется трансформационному; (2) через трансакционные издержки – трансакционный сектор понимается как совокупность видов деятельности и организаций, обеспечивающих минимизацию издержек трансакций в различных сферах хозяйствования, которые образуют трансакционную инфраструктуру экономики, при этом трансакционный сектор (трансакционная инфраструктура) противопоставляется трансформационной инфраструктуре. Эти два подхода соотносятся как взаимодополняющие: в широком понимании трансакционный сектор включает определения (1) и (2), в узком – только определение (1). Однако широкое определение представляется методологически более корректным [4, 5].
Введенное Дж. Уоллисом и Д. Нортом понятие трансакционной функции нуждается в уточнении. Под производством в широком значении следует понимать создание материальных и нематериальных благ (в том числе товаров, работ и услуг), в котором задействованы как вещественные (трансформационные), так и невещественные (трансакционные) факторы производства. Осуществление как трансформационных, так и трансакционных видов деятельности требует затрат и трансформационных, и трансакционных факторов. Производственную функцию допустимо рассматривать как систему, объединяющую две специализированных подсистемы – трансформационную и трансакционную функции [4]. Трансакционная функция описывает поведение затрат трансакционных факторов (трансакционных издержек) в процессах производства товаров, работ и услуг. В этом смысле следует преодолеть негативную смысловую нагрузку понятия «трансакционные издержки», поскольку они характеризуют производительные затраты трансакционных факторов производства. Однако уровень трансакционных (как и трансформационных) издержек нуждается в оптимизации [4, 5].
В этом смысле воспроизводственная функция трансакционного сектора – институциональное, организационное, информационное и финансовое обеспечение процесса воспроизводства, тогда как функция трансформационного сектора – кадровое, технологическое и материальное обеспечение данного процесса. Соответственно, трансакционные виды деятельности – эволюционно обособленные в ходе общественного разделения труда формы и способы обеспечения хозяйствующих субъектов невещественными (трансакционными) ресурсами осуществления трансформаций и трансакций.
В работах О. Иншакова выделены трансформационные факторы экономического развития, к которым отнесены институциональный, организационный и информационный. Институциональный фактор включает функциональные, нормативные и ментальные компоненты. К функциональным относятся статусные функции (институции), статусы и роли агентов; к нормативным – нормы, правила, стандарты, процедуры, рутины, практики и обычаи делового оборота; к ментальным – коллективные стереотипы, убеждения, ожидания и другие формы общих ментальных моделей. Организационный фактор объединяет связи и отношения агентов, модели организации экономической деятельности. Информационный фактор охватывает разнообразные данные, характеризующие состояние и изменения в хозяйственной системе [1].
Трансакционная функция характеризует изменение всех невещественных (трансакционных) характеристик (свойств и параметров) производимых благ. Трансакционные характеристики благ – это совокупность их свойств, обусловленных социально-экономическими взаимодействиями (трансакциями и отношениями) по поводу их производства, обмена, потребления и регулирования. К ним относятся институциональные, организационные и информационные параметры товаров, работ и услуг. В этом смысле трансакционные параметры благ противополагаются их трансформационным (физическим, химическим и др.) характеристикам. По аналогии могут быть выделены в качестве предмета специальных исследований трансакционные параметры хозяйственных систем.
Представляется возможным на основе данной классификации ввести понятие трансакционного развития экономики как процесса необратимых и взаимосвязанных изменений институциональных, организационных и информационных параметров экономических систем разного уровня и масштаба. Понятие трансакционного развития по своему содержанию близко к понятию трансакционализации, хотя и не тождественно ему. Под трансакционализацией понимается процесс увеличения частоты смены партнеров по бизнесу или контрагентов (У. Бейкер, Р. Фолкнер), который наиболее часто отражает негативные изменения; вместе с тем, в некоторых работах данное понятие раскрывается как процесс развития системы экономических связей и отношений в ходе расширенного воспроизводства (Е. Попкова). Более корректно определять трансакционализацию как процесс качественного и количественного роста разнообразия связей и отношений в экономической системе в ходе ее расширенного воспроизводства, ведущий к углублению дифференциации структуры разделения и кооперации труда, активизации трансакций и информационных потоков, формированию новых форм институционализации хозяйственной деятельности. Подчеркнем, что трансакционализация, выражая позитивные изменения в экономике за счет расширения связей и отношений агентов, параллельно вызывает и негативные тенденции, в частности, ведя к повышению частоты смены контрагентов, росту трансакционных издержек и увеличению трансакционных рисков (оппортунизма, асимметрии информации и др.). Таким образом, предлагаемое определение интегрирует вышеуказанные подходы.
Трансакционализация экономики имеет преимущественно структурную природу, поскольку характеризует изменения системы экономических связей и отношений, т.е. выражает эволюцию организационного фактора. Трансакционное развитие и трансакционализация соотносятся как общее и особенное, поскольку трансакционное развитие отражает институциональные, организационные и информационные процессы, а трансакционализация – лишь организационные, хотя и вызывающие кумулятивные процессы изменений других трансакционных факторов развития экономических систем. В свою очередь, институционализация, выражая развитие институционального фактора, связана с формальным и неформальным закреплением различных форм экономических отношений, возникновением и экспансией институтов, закреплением стереотипов и убеждений в массовом сознании и т.д. [5].
Трансакционные факторы, будучи драйверами (движущими силами) эволюции экономических систем, в свою очередь эволюционируют, становясь все более сложными, сочетая повышение эффективности своих элементов и усиление неоднородности и противоречивости их структуры. Трансакционная эволюция экономики в целом и эволюция отдельных трансакционных факторов экономического развития должны стать предметами специальных исследований.
Допустимо выделить следующие векторы трансакционного развития современных экономических систем:
- повышение роли трансакционных факторов (нематериальных активов), в том числе институтов, культуры и социального капитала;
- осознание объективной необходимости стратегического управления трансакционными факторами, в том числе на территориальном уровне;
- акцент на минимизацию трансакционных издержек как коммерческих, так и регулятивных процессов (рейтинг Doing Business и др.);
- формирование отношений как основы долгосрочной устойчивости трансакций (отношенческий маркетинг, стейкхолдерская теория фирмы, новый государственный менеджмент);
- цифровая революция и оперирование большими объемами данных (big data);
- акцент на обеспечение безопасности трансакций в условиях растущей прозрачности.
Трансакционное развитие экономики – асимметричный в пространстве и асинхронный во времени многоуровневый процесс, протекающий параллельно на базовых (нано, мини, микро, макро и мега) и промежуточных (мезо) уровнях иерархической структуры глобальной экономической системы (табл. 2).
Таблица 2.
Трансакционное развитие экономики в многоуровневом аспекте
Уровни (L) | Отраслевое разделение
и кооперация труда |
Пространственное разделение и кооперация труда |
L9:
Мега |
L91: Трансакционные процессы в отраслевой структуре мировой экономики | L92: Трансакционные процессы в пространственной структуре мировой экономики |
L8:
Мезо-4 |
L81: Трансакционные процессы в транснациональных отраслях и межотраслевых комплексах | L82: Трансакционные процессы в наднациональных территориальных образованиях (международных объединениях стран, мегарегионах, мегагородах) |
L7:
Макро |
L71: Трансакционные процессы в отраслевой структуре национальной экономики | L72: Трансакционные процессы в территориальной структуре национальной экономики |
L6:
Мезо-3 |
L61: Трансакционные процессы в отраслях и межотраслевых комплексах экономики страны | L62: Трансакционные процессы в субнациональных территориальных образованиях (кластерах, городах, агломерациях, регионах и др.) |
L5:
Микро |
Трансакционные процессы в фирмах и межфирменных объединениях (бизнес-группах, альянсах, сетях и т.д.) | |
L4:
Мезо-2 |
Трансакционные процессы в производственных и сервисных функциональных системах фирм | |
L3:
Мини |
Трансакционные процессы в специализированных и универсальных подразделениях фирм | |
L2:
Мезо-1 |
Трансакционные процессы в профессиональных и рабочих группах, командах и сетях | |
L1:
Нано |
Трансакционные процессы индивидуальных агентов | |
Внутрифирменное разделение и кооперация труда |
Под механизмом трансакционного развития экономики понимается способ управляемых изменений институциональных, организационных и информационных параметров хозяйственной системы в непрерывно и турбулентно меняющейся внешней среде, детерминированный балансом сил и интересов общественных групп влияния.
Основными компонентными блоками данного механизма являются:
1) Блок «субъектор» включает ключевые группы субъектов трансакционного развития экономики – агентов, организации, стейкхолдеров (вовлеченных участников) и регуляторов, – имеющих определенные, часто взаимосвязанные или взаимоисключающие интересы в отношении векторов, форм и результатов данного процесса.
2) Блок «объектор» интегрирует объекты регулятивных воздействий, т.е. конкретные трансакционные параметры и элементы экономической системы, нуждающиеся в оптимизации.
3) Блок «монитор» охватывает методы, инструменты и индикаторы анализа, диагностики и прогнозирования трансакционного развития экономики.
4) Блок «генератор» обеспечивает определение ориентиров, приоритетов и целевых значений трансакционных параметров экономической системы.
5) Блок «маршрутизатор» включает определение стадий, этапов, проектов и мероприятий регулятивных воздействий, выражаясь в разработке концепции, «дорожной карты» и оперативных планов.
6) Блок «процессор» объединяет все виды трансформационных и трансакционных ресурсов, необходимых для реализации комплекса регулятивных воздействий на трансакционное развитие экономики.
7) Блок «аккумулятор» включает непрерывно пополняющиеся базы данных и знаний о результатах регулятивных воздействий, их позитивных и негативных эффектах, а также о стихийно происходящих трансакционных изменениях во внутренней и внешней средах экономики.
8) Блок «адаптор» интегрирует методы и инструменты корректирующих действий в отношении различных блоков механизма трансакционного развития экономики, обеспечивающих его адаптацию к внешним и внутренним изменениям.
Список литературы:
- О.В. Иншаков «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. – 2003. – С. 11-25.
- Фролов, Д.П. Аксиоматика, гипотетика и будущее теории трансакционных издержек / Д.П. Фролов // Журнал экономической теории. – 2012. – № 2. – С. 83-93.
- Фролов, Д.П. Институты и трансакционные издержки: преодоление квазикоузианской парадигмы / Д.П. Фролов // Journal of Economic Regulation = Вопросы регулирования экономики. – 2011. – Т. 2. № 4. – С. 5-23.
- Фролов, Д.П. Парадокс трансакционных издержек / Д.П. Фролов // Экономист. – 2011. – № 5. – С. 75-85.
- Фролов Д.П. Трансакционный сектор экономики: концептуализация и институционализация / Д.П. Фролов, И.В. Стратулат // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – URL: https://www.science-education.ru/121-17252.[schema type=»book» name=»ТРАНСАКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ» author=»Стратулат Ирина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]