В последние годы усиливается тенденция перекладывания на региональные и местные бюджеты значительной доли социальных расходов явилось одной из причин того, что на начало 2015 г. 65 из 83 субъектов Федерации (без учёта республики Крым и Севастополя) имели дефицитные бюджеты. Только 2% муниципалитетов жили на собственные средства, а 60% — полностью зависели от различных видов межбюджетных трансфертов. Это также является следствием излишней централизации финансовых средств в федеральном бюджете. Так, 65% всех денег уходило в Федеральный центр, 25% — осталось субъектам РФ и 10% — местным органам власти. Для сравнения: в Бразилии и Индии остается 40-50%, США, Канаде и Китае – 60-65%, в Германии – 70%, в Швейцарии – 90%.
“При общем росте номинальных расходов бюджетов на 43% за 2009-2014 гг. рост финансирования по социальным статьям был почти вдвое выше, их доля в расходах увеличилась с 49 до 62%. Такая политика на фоне стагнации экономики привела в 2013г. к кризису региональных бюджетов. В 2014г. в 47 регионах долг превысил половину доходов, дефицит бюджета почти у половины превысил среднерегиональные 5%” [1, c.4]
Кумулятивный эффект от роста социальной нагрузки на регионы и концентрации доходов страны в Федеральном центре привел к тому, что дефицит регионов вырос до 1% ВВП в 2013 году против 0.3% ВВП в среднем за 2008-2012 года.
Дефицит консолидированного регионального бюджета увеличился в 2013 году почти в 2 раза до 640 млрд. рублей, государственный и муниципальный долг — на 25%.
Динамика общей суммы и структуры госдолга регионов и муниципалитетов в 2011-2014гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Структура госдолга регионов и муниципалитетов в 2011-2014 гг (млрд. руб.)
Виды госдолга | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Облигации | 386,6 | 406,8 | 484,45 | 451 |
Бюджетные кредиты | 413,1 | 488,7 | 531,8 | 740,1 |
Банковские кредиты | 379,6 | 542 | 824,7 | 1071,5 |
Гарантии | 226 | 159,3 | 185,6 | 139,6 |
Всего | 1428,6 | 1596,8 | 2026,3 | 2402,1 |
Источники: Минфин, оценка S&P на основе данных Минфина
Из таблицы 8.7. следует, что с 2011 по 2014 гг. в структуре госдолга регионов и муниципалитетов больше всего увеличились долги банкам – на 691,9 млрд. руб. Задолженность по бюджетным кредитным выросла на 327 млрд руб., по облигациям на 64,4 млрд руб, а долги по гарантиям снизились на 86,4 млрд. руб. При этом в 2014г., по сравнению с 2013г., прирост госдолга по бюджетным кредитам резко вырос на фоне замедления прироста госдолга по банковским кредитам. Так, если за 2013г. прирост долга по бюджетным кредитам составил 43,1 млрд. руб, а по банковским – 282,7 млрд, то за 2014 г. они увеличились, соответственно, на 208,3 и 246,8 млрд. руб. Увеличение прироста обязательств регионов и муниципалитетов в 2014г. почти в 5 раз связано с переориентаций долгового финансирования их бюджетов с банковских на бюджетные кредиты.
В 2012 году в России были созданы 16 консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). В результате сборы налога на прибыль в 63 регионах выросли на 47.7 млрд. рублей, а в 20 – снизились на 63 млрд. рублей. Снижение произошло за счет сальдированы прибыли и убытков участников этих КГН, при этом больше всех потеряла Москва (-34.4 млрд. рублей), а также Красноярский край (-5.8 млрд. рублей) и Белгородская область (-3.9 млрд. рублей). Выиграли, например, Ленинградская, Астраханская, Омская области (соответственно 4.1 млрд. рублей, 3.5 млрд. рублей, 2.7 млрд. рублей).
Главной целью создания института КГН со стороны государства – контроль за трансфертным ценообразованием в стране. В свою очередь, компании создают КГН, чтобы “избежать контроля за внутрихолдинговыми ценам: они объединяют прибыли и убытки и платят налог с общего финансового результата. Затем он распределяется между регионами, в которых базируются компании.”[2, c.4]. КГН создали Роснефть, Газпром, Татнефть, Северсталь, Мечел, НЛМК, Лукойл и т.д. Основной эффект от КГН заключается в уменьшении издержек, связанных с администрированием налога в части трансфертного ценообразования. В то же время создание КГН по-разному влияет на налоговые поступления регионов.
В 2014 г. поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 млрд руб. у 53 регионов, а у 32 – сократились на 127 млрд. Динамика налоговых поступлений в регионы в условиях действия режима КГН в 2012-2014 гг. и представлена в таблице 2.:
Таблица 2.
Динамика изменения налога на прибыль в связи с созданием КГН
2012 | 2013 | 2014 | |
Увеличение поступлений | |||
число регионов | 56 | 63 | 53 |
Поступления, млрд руб. | 52,6 | 47,4 | 61,9 |
Снижение поступлений | |||
число регионов | 18 | 20 | 32 |
Потери, млрд руб. | 60,8 | 63,8 | 127 |
Источник: Минфин
В 2014 г. на долю КГН пришлось 3,3% потерь из общего сокращения поступлений по налогу на прибыль, общие доходы регионов в результате создания КГН сократились на 0,6%. Создание новых КГН в 2015 г. запрещено и правительство может продлить этот запрет до 2018 г. Компании лоббируют сохранение режима КГН и выступают за отмену запрета на создание новых КГН и включении компаний в уже функционирующие группы. Крупному бизнесу важна даже не столько оптимизация налогов, сколько вывод групп из ужесточенных правительством правил трансфертного ценообразования. Поэтому основной эффект от создания КГН заключается в уменьшении издержек, связанных с администрированием налога в части трансфертного ценообразования. В проекте «Основных направлений налоговой политики» Минфин предлагает в качестве обязательного условия по созданию КГН включать в обязательном порядке в группу все компании, которые на 90% принадлежат холдингу.
В январе-апреле 2015 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 4,9 трлн руб., что на 17,7% больше, чем годом ранее. При этом поступление налога на прибыль составило 1,2 трлн руб. (на 28,8% больше), а НДС т- 930 млрд (плюс 20,6%).
Столь высокий рост поступления налога на прибыль за первые четыре месяца 2015 г. произошел в условиях спада экономики за этот период до 2.4% (в апреле – 4,2%). Чтобы понять, почему такое возможно, необходимо проанализировать структуру поступившего налога на прибыль. Данная структура представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Структура поступлений налога на прибыль в январе-апреле, млрд.руб.
2014 | 2015 | Рост, % | Вклад в прирост, % | ||
Всего | 899,01 | 1158,24 | 28,9 | ||
1 | По обычным ставкам | 768,29 | 899,36 | 17,1 | 50,6 |
2 | По соглашениям о разделе продукции (Сахалин-1 и Сахалин-2) | 101,18 | 186,72 | 84,5 | 33 |
3 | С дивидендов | 19,10 | 60,73 | 218 | 16,1 |
4 | С доходов в виде государственных и муниципальных ценных бумаг | 10,44 | 11,43 | 9,5 | 0,4 |
Источник: ФНС
По мнению ФНС высокий рост поступления налога на прибыль обусловлен тремя факторами:
- Увеличение экспортной выручки и увеличение прибыли от внереализационной деятельности за счёт положительных курсовых разниц.
- Увеличение налогов с резко возросших дивидендных доходов.
- Значительный рост налоговых поступлений по соглашениям о разделе продукции (СРП) на месторождениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Из таблицы 8.7. следует, что основной вклад в прирост (50,6%) приходится на первый фактор, связанный с девальвацией рубля. За 9 месяцев 2014 г. средний курс доллара США составил 35,47 руб, за первый квартал 2015 г. – 63,13 руб., за январь – апрель — 60,34 руб. Процедура оплаты экспортерами налога на прибыль в первом квартале происходила в два этапа. Сначала они осуществляли ежемесячные платежи исходи из показателей компании за девять месяцев 2014 г., когда курс доллара был 35,47 руб., что, естественно, отражалось на объёмах их экспортной выручки в рублях. Затем 28 апреля они оплатили налог уже по фактической прибыли за первый квартал, которая выросла из-за девальвации рубля. Кроме того, курсовая разница повлияла на налоги и в результате пересчета долговых обязательств компаний в валюте. Поскольку в рублях долг компаний за первый квартал 2015 г. снизился вместе с курсом доллара, то образовавшаяся разница между долгом в начале года и в конце первого квартала также попала под налогообложение.
Как видно из таблицы 8.7. рост налоговых поступлений с дивидендов составил 218 % (3,2 раза), а его вклад в прирост – 33%. По данным исследования управляющей компании «Арикапитал» 40 крупнейших российских компаний и банков направили на выплату дивидендов до 1,13 трлн руб., что на 16% больше, чем в 2013г. При этом в целом по итогам 2014г. чистая прибыль этих компаний сократилась на 25% (с 3,3 трлн руб. в 2013г. до 2,5 трлн руб. в 2014г.). В итоге многие частные компании заплатили дивиденды с убытка. Например, «Северсталь» увеличила дивиденды по итогам 2014г. в десять раз при годовом убытке 1,6 млрд долл. В то же время компании с государственным участием в целом сократили сумму дивидендных выплат на 27% до 400 млрд руб. Например, «Роснефть» уменьшила дивиденды в расчете на акцию с 12,9 до 8,21 руб.
На рост дивидендов повлияло принятое в конце 2014г. решение о повышении ставки налога на дивиденды с 9 до 13%. Как результат – рост налоговой базы в первом квартале. Кроме того, в результате осуществления мер по деофшоризации экономики, в 2015г. вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях и в соответствии с ним нераспределенная прибыль иностранных «дочек» стала облагаться налогом, что простимулировало ее распределение.
16,1% прироста поступлений налога на прибыль в первом квартале 2015г. внесли выросшие за этот период доходы от СРП, чему способствовала девальвация рубля, а также сохраняющиеся высокие цены на природный газ, лаг отставания которых от цен на нефть составляет 6 – 9 месяцев.
Прирост с доходов в виде государственных и муниципальных ценных бумаг составил всего 0,4%.
Рост поступлений налога на прибыль поддержит региональные бюджеты, поскольку 18% из 20% объема данного налога получают регионы.
По данным Росстата сальдированная прибыль компаний (без банков, малого бизнеса, страховых компаний и бюджетных учреждений) в I квартале 2015г. выросла на 88,9% в годовом выражении и достигла 2,5 трлн руб.
Росту поступлений по НДС способствовало внедрение системы автоматизированного контроля за возвратом данного налога, так называемая «НДС-2». В общем объёме прироста сборов за четыре месяца 2015 г. 44% или 227 млрд руб. было обеспечено за счёт повышения эффективности налогового администрирования. При этом количество выездных проверок в первом квартале сократилось по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 20% (до 7400), а поступления в бюджет увеличились на 17% (до 50,7 млрд руб.). Взыскание налогов по вступившим в силу решениям о результатах налоговых проверок выросли с 65% до 71,4%. Контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием стимулировал налогоплательщиков в первом квартале 2015 г. скорректировать налоговую базу в сторону повышения более чем на 15 млрд руб. одновременно число жалоб налогоплательщиков сократилось на 6%.
Так называемая «оптимизация» налогов (а по сути в той или иной степени уход налогоплательщиков от причитающихся им налогов) является одной из серьёзных угроз экономической безопасности страны. В последнее время с этой угрозой власти начали системную и всё более эффективную борьбу. Например, прирост налоговых поступлений в 2014 г. в сравнении с 2013 г. составил 1,34 трлн руб. Из этого прироста на счёт индекса – дефлятора ВВП относится 515 млрд руб., на счёт физического роста ВВП – 47 млрд руб., на увеличение ставок НДПИ и акцизов – 375 млрд руб., за счёт качества администрирования – 406 млрд руб.
Стремительному росту «прозрачности» налогоплательщиков и, соответственно, увеличению эффективности налоговых сборов способствует открытие 26 мая 2015 г. в Дубне федерального центра обработки данных (ЦОД), который является частью крупнейшего в России проекта в сфере big data. Подобные проекты налогового ЦОД имеются в мире только в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре. Основной задачей ЦОД в Дубне является создание «единого налогового файла» РФ – общей базы налоговых данных для всей страны в одном месте. Появление в системе Минфина первого ЦОД позволит федеральной налоговой службе (ФНС) не только консолидировать все данные о налогоплательщиках и сформировать для каждого из них персональную налоговую историю, но и обеспечит экстерриториальность и универсальность услуг ФНС для любого клиента. По НДС уже введена в действие система электронного риск-ориентированного контроля, «раскрашивающего» налогоплательщиков по группам риска «в цвета светофора» («красный» — высокий риск, «жёлтый» — средний, «зелёный» — минимальный).
В ближайшее время Федеральное казначейство откроет второй, резервный центр в г. Городце Нижегородской области. Мощности обоих центров будут взаимно дублированы, что позволит обезопасить имеющуюся информацию. Позже, в волгоградской Ерзовке появится третий налоговый центр, а в десяти других городах – центры подготовки и консолидации данных отчётности. В целом к 2017 г. возможности ФНС возрастут на порядок.
Список литературы:
- Кризис по указу. Ведомости, 19 мая 2015 г.
- Мораторий на налоговое единство. Ведомости. 3 июня 2015 г.[schema type=»book» name=»ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ДОЛГА И ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» description=»Цель: исследование тенденции изменения регионального долга и налога на прибыль. Метод: анализ статистического материала. Результат: показана тенденция изменения долга регионов и дана оценка причин роста поступлений налога на прибыль в первом квартале 2015г. Выводы: в 2014г. начался переход региональных бюджетов с банковского на бюджетное кредитование. В первом квартале 2015г. налог на прибыль вырос на 28,8% за счёт девальвации рубля и роста дивидентов.» author=»Уразгалиев Владимир Шайхатович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]