В сложившихся трактовках к определению организационно-экономического механизма развития экономики, представленных в научной литературе [1-16], авторами отмечается многоаспектность данного понятия, обусловливающая разнообразие подходов к его структуризации (табл.1).
Так, при рассмотрении различных аспектов формирования и функционирования механизма государственного управления, в [3] отмечается, во-первых, целенаправленный характер воздействия, во-вторых, использование всевозможных способов воздействия на объект управления. Основываясь на этом, ученый [3] под организационно-экономическим механизмом развития понимается совокупность всех возможных практических мер, средств и рычагов организационного и экономического характера, соответствующих структур и регуляторов, методов управления и управленческих решений, с помощью которых реализуется развитие. Тем самым акцентируется внимание на четкой практической направленности подхода и широте диапазона поиска инструментов развития.
Структурирование организационно-экономического механизма управления по функциональному признаку позволяет рассматривать его как совокупность взаимосвязанных функциональных подсистем, таких как цели управления, функции управления и методы управления, что также является достаточно распространенным подходом к исследованию его специфических черт.
Таблица 1.
Результаты анализа подходов к трактовке организационно-экономического механизма
Исследователи |
Характеристика подхода к трактовке ОЭМ с позиции |
|
выделения структурных компонентов механизма |
назначения |
|
1 | 2 | 3 |
Кульман А.А. [6] | экономические явления | функционирование экономической системы |
Федорович О.В.
[15]
|
основные взаимосвязанные между собой элементы и их типовые группы (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты, цели и ресурсные ограничения, система показателей экономической оценки результативности и т.п.), а также способы их взаимодействия | гармонизация экономических отношений: рациональное взаимодействие внутри объекта и с внешней средой |
Белая И.П., [1] | цели и стимулы | полное и эффективное удовлетворение потребностей общества |
Кушнирук В.С.
[11] |
организационные и экономические форм и методы ведения хозяйства | повышение эффективности функционирования производственных систем; достижение поставленных стратегических целей |
Козаченко Г.В.
[4] |
совокупность управленческих элементов и способов их организационной, информационной, мотивационной и правовой поддержки | достижение целей |
Малицкий А. А.
[8] |
совокупность организационных и экономических рычагов; принципы и задачи управления, методы, формы и инструменты управления, организационная структура управления и его персонал, информация и средства ее обработки; система обеспечения, функциональная система, целевая система | изменение организационных и экономических параметров системы управления;
формирование и усиление организационно-экономического потенциала, получение конкурентных преимуществ и эффективности деятельности |
Селезнева О. О.
[11] |
управленческие принципы, функции, формы, методы и процедуры | преобразование существующих связей, элементов, интересов, мотиваций и отношений в синергию рыночной деятельности; достижение социально-экономических целей: более полное удовлетворение потребностей потребителей, расширение ресурсной базы с учетом рыночной динамики и целей |
Продолжение табл. 1
1 | 2 | 3 |
Зубарев А.Е.
Жукова И.В. [2] |
субъекты управления, функции управления, объекты управления, перечень и характеристика определяющих взаимосвязей, методы управления (с учетом соответствующей иерархии), цели и задачи управления | Преобразование, развитие объекта управления |
Мильнер Б. З.,
Пивников А. В., Лёвчук Д. Г. [16] |
элементы организации процесса принятия решения, системы распределения и обеспечения ресурсами; методы управления | Преобразование, развитие объекта управления: обеспечение необходимой ответственности за достижение конкретных результатов, согласование целей, стимулирование и мотивация участников деятельности, распределение и обеспечение ресурсов |
Райзберг Б. А.
[12] |
Функции, организационные структуры и конкретные виды, формы и методы управления, а также правовые нормы | функционирование экономической системы; обеспечение процесса воспроизводства |
Рахимов Т. Р.
[10] |
совокупность принципов, направлений и приоритетов в организации деятельности; экономические формы, методы, способы и инструменты воздействия;
совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей всех участников деятельности, обеспечивающих эффективность регулирующих воздействий |
регулирующее воздействие на объект с целью повышения эффективности его функционирования |
Круглов В. В. [5] | Рычаги, способы, инструменты и методы регулирующего влияния субъекта на объект, которые устанавливают правила регулирующего влияния, вырабатывают порядок и стандартные процедуры | Переход объекта в необходимое состояние;
Целенаправленное движение, функционирование и развитие самой системы управления |
Ларина Р.
Владзимирский А. Балуева О. [5] |
Цели, критерии как количественный аналог целей, факторы как элементы объекта воздействия и связи между ними, методы воздействия; ресурсы | Обеспечение воздействия на факторы, предопределяющие результат деятельности объекта воздействия |
Латынин М.А.
[7] |
Принципы, функции, методы, формы и средства |
Характеризуя структуру организационно-экономического механизма, ученый Тульчинская С. О. [13] отмечает, что в зависимости от объекта воздействия он формируется как определенный вариант сочетания субъектов и связей между ними, имеющих преимущественно устойчивый характер.
Автор поддерживает данное мнение [13] и точку зрения [10] относительно того, что в целом организационные и экономические рычаги и инструменты воздействия на объект управления или регулирования универсальны и применимы как в отрасли, так и в регионе, а также на предприятии. Вместе с этим, оригинальная комбинация, складывающаяся из них под воздействием объективных условий развития каждой части национального хозяйства, позволяет конкретизировать специфику организационно-экономического механизма государства, территориального образования, отрасли, субъекта хозяйствования.
Как утверждается в [15] в исследованиях относительно формирования и управления развитием сложных организационных систем возможно выделить два направления теоретической и научно-прикладной деятельности. Так, в рамках первого направления исследования изучается динамика свойств самого механизма развития или функционирования или его отдельных элементов, что находит свое выражение в выборе и обосновании системы показателей объективной оценки его рациональности. В качестве критериев формирования набора показателей выделяются в [15] цель мониторинга и уровень временных и финансовых затрат относительно использования, таким образом можно говорить о необходимости выявления сбалансированной с позиции цели и эффективности системы показателей.
Вторым, не менее важным направлением исследования сложных организационных систем является формирование организационно-экономического механизма с заранее заданными параметрами и свойствами, что в прикладном аспекте завязано на необходимость исследования значительного количества организационно-экономических механизмов-аналогов с учетом специфики объекта воздействия (его назначения, полиструктурности, отношений внутри комплекса, параметров внешней институциональной и хозяйственной среды и чувствительности объекта воздействия к их вариации).
Ученые [8, 9] отмечают, что организационно-экономический механизм является синтезом организационных и экономических инструментов, что представляется вполне логичным с точки зрения семантики. Кроме того, в [9] при рассмотрении микроуровня хозяйствования акцентируется внимание на их воздействии на экономические и организационные параметры системы управления с целью обеспечения эффективности управления и получения конкурентных преимуществ.
Ученый Жукова И. В. [2] полагает целесообразным отображать структуру организационно-экономического механизма управления в виде функционально-целевой схемы взаимодействия подсистем системы обеспечения и экономических методов, комплекс которых направлен на обеспечение достижения целей управления. Уточняя структуру организационно-экономического механизма управления, авторы [2] выделяют в ней перечень субъектов управления, функции управления, объекты управления, перечень и характеристику определяющих взаимосвязей, методы управления (с учетом соответствующей иерархии), цели и задачи управления и на основе такой структурированности формируют общую модель организационно-экономического механизма.
В целом соглашаясь с пониманием учеными состава и структуры механизма управления, следует отметить некоторый присущий дуализм трактования структуры организационно-экономического механизма в работе Жуковой И. В., где прослеживается как отражение среди элементов структуры субъекта управления, так и его отсутствие. Отметим, что в целом в современной научной литературе мнение по данному вопросу остается не вполне однозначным. Так, Райзберг Б. А. полагает систему управления шире понятия механизма управления на аппарат управления [12].
По мнению ученого Малицкого А. А. [8] в качестве организационно-экономического механизма следует рассматривать комплексную систему, состоящую из системы обеспечения, функциональной и целевой системы. Мы полагаем данный подход вполне обоснованным, поскольку он соответствует современной концепции структуризации систем управления по Р. А. Фатхутдинову [14], и в силу рассмотрения именно механизма управления (или его части – регулирования), не включает рассмотрение управляющей системы. В [14] отмечается зависимость содержания каждой из систем и количество подсистем в каждой из систем организационно-экономического механизма управления от характеристик объекта управления, от сферы и масштабов деятельности, от степени влияния внешней среды и результатов деятельности и других факторов.
Обобщающая характеристика организационно-экономического механизма с позиции состава и назначения представлена на рис.1.
Рисунок 1. Обобщающая характеристика организационно-экономического
механизма (ОЭМ) с позиции состава и назначения
В [13] выделены динамичность и чувствительность как характерные черты экономического механизма, и отмечается зависимость эффективности его реализации от способности создавать отсутствующие в конкретный момент связи и элементы, а также степени участия исполнителей в решении вопросов его функционирования. Это предопределяет необходимость комплексного подхода к исследованию понятия «экономический механизм», невозможность ограничения только абстрактными выводами, что проявляется в особой значимости увязки вырабатываемой концепции механизма со сложившимися реалиями и обусловливает целесообразность разработки превентивных и корректирующих мер относительно осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, обобщение существующих подходов к определению «организационно-экономический механизма» и изучение практических вопросов его формирования позволяет сформулировать вывод о том, что при формировании схемы структуры организационно-экономического механизма развития рыбохозяйственного комплекса (РХК) региона имеет смысл исходить из понимания: во-первых, комплексности воздействия всех элементов организационно-экономического механизма [2], во-вторых, необходимости экологосбалансированного развития регоинального хозяственного комплекса, в-третьих, полиструктурности комплекса и многоуровневости его рассмотрения. Это позволило формализовать структуру организационно-экономического механизма развития РХК региона, схема которой представлена на рис. 2.
Таким образом, применительно к сфере данного исследования полагаем обоснованным рассматривать организационно-экономический механизм развития РХК региона как совокупность экономических отношений, принципов, методов, инструментов и форм организации хозяйственной деятельности в регионе с целью обеспечения устойчивого развития ХК путем гармонизации социо-эколого-экономических интересов в регионе.
Рисунок 2. Схема структуры организационно-экономического
механизма развития регионального рыбохозяйственного комплекса
Вместе с этим, формирование организационно-экономического механизма развития РХК региона неотделимо от формы объединения интересов в хозяйственной сфере, то есть от организационной формы хозяйствования. Принимая во внимание, что в работах современных ученых отмечается важная роль целевого формирования управляемых замкнутых вертикально-интегрированных производственных циклов в повышении эффективности функционирования субъектов хозяйствования конкретной территории, считаем целесообразным рассмотрение возможности применения интеграционных объединений в функционировании региональных рыбохозяйственных комплексов и полагаем их рассмотрение целью дальнейших исследований.
Список литературы:
- Белая И. П., Егоров П. В. Концептуальная модель организационно-экономического механизма управления гибкостью производственных систем // Вісник Донецького університету. —2004.— №2.— С. 7-16.
- Зубарев А. Е, Жукова И. В. Формирование адаптивного организационно-экономического механизма управления горнодобывающим предприятием // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2011.– №3(22). – С. 147-156.
- Коваленко Є. О. Концепція формування організаційно-економічного механізму євроінтеграційної політики України // Гуманітарний вісник ЗДІА. – 2009.– №39. – С. 184-203.
- Козаченко Г. В. Організаційно-економічний механізм як інструмент управління підприємством // Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. Вип. 11. – Луганськ: СНУ ім. В. Даля, 2003. – С. 107-109.
- Круглов В. В. Теоретичні основи механізмів управління державним майном // Державне будівництво. – 2011.– №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Кульман А. А. Экономические механизмы / пер с фр.; [под общ. редакцией Н. И. Хрусталевой]. – М.: Прогресс, 1993. – 92 с.
- Латинін М. А. Теоретичні підходи щодо визначення механізму державного регулювання розвитку аграрного сектора економіки України [Електрон. ресурс] // Державне управління: теорія та практика: електрон. наук.
- Малицький А. А. Організаційно-економічний механізм управління підприємством: сутність та структура // Питання сучасної науки і освіти: матеріали дев’ятої Міжнародної науково-практичної інтернет-конференції (18-20 липня 2013 р.). [Електронний ресурс]. – Режим доступу до сайту: .
- Місюк М. В. Організаційно-економічний механізм формування і функціонування ринку продукції скотарства та компліментарність його складових // Збірник наукових праць Таврійського державного агротехнологічного університету (економічні науки). — 2012. – №18. – С. 303-315.
- Рахимов Т. Р. Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономического и правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 302.– С. 177-180.
- Селезньова О. О. Сутність організаційно-економічного механізму управління ринковою діяльністю роздрібних торговельних підприємств // Экономика и управление. – 2013.– №1. – С. 92-97.
- Современный экономический словарь [под. ред.. Райзберга Б. А.] — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Тульчинська С. О. Функціонування організаційно-економічного механізму інноваційного процесу // Стратегічні пріоритети. – 2008. – № 1 (6). – С. 89–95.
- Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп./ Р. А. Фатхутдинов. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 272 с.
- Федорович О. В. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Экономика. – 2006. – №2. – С. 45-54.
- Хоменко І. О. Організаційно-економічний механізм розвитку транспортних кластерів // Вісник Чернігівського державного технологічного університету «Економічні науки». – 2012. – №3(60).– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА» author=» Алексахина Людмила Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]