Успешное функционирование предприятий предполагает быстрое ориентирование на изменения факторов внутренней и внешней среды. Поэтому перед управленческим персоналом стоит проблема разработки эффективной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность – это такое преимущество объекта, которое улучшает его позиции на рынке по отношению с аналогичными, обладающими схожими характеристиками.
Процесс формирования конкурентной стратегии следует начинать с анализа главных конкурентных преимуществ организации, а также определения потенциальных рисков и угроз. На конкурентную позицию предприятия оказывают влияние различные факторы, среди которых можно выделить [1, с.314]:
- влияние политической ситуации;
- меры государственного регулирования деятельности предприятий различных отраслей хозяйствования;
- емкость рынка аналогичных товаров;
- поведение негосударственных организаций, влияющих на деятельность предприятия (банки, налоговые органы, контрагенты);
- тип рынка;
- наличие конкурентов;
- конкурентный потенциал предприятия.
При осуществлении анализа конкурентного потенциала предприятия следует проанализировать уровень развития маркетинга, степень внедрения научно-технических разработок в производственный процесс, уровень налаженности процесса производства продукции (товаров, работ, услуг), кадровый потенциал предприятия, а также наличие постоянных, налаженных каналов сбыта продукции.
При условии эффективного управления вышеперечисленными факторами у предприятия появляется возможность разработки эффективной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности, основанной на минимизации влияния негативных факторов и повышении влияния положительных факторов на деятельность предприятия.
В экономической литературе предложен ряд стандартных стратегий, грамотное применение которых помогает предприятиям повысить уровень их конкурентоспособности.
Одной из наиболее распространенных стратегий функционирования предприятия и повышения его конкурентоспособности выступает стратегия «проникновения на рынок». Применение данной стратегии возможно в случае, если руководство предприятия считает, что существующий рынок сбыта еще не полностью насыщен определенным продуктом и предполагается увеличение доли продаж своей продукции на данном рынке. В этом случае может быть избрана стратегия «захвата рынка» при одновременном вытеснении наиболее слабых конкурентов. Однако применение данной стратегии должно быть обосновано имеющимися конкурентными преимуществами товара с позиции «цена – качество».
Стратегия «развития рынка» применяется в том случае, если уже имеющиеся рынки сбыта полностью насыщены продукцией фирмы, а у предприятия есть возможности увеличения производственных мощностей и наращивания объемов производства продукции. Тогда действия руководства предприятия должны быть направлены на поиски новых и надежных каналов сбыта [2, с.277].
Применение стратегии «развития продукта» целесообразно в случае, если у предприятия достаточно большое количество конкурентов в отрасли, причем продукция конкурентов лучшего качества по сопоставимой цене. В этом случае перед руководством возникает задача поиска новых направлений улучшения качества производимой продукции, при адекватном изменении затрат на ее производство с целью повышения конкурентоспособности.
Стратегия «диверсификации» может проявляться в двух направлениях. Первое – представляет собой деятельность предприятия, направленную на производство, как новых видов продукции, так и ранее производимых. Второе направление преследует цель проникновения на новые рынки сбыта продукции. Причем, по какому бы направлению не шло предприятие, процесс производства уже сложившихся и пользующихся спросом видов продукции, а также реализация на имеющихся рынках не прекращается. Основным преимуществом данной стратегии является то, что в условия нестабильности экономики, независимо от отрасли функционирования, деятельности предприятий присущ определенный риск, а в случае применения стратегии «диверсифицированного роста» он будет распределяться по различным видам деятельности, что позволит предприятию быть менее зависимым от непредсказуемой внешней среды [4, с.104-109].
Стратегию «отрицательного» роста («стратегию сокращения», «стратегию ликвидации») можно отнести к конкурентным стратегиям лишь условно, так как она предполагает сокращение объемов производства продукции и дальнейшую переквалификацию предприятия на новый вид продукции и, соответственно, переход на новые ранки сбыта [3, с.97-100].
Таким образом, каждое предприятие в зависимости от сложившейся ситуации и условий функционирования выбирает ту или иную наиболее приемлемую стратегию повышения конкурентоспособности.
Выводы. Следовательно, разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия предполагает выбор приоритетных направлений и способов достижения поставленных целей, что создает условия для того, чтобы предприятие смогло реализовать выбранную стратегию развития при использовании конкурентных преимуществ. Обобщая вышеизложенное следует отметить, что повышение конкурентоспособности предприятия предполагает такое управление организацией, которое берет за основу развитие человеческого потенциала, стремление к всестороннему развитию и совершенствованию отношений с потенциальными потребителями с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей за счет производства и реализации продукции, близкой к идеалу, а также предполагает гибкое реагирование на изменения внешней среды. Все это в совокупности помогает предприятию выжить, укрепить свои позиции на рынке и достичь поставленных целей в долгосрочной перспективе.
Литература
- Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития (3-е изд., перераб. и доп.). / В.М. Аньшин, В.А. Колоколов, А.А. Дагаев, Л.Г. Кудинов – М.: Дело, 2007. – 314 с.
- Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление. / А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин – М.: ОМЕГА-Л, 2006. –– 277 с.
- Иванова, И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия / И. В. Иванова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. – М.: РИОР, 2011. – С. 97-100.
- Разин, М.В. Формирование инновационной стратегии повышения конкурентоспособности строительного предприятия / М.В.Разин / Российское предпринимательство. – 2013. — № 8 (230). – c. 104-109.[schema type=»book» name=»СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ» description=»В работе рассмотрена стратегия конкурентоспособности предприятия. Определены факторы внешней среды, оказывающие влияние на формирование конкурентной стратегии предприятия. Выявлены основные виды стратегий и предложены направления их совершенствования.» author=»Чулакова Юлия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]