Маркетинговый потенциал региона является одним из дискуссионных понятий маркетинга территорий. Это связано с тем, что данное понятие имеет сложную структуру, поскольку маркетинг региона связан как с продвижением его конкурентных преимуществ, т.е. с социально-экономическим потенциалом, так и с развитием маркетинговых механизмов реализации этого потенциала. Маркетинговый потенциал региона можно определить как комплекную характеристику возможностей позиционирования и продвижения его уникальных конкурентных преимуществ для различных целевых аудиторий (сегментов). Маркетинговый потенциал региона включает два структурных блока характеристик: потенциал рыночной конкурентоспособности, т.е. социально-экономический потенциал региона, рассматриваемый в аспекте наиболее значимых объектов маркетинговых воздействий; потенциал маркетингового продвижения, т.е. накопленный опыт использования методов и инструментов маркетинга территорий в отношении различных объектов регионального хозяйства [1, с. 40].
Рассмотрим специфику маркетингового потенциала региона на примере Волгоградской области. Согласно проекту Инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года, к конкурентным преимуществам региона относятся:
- значительный природно-ресурсный потенциал, в том числе достаточные запасы минерально-сырьевых ресурсов (нефти, газа, калийных солей, бишофита и др.);
- высокий промышленный потенциал, в том числе многоотраслевая структура промышленности с высокой долей обрабатывающих производств;
- развитая инженерная инфраструктура и наличие значительной энергетической базы (Волжская ГЭС, теплоэлектростанции), наличие резервов мощностей по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению;
- значительный научно-технический и инновационный потенциал;
- благоприятные условия для развития сельскохозяйственного производства (особенно производства зерна);
- выгодное географическое положение, создающее возможности интеграции в международные транспортные коридоры, а также близость к мировым рынкам;
- мощный транспортный комплекс (железнодорожный узел, магистральные автодороги, международный аэропорт, Волго-Донской судоходный канал, выход в акватории морских портов Каспийского, Черного, Азовского, Балтийского и Баренцева морей);
- уникальные рекреационные ресурсы;
- высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами;
- перспектива проведения в Волгограде Чемпионата мира по футболу 2018 года [3, с. 86].
В Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года определены следующие региональные конкурентные преимущества:
- широкий природно-ресурсный потенциал, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;
- развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации;
- благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
- выгодное географическое положение, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и формирования трансконтинентальных транспортных коридоров;
- наличие высококвалифицированных кадров и инновационного потенциала [5, с. 28].
Конструктивно-критический анализ указанных конкурентных преимуществ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, данные преимущества носят достаточно абстрактный характер и не обладают выраженной уникальностью, что затрудняет их позиционирование и продвижение. Во-вторых, выделенные конкурентные преимущества не ориентированы на конкретные целевые аудитории (иностранных и отечественных инвесторов, местный бизнес, инорегиональных партнеров, население региона, туристов и т.д.). Так, различные категории туристов предпочитают разные виды отдыха (этнический, военно-патриотический, культурный, образовательный, деловой, экстремальный, водный, лечебно-рекреационный и т.д.), в разрезе которых у любой регион не может быть конкурентоспособным в одинаковой степени. В-третьих, многие конкурентные преимущества имеют явный традиционалистский характер и не отражают актуальных изменений. Например, доля машиностроения в экономике Волгограда (промышленного центра региона) в течение последних 10 лет сократилась в 5 раз и продолжает снижаться, ведущие промпредприятия банкротятся (ОАО «Химпром», Волгоградский алюминиевый завод) или находятся в предбанкротном состоянии. Это привело к превалированию сырьевых производств в структуре региональной промышленности и, соотвественно, некорректности выделения диверсифицированного промышленного комплекса в качестве конкретного преимущества региона. В этой связи оценка потенциала рыночной конкурентоспособности Волгоградской области затруднена и требует специальных, более детализированных исследований.
Потенциал маркетингового продвижения Волгоградской области, как и большинства субъектов РФ, остается достаточно низким. Вместе с тем, в Волгограде была разработана и официально утверждена маркетинговая стратегия развития территории городского округа, в которой были зафиксированы принципы, объекты и технологии позиционирования и продвижения города на внешние рынки. Однако степень реализации данной стратегии была предельно низкой, в условиях экономического спада и рецессии осуществлялись в основном низкобюджетные мероприятия, что не принесло целевых результатов. В связи с принятием Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» данная стратегия утратила силу и, в лучшем случае, будет включена в структуру стратегии социально-экономического развития Волгограда в качестве отдельного блока. В рамках негативного сценария маркетинговый подход будет полностью аннигилирован из системы регионального стратегического планирования и управления, что, видимо, станет общероссийской тенденцией [4, с. 89].
Список литературы:
- Фролов, Д.П. Достижения и методологические проблемы маркетинга территорий [Текст] / Д.П. Фролов, Д.Е. Матыцин, Ю.В. Шамин, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 35. – С. 38-41.
- Фролов, Д.П. Маркетинг наноиндустрии региона: принципы, концепция, механизм [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 22. – С. 16-28.
- Фролов, Д.П. Региональный маркетинг в действии: случай Волгоградской области [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Маркетинг в России и за рубежом. – – № 3. – С. 81-88.
- Фролов, Д.П. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Менеджмент и бизнес-администрирование. – – № 2. – С. 84-98.
- Фролов, Д.П. Маркетинговая стратегия региона в действии (опыт Волгоградской области) [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – – № 31. – С. 22-32.[schema type=»book» name=»СРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА» description=»В статье рассматривается необходимость в более детальном изучении понятия «маркетинговый потенциал региона», что продиктовано сложной структурой. Описывается специфика маркетингового потенциала региона на примере Волгоградской области.» author=»Шишков Вячеслав Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]