История региона Балтийского моря (далее РБМ), начавшаяся в период глобализации в 1990-х годах, характеризует регион как молодую территориальную целостность, где соединяется энергия востока с опытом запада. Балтийский регион обладает некоторыми особенностями, благодаря которым у региона есть все возможности для процветания на международной арене и все шансы для становления международной лабораторией для инноваций. К данным особенностям, по мнению автора, относятся: во-первых, основа экономического развития в РБМ изначально построена на международных торгово-экономических отношениях, которые в свою очередь являются основой глобализации; во-вторых, РБМ не только обладает передовыми информационными технологиями, но и преуспевает в их внедрении как в частный, так и в общественный сектора.
Характеристика РБМ не имеет универсального определения. Западные специалисты включают в регион государства Прибалтики (Латвию, Литву, Эстонию), Северные страны (Данию, Швецию, Финляндию, Исландию, Норвегию), северные районы Польши и Германии и основную часть Северо-Западного федерального округа России (далее СЗФО), точнее Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую, Мурманскую области и Карелию. Российские специалисты различают два понятия «страны Балтийского региона» и «Балтийский регион». К первому понятию относятся страны, которые имеют непосредственный выход к морю. Ко второму понятию относятся страны – участницы конкретных программ или страны, входящие в определенные группировки, как например, Совет государств Балтийского моря (далее СГБМ), в который входит Исландия, или определенные региональные программы, где участвует Белоруссия. В данной статье автор рассматривает РБМ, состоящий из стран, непосредственно имеющих выход к Балтийскому морю как Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Польша, Германия, Дания и стран, входящих в состав СГБМ как Исландия и Норвегия. Необходимо отметить, что все страны РБМ, за исключением России, Норвегии и Исландии, входят в состав Европейского союза (далее ЕС).
РБМ никогда не отличался схожими культурными традициями или правовым регулированием. Национальные власти чаще конфликтовали, чем сотрудничали, однако экономические и общественные интересы столь разных субъектов РБМ тесно переплетаются уже на протяжении многих лет. Для более развитых стран интерес сводится к гарантированным поставкам сырья, энергоресурсов, безопасности. Для развивающихся стран – к экономическому развитию, доступу к инвестиционным ресурсам, технологиям, к новым рынкам. Коммерческие интересы стран взаимно дополняют друг друга. Экономическое взаимопроникновение, реализация взаимовыгодных совместных проектов, прежде всего в сопредельных регионах, являются базовыми элементами устойчивого развития рассматриваемого региона. Неоднородность внутрирегиональной торговли, в структуре которой присутствует не только сырье и готовая продукция, но и элементы промежуточного производственного цикла, обнаруживает внутри и межотраслевую международную кооперацию, которая рассматривается деловыми кругами стран РБМ как средство повышения конкурентоспособности.
Построение региона возможно лишь на базе взаимного экономического интереса, поэтому стартовой площадкой трансграничного сотрудничества в РБМ выступает экономика. Экономическое пространство формируют тесно взаимодействующие друг с другом местные игроки, сложившиеся институты, а также внешние силы. Размеры, природные богатства и местоположение стран РБМ оказали существенное влияние на их экономическое развитие, которое проходило по классической схеме. Удачная специализация хозяйства, успехи национальных производителей в ключевых национальных отраслях, создание сопутствующей транспортной инфраструктуры, все это легло в основу их экономики. Расстояния, порождающие транспортные и коммуникационные затраты, лингвистические и культурные расхождения, специфические модели социальной и политической жизни, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на первых порах тормозили развитие промышленности в рамках международной специализации. Вследствие быстрого развития технологий промышленного производства и транспортного сектора, отбор предпочтительных отраслей сократился, что связано и с особыми природными условиями. Экономический рост каждой страны, особенно малой, в значительной степени, зависит от того, насколько ей удается занять преимущественные позиции в системе международного разделения труда.
График 1. Динамика развития выбранных регионов [4]
На графике 1 видно, что РБМ остается весьма конкурентоспособной частью европейской и мировой экономики несмотря на столь быстро меняющееся и развивающееся мировое сообщество, чему свидетельствуют уровень благосостояния, модернизация компаний, развитая коммуникационная инфраструктура, инновационная инфраструктура и человеческое развитие.
По данным опроса Всемирного Экономического Форума за 2014-2015 года Финляндия, Германия и Швеция входят в первую десятку ведущих стран мира по оценке конкурентоспособности стран в мире, что отображено в таблице 1.
Таблица 1.
Рейтинг мировой конкурентоспособности РБМ [2]
Страна | Позиция в 2011-2012 (из 142 стран) | Позиция в 2012-2013 (из 144 стран) | Позиция в 2013-2014 (из 148 стран) | Позиция в 2014-2015 (из 144 стран) |
Финляндия | 4 | 3 | 3 | 4 |
Германия | 6 | 6 | 4 | 5 |
Швеция | 3 | 4 | 6 | 10 |
Норвегия | 16 | 15 | 11 | 11 |
Дания | 8 | 12 | 15 | 13 |
Исландия | 30 | 30 | 31 | 30 |
Эстония | 33 | 34 | 32 | 29 |
Польша | 41 | 41 | 42 | 43 |
Литва | 44 | 45 | 48 | 41 |
Латвия | 64 | 55 | 52 | 42 |
Россия | 66 | 67 | 64 | 53 |
Рассматривая РБМ в целом, можно уверенно сказать, что регион постоянно стремится к балансу своих сильных и слабых сторон, что увеличивает показатель мировой конкурентоспособности региона. К сильным сторонам РБМ можно отнести базовое медицинское обслуживание и образование, инновационный потенциал компаний и развитая сеть интернета, высокий уровень учебных заведений и низкие номинальные тарифные ставки. К слабым сторонам — налоговую систему, регулирование предпринимательской деятельности, торговые и инвестиционные барьеры. Также стоит отметить наличие проблем в транспортной инфраструктуре, которая играет связующую роль в развитие торгово-экономических отношений внутри региона. Различия транспортных систем объясняются наряду с экономико-географическими причинами, политическими и экономическими факторами. Существенно отразились на особенностях транспортных систем и исторические условия развития стран: история заселения и хозяйственного освоения территории, изменение геополитической ситуации, в частности, государственных границ.
На графике 2 автор продемонстрировал интенсивность торговли региона в целом.
График 2. Интенсивность торговли РБМ в % от ВВП [4]
В 2012 году РБМ полностью охватил Европейский кризис. Большинство стран уже было готово к медленному и упорному восстановлению. Основными причинами кризиса стали суверенные долги Европы и последствия после мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах, когда большинство стран ещё не реабилитировались и не вернулись на прежний уровень экономического развития. На графике 3 продемонстрирована мировая конкурентоспособность стран, где зеленым цветом отмечены страны РБМ. Из графика видно, что конкурентоспособность большинства стран РБМ остается на высоком уровне, несмотря на экономические краткосрочные изменения, вызванные внешними и внутренними условиями.
График 3. Мировая конкурентоспособность отдельных стран [4]
Для поддержания конкурентоспособности РБМ необходимо поддерживать и развивать следующие области [4]:
- Внешние трансграничные контакты, что включает в себя рыночную интеграцию, крупномасштабные инвестиции в транспорт и науку. Координация деятельности необходима на региональном уровне.
- Обмен знаниями и совместное обучение, что включает в себя политику образования, политику рынка труда, административные реформы, антикоррупционные меры, инновационную политику. Координация деятельности должна проводиться в рамках каждой страны, учитывая обстоятельства данной страны.
- Общую инфраструктуру знаний: страны в РБМ подвержены одним и тем же изменениям в мировой экономике и сталкиваются с одинаковой необходимостью разработать новую стратегию развития. Единая информационная площадка по разработке идей и предложений будет важной областью для сотрудничества в рамках Региона.
Все три области весьма актуальны и важны в настоящее время. Многие мероприятия реализуются в рамках двусторонних отношений или при поддержке ЕС. На графике 4, автор показывает уровень интернационализации РБМ. Наиболее интернационализированы те страны, которые находятся ближе и выше по отношению к кривой графика.
График 4. Интернационализация РБМ с 2004 по 2012 года [4]
В настоящее время представляется целесообразным продолжать использовать подход формирования экономической политики региона на основе повышения его конкурентоспособности. Основной упор следует сделать на соответствии размещения объектов транспортной инфраструктуры, концентрации производства и проживания населения. Инновационный характер экономики большинства стран РБМ требует особой пространственной организации в сфере промышленности. Возникает потребность сосредоточения кооперирующихся предприятий в пределах ограниченных пространств, которую можно удовлетворить с помощью кластеров.
Список литературы:
- Vinogradova S. M., Lanko D. A. Information Society in the Baltic Sea Region. St. Petersburg, 2007.
- The Global Competitiveness Report 2014–2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015
- State of the Region Report 2013 by Christian Ketels – Denmark. – 2013. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bdforum.org/reports-publications/state-of-the-region-reports/
- State of the Region Report 2014 by Christian Ketels and Timo Summa – Denmark. – 2014. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bdforum.org/reports-publications/state-of-the-region-reports/[schema type=»book» name=»СПЛЕТЕНИЕ ЗАПАДНОГО ОПЫТА С ВОСТОЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ» author=»Королева Анастасия Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]