На мировом рынке давно признана необходимость ведения бизнеса на основе принципов социальной ответственности. Эти принципы достаточно полно отражены в миссии, целях и задачах потребительской кооперации.
Социальная ответственность потребительской кооперации реализуется на основе осуществления социальной деятельности, которая является формой воздействия кооперативной организации на пайщиков, работников, а также некооперированное сельское население с целью поддержания их социального, материального и культурного уровня [3].
Социальная деятельность потребительской кооперации рассматривается как реализация внешних и внутренних социальных программ, направленных на участие в формировании благоприятной среды обитания сельского населения. Потребительская кооперация как общественно-хозяйственная организация и субъект рыночной экономики, традиционно является органично встроенным элементом системы сельской экономики. Многоотраслевая хозяйственная и социальная деятельность организаций и предприятий потребительской кооперации ориентирована на формирование эффективной социальной политики на селе [5, 6].
Наибольший удельный вес в совокупном объеме деятельности потребительской кооперации занимает торговля. Помимо экономического эффекта эта отрасль играет немаловажную роль в социальном развитии села. Организации потребительской кооперации обслуживают население не только доступных в транспортном отношении населенных пунктов, но и труднодоступных, отдаленных, малонаселенных участков, содержат в них планово-убыточные магазины и реализуют товары в отдаленных местностях по ценам райцентров [4].
Для обеспечения непрерывности торгового процесса, а также достаточного ассортимента реализуемых товаров торговые предприятия создают товарные запасы, в которые, как правило, вкладывается большая часть финансовых ресурсов организации [2].
Товарные запасы как один из элементов социально-экономического потенциала потребительской кооперации имеют двойственный характер, обусловленный двойственной природой товара. Прежде всего – это определенная масса предметов потребления, служащих для удовлетворения потребностей населения, с другой стороны – это определенная сумма стоимости в ее товарной форме, то есть часть оборотного капитала. Экономическое значение товарных запасов следует оценивать через призму экономической оценки оборотных средств, основным элементом которых они являются. Социальное значение запасов проявляется в их цели – обеспечение оборота, удовлетворение покупательского спроса, реализация доходов населения, предназначенных на покупку товаров. Товарооборот – это движение товарного запаса, в ходе которого последний теряет свою статичную форму и трансформируется в динамичную форму оборота. Это актуализирует оценку эффективности управления товарными запасами кооперативной организации в разрезе двух аспектов:
- степени обеспеченности оборота товарными запасами;
- повышения экономической эффективности их использования – ускорения товарооборачиваемости.
От эффективности управления товарными запасами напрямую зависит рост товарооборота и прибыли организации. В процессе управления товарными запасами необходимо постоянно следить за их состоянием, что, в свою очередь, поднимает значимость и необходимость их анализа. Роль анализа заключается в том, чтобы установить причины отклонений фактических показателей запасов от плановых, дать оценку этим отклонениям, определить факторы, под влиянием которых сложились условия торговой деятельности. Анализ динамики, структуры и влияния факторов на изменение товарных запасов и времени товарного обращения должен быть увязан с изучением различных аспектов торговой деятельности: объемом и структурой товарооборота, ассортиментом продаж, организацией торгового процесса, сезонностью спроса, условиями транспортировки и хранения товаров.
Анализ товарных запасов в потребительской кооперации проводится по традиционной методике. Оценивается обеспеченность товарными запасами в сумме и днях, проводится анализ показателей эффективности использования запасов. Затем производятся многовариантные плановые расчеты и определение норматива товарных запасов на будущий период. Данные аналитические процедуры проведены на материалах торговой деятельности Михайловского райпо.
Товарные запасы в розничной торговле Михайловского райпо возросли в 2013 году на 23,1% и составили 58723,5 тыс. руб., что должно обеспечить бесперебойную торговлю в течение 53,5 дней в 2014 году. Данный показатель за год увеличился на 1,9 дней, что объясняется опережающим темпом роста товарных запасов (123,1%) над темпом роста товарооборота (118,8%).
Увеличение общей суммы товарных запасов обусловлено увеличением суммы запасов товаров, как продовольственной группы, так и даже в большей степени товарных запасов непродовольственной группы. Сумма товарных запасов по продовольственной группе за 2013 год увеличилась на 4189,5 тыс. руб. и на конец года составила 21178,5 тыс. руб. По непродовольственным товарам сумма товарных запасов на конец 2013 года составила 37545 тыс. руб., что больше чем на начало года на 6846 тыс. руб.
Наибольшую долю в общей сумме запасов, как на начало, так и на конец 2013 года по продовольственным товарам занимают следующие товарные группы: мясо и птица, кондитерские изделия, ликероводочные изделия, вино, безалкогольные напитки. По непродовольственной группе наибольший удельный вес занимают: хлопчатобумажные ткани, одежда и белье, парфюмерно-косметические товары, мебель, электротовары, строительные товары.
Изменение суммы запасов оказывает прямое воздействие на обеспеченность оборота торговли в днях. По товарам продовольственной группы оборот на 2014 год обеспечен на 32,3 дня, что выше аналогичного показателя за предшествующий период на 1,7 дня. По товарам непродовольственной группы оборот на 2014 год обеспечен товарами на 85,0 дней (увеличение на 1,9 дней).
В ходе проведения анализа товарных запасов необходимо оценить скорость их обращения (табл. 1) , а также измерить влияние на нее отдельных факторов и определить сумму дополнительной прибыли (или ее потери) в случае ускорения (замедления) товарооборачиваемости.
Таблица 1
Оборачиваемость товарных запасов Михайловского райпо
Показатели |
Средний товарный запас, тыс. руб. | Однодневный товарооборот, тыс. руб. | Время обращения, дни | Количество оборотов |
Изменение, (+/-) |
|||||
2012 год |
2013 год | 2012 год | 2013 год | 2012 год | 2013 год | 2012 год | 2013 год | времени обращения |
количества оборотов |
|
Розничная торговля, в том числе: | 43598 | 53207 | 761 | 923 | 57,30 | 57,62 | 6,28 | 6,25 | 0,32 | -0,04 |
продовольственные товары | 16125 | 19085 | 453 | 554 | 35,63 | 34,42 | 10,10 | 10,46 | -1,21 | 0,35 |
непродовольственные товары | 27473 | 34122 | 308 | 369 | 89,09 | 92,46 | 4,04 | 3,89 | 3,36 | -0,15 |
Оборачиваемость товаров по Михайловскому райпо замедлилась в 2013 году на 0,32 дня и составила 57,6 дней. Это стало следствием более быстрого увеличения средних товарных запасов по сравнению с реализацией товаров. В розничной торговле темпы роста соответственно составили 123,1% и 115,2%.
По товарам продовольственной группы оборачиваемость ускорилась на 1,21 дня (0,35 оборота). В продовольственных товарах следует отметить наибольшее ускорение оборачиваемости в таких товарных группах, как консервы мясные, картофель, ликероводочные изделия, вино и др. Значительное замедление оборачиваемости наблюдается в группе консервы рыбные, крупа и бобовые и коньяк, прочие продовольственные товары. Оборачиваемость непродовольственных товаров замедлилась на 3,36 дня или на 0,15 оборота.
Вследствие увеличения в структуре оборота доли продовольственных товаров, имеющих более быструю оборачиваемость, среднее время обращения товаров Михайловского райпо уменьшилось на 0,52 дня. За счет замедления оборачиваемости товаров непродовольственной группы общее время обращения товаров увеличилось на 0,84 дня. Таким образом, совокупное влияние факторов способствовало замедлению оборачиваемости Михайловского райпо на 0,32 дня.
Замедление товарооборачиваемости влечет дополнительное привлечение средств в оборот. Потребительское общество дополнительно привлекло в оборот в 2013 году 295,5 тыс. руб., способствовало уменьшению полученной прибыли на 16,13 тыс. руб.
Для более полного анализа эффективности использования товарных запасов необходимо рассчитать ряд показателей, отраженных в таблице 2. По данным таблицы следует, что в 2013 году сумма товарных ресурсов Михайловского райпо увеличилась на 70968 тыс. руб., или на 21,7%, в том числе за счет увеличения поступления товаров на 61359 тыс. руб., за счет изменения суммы средних товарных запасов – на 9608 тыс. руб. Коэффициент обеспеченности в 2013 году по сравнению с 2012 увеличился на 0,36% и находился на достаточно высоком уровне –119,3%, что позволяет Михайловскому райпо обеспечить бесперебойную торговлю. Однако в целом эффективность использования товарных ресурсов в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 3,29%.
Таблица 2
Показатели использования товарных ресурсов Михайловского райпо
Показатели |
2012 год | 2013 год | Изменение, (+/-) |
Темп роста, % |
Объем товарооборота, тыс. руб. | 273935 | 332439 | 58505 | 121,4 |
Прибыль, тыс. руб. | 15855 | 18200 | 2345 | 114,8 |
Поступление товаров, тыс. руб. | 282116 | 343475 | 61359 | 121,7 |
Средний товарный запас, тыс. руб. | 43598 | 53206 | 9608 | 122,0 |
Товарные ресурсы, тыс. руб. | 325713 | 396681 | 70968 | 121,8 |
Коэффициент обеспеченности товарными ресурсами | 1,189 | 1,193 | 0,004 | 100,36 |
Интегральный показатель эффективности использования товарных ресурсов | 1,51 | 1,46 | -0,05 | 96,71 |
Таким образом, для повышения эффективности управления товарными ресурсами Михайловскому райпо необходимо обеспечить развитие товарооборота соответствующей суммой товаров, то есть , чтобы темпы роста товарооборота были выше темпов роста товарных ресурсов. Для этого необходимо планирование поступления и использования ресурсов в соответствии с основными показателями деятельности, рассчитанными на плановый период. Установленная величина товарных запасов на планируемый период служит базой для обоснования заказов, заключения договоров на закупку товаров.
Важным элементом управления товарными ресурсами является нормирование, то есть установление норм и нормативов запасов по каждому торговому предприятию. При анализе фактические запасы на конец отчетного периода сопоставляются с нормативом будущего периода. Для контроля за состоянием запасов целесообразно их изучение производить систематически (ежемесячно и ежеквартально) [7].
Проведенные расчеты норматива товарного запаса Михайловского райпо на 2014 год с помощью четырех методов (экономико-статистического, удельных приращений, модифицированной формулы Уилсона, экономико-математического) не дали желаемого результата, т.е. ускорения оборачиваемости. Для эффективного использования товарных запасов в торговле установлен норматив оборачиваемости товарных запасов, который составляет приблизительно 36 дней или 10 оборотов в год.
Поэтому в качестве наиболее эффективного метода планирования товарных запасов в Михайловском райпо может быть предложен нормативный метод. В пределах общего норматива проведены расчеты нормативов оборачиваемости запасов по отдельным товарным группам методом процентных чисел. Исходя из нормы оборачиваемости 36 дней, средний товарный запас будет равен 394995,6 тыс. руб.
Норма оборачиваемости 36 дней может быть достигнута за счет применения современных методов анализа и контроля запасов, например, рекомендаций, полученных при использовании метода «Совмещенный АВС-XYZ-анализ».
Внедрение данной методики позволит Михайловскому райпо в полной мере повысить эффективность управления товарными запасами: обеспечить оборот оптимальной суммой запасов и ускорить их оборачиваемость.
Список литературы:
- Воронченко Т.В. Современные методы анализа и управления запасами на предприятиях // Экономический анализ. Теория и практика. № 6. – С. 33-39.
- Федосова Т.С., Бородина Ю.Б. Методические аспекты оценки товарной безопасности регионального потребительского рынка (на материалах Новосибирской области) // Экономика и предпринимательство. № 6 (35). – С. 181-186.
- Храмцова Т.Г. Роль потребительской кооперации в социализации экономики. Новосибирск: СибУПК, 2002. – 104 с.
- Храмцова Т.Г. Социальная миссия кооперативной модели хозяйствования. Новосибирск: СибУПК, 2002. – 28 с.
- Храмцова Т.Г., Бородина Ю.Б. Экономический рост потребительской кооперации: анализ и моделирование. Новосибирск: СибУПК, 2007. – 155 с.
- Храмцова Т.Г., Храмцова О.О. Статистический подход к сравнительной оценке деятельности региональных кооперативных организаций // Вестник НГУЭУ. 2013. № 2. – С. 126-135.
- Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли : учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. СПб. : Питер, 2009. – 560 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ КООПЕРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ » author=»Храмцова Татьяна Георгиевна, Храмцова Ольга Олеговна, Савельева Юлия Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]