Создание промышленного округа в регионе позволит увеличить качество продукции, снизить ее стоимость, создать точки роста экономики, привлечь инвестиции, а также позволит обеспечить продовольственную безопасность, но без отлаженной системы управления промышленным комплексом перерабатывающей промышленности невозможно говорить об этом.
Промышленный округ пищевой промышленности располагается на обширной территории и разделение полномочий по управлению является наиболее эффективной моделью управления. Общий вид структуры управления можно представить в виде пирамиды, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура управления промышленным округом.
Управление промышленного округа можно разделить на несколько звеньев:
1 звено. Сельскохозяйственные товаропроизводители (СХТП) – участники промышленного округа – элемент управления промышленным округом, являющееся центром его развития. Включение СХТП в цепочку управления позволит более эффективно решать вопросы, возникающие в результате деятельности фермерских и личных подсобных хозяйств. Но для системы управления СХТП должны выбрать представителей, которые будут непосредственно участвовать в процессе управления.
2 звено. Представитель СХТП – лица, которым от имени СХТП делегированы полномочия по решению вопросов, связанных с реализацией проектов развития хозяйств. Представители должны входить в некоммерческую организацию – объединение представителей, основными задачами которых являются:
- организация информационно – консультационной и методической помощи членам промышленного парка;
- представление интересов членов промышленного парка в управляющей компании;
- подготовка пакетов документов для получения государственной поддержки;
- сбор и обработка статистической и аналитической информации, проведение маркетинговых исследований;
- содействие образовательной деятельности для подготовки современных кадров, в том числе в повышении профессиональной квалификации.
Некоммерческое партнерство должно быть создано в четырех группах районов для облегчения доступа информации членам промышленного парка. В каждое некоммерческое партнерство должны входить представитель от СХТП как по растениеводству, так и животноводству.
3 звено. Управляющая компания – юридическое лицо, осуществляющее функции методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития промышленного парка [1], к основным функциям которой относится:
- разработка и содействие реализации проектов развития территориального парка;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организации-участников;
- организация научной деятельности участников промышленного парка совместно с научными организациями;
- оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями;
- организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов организаций-участников, а также их участия в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом.
- поддержание в исправном состоянии и надлежащая эксплуатация объектов общей инфраструктуры: сетей инженерно-технического обеспечения, систем и оборудования;
- обеспечение надлежащего состояния инфраструктуры и коммуникаций.
4 звено. Координационный центр (КЦ) – финансово–надзорная структура промышленного округа. Основной задачей КЦ является распределение финансовых ресурсов между промышленными парками и взаимодействие с органами власти. К основным функциям КЦ относятся:
- координация управляющих компаний промышленных парков;
- согласование проектов развития парков;
- формирование и оформление документов, необходимых для привлечения финансирования на реализацию проектов развития парков;
- поиск инвесторов и резидентов для промышленных парков;
- финансирование проектов направленных на развитие промышленных парков;
- анализ поступающих сводных данных от управляющих компаний;
- информирование управляющих компаний о возможности участникам промышленных парков получать государственную поддержку.
Данная модель управления позволит качественно управлять промышленным округом в целом и промышленными парками в частности. Разделение полномочий будет способствовать прозрачности управления структурой.
Список литературы:
- Совет федерации федерального собрания российской федерации комитет совета федерации по делам севера и малочисленных народов «Методические рекомендации по выявлению существующих и потенциальных кластеров или стандарт региональной кластерной политики» // Москва 2008 URL: www.opec.ru/data/302/610/1233/file2289.doc[schema type=»book» name=»СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ОКРУГОМ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ» author=»Бородачев Дмитрий Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]