Логистическая концепция как система мнений, приемов и методов роста эффективности функционирования логистических систем организаций и способствует достижению единства и согласованности усилий всех работников. Методы ведения бизнеса на базе концепции логистики дают возможность снижения расходов, также дает возможность повышения качества сервиса клиентов.
Цель логистики сервиса услуг состоит в оптимизации потоков по трем критериям — максимизации прибыли, уровню и качеству обслуживания и снижению совокупных затрат [1, с.97].
Логистика рассматривает как единое целое весь цикл экономической деятельности, от выбора целесообразных производственных задач, определения эффективных методов их решения, управления применением этих методов до организации и управления процессами сбыта и реализации продукции [2,с.].
Из этого следует, основная идея логистики состоит в рассмотрении всех этапов воспроизводства — снабжения, производства, сбыта — как единого и непрерывного процесса трансформации.
Объект и предмет исследования в логистике — классификация логистических потоков, из которой следует, что основные логистические потоки: материальные и сервисные, сопутствующие потоки (информационные, финансовые, сервисные) помимо этого для основного сервисного потока сопутствующими являются информационные, материальные и финансовые потоки рассмотрены на рисунке 1 [3].
Рисунок 1 – Объект и предмет исследования в логистике
Согласно классификации рассмотренная выше следует: рассматриваются только два вида ресурсов — материальные и нематериальные потоки так же нечетко рассмотрена двойственность сервисных потоков.
Научное представление и эволюционный, характер логистики в сфере услуг как концепции интегральной логистики решают задачи формирования эффективных процессов предоставления (цепочек поставок) услуг, обеспечивающих интеграцию и кооперацию всех участников системы обслуживания потребителей.
Проводя сравнения логистических подходов в сфере услуг с аналогичными в производственной сфере, в настоящем исследовании доказано, что для эффективного управления сервисными предприятиями’ необходимо учитывать специфику функциональных циклов обслуживания. Исходной точкой в их понимании служат отличительные особенности услуги как продукта, обусловленные: 1) неосязаемостью его природы; 2) одновременностью его производства предоставления и. потребления; 3) активным участием потребителя в обслуживании. Из этого определения следует, что циркуляция- различных потоков в логистической системе предприятия сферы услуг в отличие от аналогичных систем производственных предприятий поставлена в более жесткую зависимость от восприятия потенциальным потребителем, нематериального характера его непосредственного взаимодействия с поставщиком услуги.
Менеджерами отдела снабжения в исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. В экономико-математическом словаре Л.И. Лопатникова приводится определение потока: «Поток (flow) — экономическая величина, которая измеряется а движении, с учетом того периода времени, для которого делается расчет» [4]. Там же указывается и размерность потока: «Объем, деленный на время». Поток, как и любая управляемая система, может бьпъ охарактеризован при помощи различных параметров: скорости, траектории движения, времени, протяженности, начальной и конечной точек, интенсивности и т.д. Как уже отмечалось, «объектами совершения логистических операций являются разнообразные виды потоков — в первую очередь материальные и соответствующие им информационные потоки, также потоки финансовых ресурсов. При этом в операциях производственно-заготовительной и сбытовой логистики основным объектом являются материальные потоки».
Логистические операции как совокупность действий направлены на преобразование материального и информационного финансового потоков.
Управление этими потоками получение своевременной информации требует формирования нетрадиционного управленческого учета, причем по каждому виду потока в отдельности:
— материального;
— грузового;
— информационного;
— финансового.
Более того, каждый поток нуждается в своей детализации. Поток в целом не обеспечит прозрачности информации. В условиях формирования рынка нужны детализация и оперативность в получении информации по каждому потоку, оперативность в согласованности действий по управлению материальными потоками.
Основная проблема здесь состоит в том, что в целом управление по материальным потокам не совсем приемлемо. Управление движением материалопотоков, организация учета затрат, а также связанных с ними информационных и финансовых потоков, обусловлены логистическими операциями. Логистические операции будут проведены на основе информации, полученной по данным оперативного учета. Поэтому в первую очередь необходимо организовать нетрадиционный управленческий учет движения материалопотоков и грузопотоков, информационных потоков, финансовых потоков, далее на основе управленческого оперативного учета этими потоками, получив информацию можно проводить управление ими и принимать управленческие решения.
В этой связи логистика выступает как теория и практика управления материальными, и связанными с ними информационными потоками. Отдельные ученые считают, что в настоящее время имеются теория и практика по деятельности бюджетирования, планирования, организации, функционального контроля процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков в системе рыночной экономики. Сторонники указанной концепции убеждены, что предметом логистики является только организация материальных потоков в производственно-коммерческой сфере.
Схема совершенствования логистических потоков представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Логические потоки
Но вместе с тем другая концепция проявляется в желании отождествить понятие «логистическая деятельность» с профессиональными действиями специалистов, занимающихся организацией производства, его планированием, т.е. с функциями хозяйственников-управленцев, именуемых сегодня логистическим менеджментом. Такая концепция обосновывается связью указанных функций с потоковыми процессами материалов, сырья, готовой продукции. Существуют и другие, близкие по содержанию концепции. В отличие от них универсальная концепция не базируется на словесной подмене известной деятельности. Ее функциональная особенность состоит в комплексном анализе, синтезе и оптимизации уже действующих, организованных или предложенных снабженцами, плановиками, финансистами, менеджерами, сбытовиками материальных и связанных с ними потоков.
Именно такая универсальная концепция должна получить свою особую нишу в системах научной практической логистической деятельности. Существует мнение, что логистика направлена на улучшение системы закупок, снижение издержек снабжения и производства. Более объективным является то, что логистика в хозяйственной деятельности организации представляет собой одно из средств снижения затрет материальных потоков в сфере снабжения, производства и информационного обеспечения в целях повышения конкурентной борьбы и конкурентоспособности.
Список литературы:
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: основные понятия и положения: Учебно-метод. и справ, пособие.- 6-е изд.- М.: Техполиграфцентр, 2001.
- Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике/М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997.772 с.
- Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.[schema type=»book» name=»Сервис логистических услуг и их классификация» description=»Рассмотрение теоретических подходов к формированию концепции логистики в сфере услуг и рекомендаций по функционированию логистической системы.» author=»Мухаров Раухат» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]