В современной жизни лишь малая часть человеческих потребностей может обойтись без обращения к транспортным услугам. Транспорт необходим для перевозки различных грузов к местам их использования, также для перевозки людей к нужным им товарам и различным услугам. Транспорт — это основа для производства и потребления. Он призван доставить различные материалы к местам, где их легче переработать, или готовую продукцию в магазины, где они необходимы потребителям.
Каждый день, каждый час даже в самом отдаленном уголке нашей планеты, кто-то использует автомобиль. Неважно личный это транспорт или коммерческий, никто не хочет остановиться из-за поломки некачественной автозапчасти, посреди трассы только выехав из ремонтной зоны. Качественные автокомпоненты являются залогом долгосрочного и надежного использования автомобиля. От качественных запчастей иногда зависит жизнь людей, или жизнь предприятий, когда их ресурсы эксплуатируются на 100% процентов.
Российский рынок по обслуживанию автомобилей напрямую зависит от автомобилизации населения. На сегодняшний день в г.Екатеринбурге на каждую 1000 жителей приходится 300 автомобилей, то есть 30% [1]. Тогда как во всем мире данный процент не ниже 50%, а в некоторых странах и значительно выше. В свою очередь качество жизни граждан зависит от состояния экономики в целом. Сейчас в России, в ее крупных городах считается нормой два автомобиля в семье, для мужа и для жены. И эти автомобили требуют качественных запчастей и качественного ремонта за приемлемые деньги. В ситуации, когда людям удобнее использовать общественный транспорт, муниципальный или частный, его так же необходимо ремонтировать. Так из-за некачественной запчасти, установленной в ходе планового или внепланового обслуживания, автобус может не выйти на линию.
2014 год для российского бизнеса запомнился не столько бурной экономической деятельностью в начале года, сколько дальнейшим действием различных стран направленным на деморализацию российской экономики. К таким действиям можно отнести различные вводимые экономические санкции со стороны западных партнеров. Данные санкции в большей степени затронули нефтегазовый и банковский сектор. Запреты на поставку различного оборудования по разработке новых месторождений газа и нефти в арктическом шельфе, прекращение финансовых займов со стороны европейских банков для российских экономических институтов.
Конец года всем запомнится ослаблением курса рубля по отношению к паре евро/доллар. Такое падение отрицательно повлияло как, на, компании ориентированные на импорте, так и на обычных граждан, которые производили займы, в том числе долгосрочные – ипотечные, в иностранной валюте. Из-за резкого падения курса, многим компаниям, реализующим импортный товар, пришлось в несколько раз повысить цены, чтобы рассчитаться с поставщиками. Это, в свою очередь, привело к неизбежному падению спроса со стороны потребителей. Многие в условиях обесценивания национальной валюты произвели вложения накопленных средств в недвижимость, либо в приобретение нового автомобиля.
Рынок автозапчастей в России в целом и в Екатеринбурге в частности, напрямую зависит от уровня продаж новых автомобилей. Появились цифры продаж новых автомобилей в г.Екатеринбурге за первый месяц 2015 г. Они разительно отличаются от общефедеральной картины. Так, авторынок страны в целом упал на 24%, екатеринбургский — сразу на 42%. За первый месяц нового года дилеры г.Екатеринбурга реализовали 3 169 автомобилей, тогда как за год до этого цифра равнялась 5 446 (Рисунок 1) [1].
Рисунок 1 – Уровень продаж новых автомобилей в Екатеринбурге.
Пик продаж в Екатеринбургских салонах пришелся на декабрь 2014г. В первую очередь это связано с тем, что ослабевающий курс рубля обесценивал национальную валюту, а автосалоны продавали автомобили по старому курсу. И многие граждане посчитали что это выгодное вложение своих накопленных средств, тем более на фоне того что с каждым днем фактическая стоимость рубля падала. Это повлияло на долю иномарок в общем количестве автомобилей (Рисунок 2) [1].
Рисунок 2 – Доля иномарок в автопарке городов январь 2015 года.
Как видно из этих двух графиков уровень продаж заметно упал, но при этом доля иномарок довольно высока в крупных городах России. И данные автомобили иностранного производства комплектуются компонентами зарубежного производства. Конечно, новый автомобиль не требует серьезных вложение в запчасти здесь и сейчас, но для игроков рынка автозапчастей это сигнал о том, что если сейчас занять сильную позицию на рынке, в дальнейшем данные автовладельцев с большей долей вероятности обратятся именно к Вам.
Как таковые экономические санкции напрямую не затронули рынок по продаже автозапчастей. В текущий момент на российском рынке автомобильных запчастей действует около двух тысяч игроков, лидирующие позиции среди которых занимают отечественные производители [2]. Однако одной из основных тенденций современного рынка выступает приход на отечественный рынок иностранных производителей и, как следствие, рост спроса на более качественные компоненты. Сегодня российские производители автозапчастей действуют в условиях выраженной конкуренции, отечественные бренды активно вытесняются более качественной продукцией из Европы и более дешевыми автокомпонентами из Китая, Турции и Индии [2].
В условиях глобализации рынка для игроков на первое место выходит прибыль. Не одна сторона не заинтересована в том, чтобы разрушать перспективные, взаимовыгодные связи. Те более на таком перспективном рынке как Россия. Именно поэтому при стабилизации курса национальной валюты, прогнозируются прежние темпы роста данного рынка [1].
Самым высококонкурентным рынком является вторичный рынок автозапчастей, рынок AM – это рынок B2C(«Business-to-consumer»), сегмент работы с конечным потребителем. Автомобиль по истечению определенного срока снимается с гарантии. После этого, автовладельцы в большинстве случае ремонтируют его не у официальных дилеров, а выбирают для обслуживания независимые станции техобслуживания и автосервисы, так как цены в данных каналах сбыта значительно ниже, и вместе с этим снижаются и требования к обслуживанию б/у автомобиля. Вторичный рынок самый сложный сегмент рынка, все решают технологии продвижения товара, из таблицы 1 следует, что многие составляющие маркетинг-микса имеют максимальное значение. Решающее значение имеют следующие факторы: цена, качество, выбор канала продвижения товара, методы, используемые при продвижении.
Основным фактором, который влияет на жизнеспособность рынка автозапчастей является человек. На сегодняшний день, человек не способен отказаться от личного автомобиля. Это теперь не просто способ передвижения от дома до работы, но и некий социальный статус, приобретя который человек вряд ли захочет терять. Он хочет передвигаться по хорошим дорогам, значит, их строительство всегда будет необходимо, а, следовательно, и строительную технику кто-то должен обслуживать. Он хочет жить в хорошем доме, который кто-то так же должен был построить. И опять технике потребуется обслуживание.
В текущей же экономической ситуации, крупным компаниям по продаже и установке автозапчастей необходимо и дальше развивать свой бизнес.
Список литературы
- https://www.autostat.ru/
- type=»book» name=»РЫНОК АВТОЗАПЧАСТЕЙ Г.ЕКАТЕРИНБУРГА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ» author=»Книсс Максим Юрьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]