Ростовская область стабильно входит в число пяти крупнейших регионов России по валовой сельскохозяйственной продукции и занимает 10,5 процентов валового регионального продукта (по Российской Федерации – 4,2%).
В силу благоприятных природно-климатических условий аграрии Дона, как и в большинстве южнороссийских территорий, осуществляют чрезвычайно широкий спектр видов деятельности, включая традиционное для Юга России выращивание подсолнечника, бахчевых, винограда и разведение овец.
В Ростовской области собирается 9 процентов российского урожая зерна, почти столько же – подсолнечника, около 5 процентов – овощей. Донской регион формирует 4,5 процента общероссийского объёма производства яиц, 3,5 процента – молока, 2,5 процента – мяса.
Таблица 1.
Место региона среди субъектов Российской Федерации по объемам производства продукции сельского хозяйства
Рейтинги по объемам производства продукции сельского хозяйства |
Рейтинговое место среди субъектов РФ в 2014г. | |
1. | Объем производства продукции сельского хозяйства | 2 |
2. | Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур | 2 |
3. | Валовой сбор подсолнечника | 4 |
4. | Валовой сбор овощей | 5 |
5. | Производство яиц | 2 |
6. | Производство молока | 5 |
7. | Производство мяса | 12 |
8. | Производство масла растительного рафинированного | 1 |
Развитие сельскохозяйственного производства Донского региона за последние годы характеризуется разнонаправленными тенденциями, что обусловлено высокой степенью зависимости результатов его деятельности от погодных, природно-климатических условий. Кроме того, необходимо учитывать, что сельское хозяйство характеризуется сезонностью производства вследствие цикличности времён года и соответственно погодных условий, а также биологии развития сельскохозяйственных растений и животных.
Таблица 2.
Достигнутые и плановые показатели, характеризующие ситуацию в отрасли сельского хозяйства Ростовской области
Наименование показателя с указанием единицы измерения | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015
план |
2016
план |
2017
план |
2018
план |
2019
план |
2020
план |
Производство продукции сельского хозяйства, млрд.руб. | 117,9 | 163,8 | 144,9 | 171,5 | 190,6 | х | х | х | х | х | х |
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | 98,6 | 115,8 | 93,0 | 98,4 | 111,7 | 100,1 | 101,6 | 101,5 | 102,0 | 102,0 | 101,9 |
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в первоначально оприходованном весе), тыс.тонн | 6842,1 | 7925,6 | 6300,3 | 6761,8 | 9520,5 | 6810,8 | 7130,0 | 7350,0 | 7600,0 | 7750,0 | 7800,0 |
в % к предыдущему году | 100,9 | 115,8 | 79,5 | 107,3 | 140,8 | 71,5 | 104,7 | 103,1 | 103,4 | 102,0 | 100,6 |
Валовой сбор овощей открытого грунта, тыс.тонн | 483,8 | 635,0 | 677,5 | 605,0 | 710,6 | х | х | х | х | х | х |
в % к предыдущему году | 102,4 | 131,3 | 106,7 | 89,3 | 117,5 | х | х | х | х | х | х |
Производство мяса (в живом весе), тыс.тонн | 379,3 | 372,9 | 354,2 | 300,7 | 323,2 | 330,0 | 340,0 | 355,0 | 405,0 | 435,0 | 450,0 |
в % к предыдущему году | 100,2 | 98,3 | 95,0 | 84,9 | 107,5 | 102,1 | 103,0 | 104,4 | 114,0 | 107,4 | 103,4 |
Производство молока, тыс.тонн | 1003,1 | 1017,3 | 1078,9 | 1079,1 | 1079,6 | 1081,0 | 1086,0 | 1092,0 | 1162,2 | 1194,7 | 1223,3 |
в % к предыдущему году | 96,9 | 101,4 | 106,1 | 100 | 100,1 | 100,1 | 100,5 | 100,6 | 106,4 | 102,9 | 102,4 |
Производство яиц, млн.шт. | 1598,2 | 1723,3 | 1782,9 | 1890,4 | 1889,8 | х | х | х | х | х | х |
в % к предыдущему году | 107,6 | 107,8 | 103,5 | 106,0 | 100 | х | х | х | х | х | х |
Уровень рентабельности сельхозорганизаций, % | 19,5 | 15,5 | 18,1 | 3,7 | 18,9 | 13,7 | 13,8 | 14,1 | 14,4 | 15,1 | 15,4 |
Удельный вес прибыльных сельхозорганизаций (крупных и средних) в их общем числе, % | 84,9 | 84,3 | 86,9 | 78,3 | 86,4 | 85,0 | 85,5 | 86,0 | 86,5 | 87,0 | 88,0 |
В современной экономике темпы развития агропромышленного комплекса обусловлены государственным регулированием и осуществляются в рамках основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Кроме того, государственная поддержка предприятий аграрной сферы области осуществлялась в рамках программных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы, и продолжена в формате государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.
Региональная система управления и стратегического развития агропромышленного комплекса осуществляется по принципу рационального размещения производственных мощностей в увязке со специализацией районов области и сырьевой базой. Локомотивом развития является пищевая и перерабатывающая промышленность.
Государственная программа региона структурирована по подпрограммам, основным мероприятиям и мероприятиям ведомственных целевых программ. Выделение мероприятий в ведомственные целевые программы связано с особой экономической значимостью обозначенных в них подотраслей, имеющих существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса области, а также воздействие на устойчивое развитие сельских территорий.
На развитие АПК в рамках реализации Госпрограммы в 2014 году направлено 6,5 млрд. руб. (в т.ч. из областного бюджета 2,1 млрд. руб.). Из них на развитие животноводства — почти 37% средств (2,4 млрд. рублей), на растениеводство – 49% (3,2 млрд. рублей). На социальное развитие села — 13,5%. (более 880 млн. рублей).
Из общего объема средств, предусмотренных на поддержку растениеводства, 40,6% направлено на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. В среднем на 1 га выплачено 374,4 рублей. На приобретение сельскохозяйственной техники за счет средств областного бюджета направлено 140 млн. рублей. Приобретено 449 единиц техники.
Третий год реализуются мероприятия по мелиорации сельскохозяйственных земель. В 2014 году модернизированы гидромелиоративные системы на площади 5,4 тыс. га.
Два года подряд область участвует в реализации экономически значимых программ, в том числе по развитию овощеводства закрытого грунта. За 2013-2014 на эти цели было направлено 251 млн. рублей (в т.ч. 83 млн. руб. из областного бюджета). В результате сбор овощей закрытого грунта в 2014 году возрос на 40,9% к уровню 2013 года, площадь теплиц увеличилась за 2 года на 10,8 га.
В животноводстве проводилась политика по развитию молочного и мясного скотоводства.На поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления профинансировано 43,9 млн. рублей (из них за счет средств областного бюджета 13,3 млн. рублей). На поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления — за счет средств областного бюджета 49,1 млн. рублей. Сельскохозяйственными организациями приобретено 1454 голов племенного скота (в том числе 674 голов мясного и 780 голов молочного направления).
Активно поддерживается развитие животноводства в малых формах хозяйствования. В 2014 году предоставлены гранты в сумме 142,9 млн. рублей (из них 57,0 млн. рублей – областной бюджет) на создание 12 семейных ферм и развитие 46 начинающих фермеров. При этом особое внимание уделено развитию молочного животноводства.
В целом, в 2014 году обеспечено потребление населением области в расчете на душу населения мяса на уровне 70,8 кг (норма – 70 кг), яиц – 312,7 шт. (норма – 260 шт.). По молочной продукции потребление на душу населения пока ниже нормы – 278,3 кг (норма – 320 кг).
Способствует развитию и проводимая работа по кооперации донских производителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья.По итогам 2014 года доля донских производителей в общих ресурсах Ростовской области составляет по зерну 87%, по мясу — 71%, молоку — 83,4%, яиц – 96,5%. Вместе с тем, показатели (кроме яиц) пока ниже показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Работа в новых экономических условиях требует решать вопросы обеспечения продовольственной безопасности и замещения импортной продукции. Эти вопросы будут решаться за счет реализации инвестпроектов и наращивания действующими предприятиями объемов производства.В связи с этим определен перечень импортозамещающих проектов.На различных стадиях реализации находятся 7 проектов в животноводстве, 7 – в растениеводстве и 8 – в пищевой и перерабатывающей промышленности.
Один из них — проект ООО «ДонБиоТех» по глубокой переработке зерна, реализация которого позволит обеспечить более половины потребности страны в лизине, а впоследствии вообще исключить его импорт. В настоящее время идет строительство основных объектов комплекса. Ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на январь 2016 года.
В 2014 году начал работу ООО Тепличный комбинат «Ростовский» в Неклиновском районе мощностью до 10 тысяч тонн овощей в год.
Начал работу крупнейший не только в регионе, но и в масштабах страны комплекс по выращиванию утки — ООО «Донстар» мощностью 26 тыс. тонн мяса в год.
ООО «Рафаэль» завершает реализацию 1 этапа проекта по созданию комплекса по откорму 4,5 тысяч голов мясного КРС и строительству мясохладобойни мощностью 35 тонн в смену в Родионово-Несветайском районе;
ООО «Строителев» в городе Донецк ведет строительство птицефермы для содержания бройлеров мощностью до 1 млн. голов в год.
За счет реализации проектов Группы компаний «Евродон» (ООО «Евродон-Юг» и увеличение мощности ООО «Евродон»)до 2016 года производство мяса индейки в регионе планируется увеличить на 85 тыс. тонн в год.
Во втором полугодии 2015 года планируется ввод в эксплуатацию производственных мощностей мясоперерабатывающего комбината ООО «Евродон» в рамках реализации инвестпроекта по увеличению производственной мощности промышленного комплекса по выращиванию индейки в Октябрьском районе до 67 тысяч тонн в год в живом весе.Данный проект включенных в приоритетный перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов».
Подписано соглашение о создании кластера по производству и переработке молочной продукции в Ростовской области «Донские молочные продукты». В задачи кластера входят выявление общих интересов его участников посредством встреч, переговоров, конференций, координация внутрикластерных инициатив, содействие участникам в выводе на рынок новых продуктов, организация выставочно-ярмарочной деятельности и коммуникационных мероприятий. Партнерское взаимодействие участников кластера должно способствовать эффективному маркетингу продукции, выпускаемой участниками кластера, активизации внешнеэкономической деятельности, содействовать внедрению инновационных технологий в сфере производства, организации ферм нового поколения, перспективных производственных, инжиниринговых и управленческих технологий, использованию новейшего оборудования, а также привлечению российских и иностранных инвестиций для реализации проектов. Это позволит увеличить темпы производства молока и его переработки в нашей области и тем самым заменить на торговых полках импортные молочные продукты донскими. Создание кластера предполагает совместную деятельность участников по повышению темпов производства молока и его переработки в регионе, тем самым обеспечивает выполнение требований доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Реализация проектов участников молочного кластера ООО «ДонАгро», колхоз им. Мясникяна и крупной учебной фермы в Октябрьском районе позволит дополнительно получить около 50 тыс. тонн молока.
Кроме того, на региональном уровне разработаны:
план мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в Ростовской области;
план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка предприятий АПК Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию», отражающий перечень мероприятий как общих, так и специально для ряда отраслей: в растениеводстве, в птицеводстве, в свиноводстве, в молочном скотоводстве, а также в переработке продукции растениеводства и животноводства.
Документы содержат мероприятия по поддержке организаций, производящих импортозамещающую продукцию.
В целом, анализ современного состояния агропромышленного комплекса региона показывает, что государственное управление остается необходимым условием его сохранения.Однако для его развития необходимо стратегическое планирование с учетом факторов риска, особенно в новых экономических условиях экономики России. Совершенствование системы управления в АПК и выбор стратегии дальнейшего развития должны обеспечивать решение возникающих проблем в удовлетворении текущей потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах сельскохозяйственного производства, максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий в АПК.
Список литературы:
- Лысоченко А.А. Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение проблем на региональном уровне в современных экономических условиях // JOURNALOFECONOMICREGULATION. – 2015. – Том 6. Номер 1. С. 105-119.
- Лысоченко А.А. Аграрная политика региона в решении проблемы импортозамещения // Сборник научных трудов SWORLD. – 2015. – Том 18. Номер 1 (38). С. 71-76.
- Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография / Е. В. Автайкина, А. А. Лысоченко и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
- Лысоченко А.А.Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция: монография / Лысоченко А.А. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 465с.
- Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». – Дата обращения: 21.05.2015).[schema type=»book» name=»РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АПК» description=»Ростовская область является лидирующим регионом по производству сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции в Российской Федерации. Организация системы управления и развития в АПК обусловленакомплексом основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также государственной программой Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы. Аграрная политика региона в новых экономических условиях направлена обеспечения продовольственной безопасности и замещения импортной продукции за счет реализации инвестпроектов и наращивания действующими предприятиями объемов производства.» author=»Лысоченко Алла Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]