Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 Г. В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ЕАЭС



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 Г. В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ЕАЭС // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

29 мая 2014 г. в Астане был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Его подписание открыло качественно новый этап в развитии интеграции на евразийском пространстве. С 1 января 2015 г. действует крупный региональный рынок, располагающий развитой промышленностью, объединяющий свыше 170 млн человек, опирающийся на огромные запасы природных ресурсов, в том числе энергетических. Президент России В.В. Путин возлагает при этом большие надежды на создание транспортно-логистических маршрутов «не только регионального, но и глобального значения». С тех пор прошёл год, и мы вправе подвести первые итоги сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана в новом формате.

В своем выступлении мне бы хотелось осветить некоторые существенные моменты, касающиеся транспортной составляющей евразийской интеграции и российского участия в ее реализации. В этой связи заслуживает внимания общий дискурс Третьей Евразийской конференции «Логистика в международной торгово-промышленной кооперации», состоявшейся в Москве 25 марта 2015 г., в котором получили развитие основные идеи «Транспортной стратегией Российской Федерацией на период до 2030 года» 2014 г. При этом, как нам представляется, особую важность в деле осмысления транспортно-логистических перспектив ЕАЭС имеют вопросы создания нового сетевого логистического оператора Объединенной транспортно-логистической компании (АО «ОТЛК»), утверждения тарифов на железнодорожные перевозки и внедрения логистических инноваций. Все они были непосредственным образом затронуты в выступлениях участников конференции.

Итак, согласно Транспортной стратегии, решение задачи интеграции с международным транспортным пространством в рамках Единого экономического пространства, а так же в рамках Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-тихоокеанского сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским союзом предусматривает: гармонизацию транспортного законодательства Российской Федерации с международными нормами, а так же с транспортным законодательством Республики Белоруссия и Республики Казахстан в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП); расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, защиту транспортных интересов в рамках сотрудничества с международными организациями, а так же участие в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных (в том числе евроазиатских) транспортных связей; координация проектов и программ развития инфраструктуры с государствами – партнерами по международным перевозкам (в первую очередь в рамках ЕЭП); формирование в полном объеме общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства в рамках ЕЭП; формирование согласованной транспортной политики и устранение любой дискриминации поставщиков транспортных услуг государств – участников на всей территории ЕЭП; гармонизацию нормативно-правового регулирования транспортной деятельности, унификацию технических стандартов и транспортных технологий с государствами, участвующими в цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через территорию РФ.

Важная роль в реализации поставленных задач принадлежит АО «ОТЛК», являющейся сетевым логистичеким оператором ЕЭП. Даная компания была зарегистрирована 13 ноября 2014 г., ее учредителями являются ОАО «Российские железные дороги» (доля в уставном капитале составляет 99,84%), Государственное объединение «Белорусская железная дорога» (0,08%) и АО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» (0,08%). Уставный капитал АО «ОТЛК» составляет 39,76 млрд руб., из них 99,84% принадлежат ОАО «РЖД». Эта компания внесла в уставный капитал ОТЛК принадлежащие ей 100% минус 1 акцию АО «РЖД Логистика» и 50% плюс 2 акции ПАО «ТрансКонтейнер». На текущем этапе развития проекта ОТЛК, взнос казахстанской и белорусской сторон составляет по 32,7 млн. руб.

Идея создания ОТЛК стала логическим продолжением образования Таможенного союза и одним из ключевых факторов формирования ЕАЭС России, Белоруссии и Казахстана. В своей целевой бизнес модели ОТЛК выступает как железнодорожный оператор, объединяющий инфраструктурные активы трех стран и предоставляющий услуги организации железнодорожной перевозки, прежде всего, контейнеропригодных грузов, а также услуги экспедирования, в том числе в международном сообщении. В рамках проекта ОТЛК, планируется внедрить технологию организации контейнерных перевозок с использованием, совместного парка вагонов и контейнеров.

На Третьей Евразийской конференции «Логистика в международной торгово-промышленной кооперации» первый вице-президент ОТЛК Павел Соколов объяснил механизм сотрудничества партнеров в рамках ЕЭП. В частности, он поведал о том, что объединение ключевых транспортных активов трех железнодорожных систем в ОТЛК позволило реализовать очевидную транспортно-логистическую идею: «чем больше логистическое пространство и число участников логистических цепочек, тем меньше затраты на единичную логистическую операцию». Затем Соколов охарактеризовал производственные мощности, находящиеся в распоряжении ОТЛК: «уже сегодня ОТЛК обладает уникальным набором транспортно-логистических активов – это 33 000вагонов, 70 000 контейнеров, управляет сетью из 67 грузовых терминалов, и если посмотреть на карту, 5 из них расположены на государственных границах. Это Забайкальск, Достык, Алтынколь – это границы с Китаем. Брест и Добра – это граница с Евросоюзом. У нас есть и паромы, и автомобильный парк для организации доставки “последней мили”. У нас есть широкие возможности для обеспечения клиентов контейнерным оборудованием практически в любой точке Евразии. Кроме того, и это главное, есть единая база более чем 300 000 различных логистических решений». Заявив о том, что ОТЛК работает на основе единой транспортной технологии, единых принципов ценовой политики, единого товаросопроводительного документа и единого расчетного центра, он также конкретизировал главные задачи ОТЛК и свел их к сокращению сроков и себестоимости перевозки за счет оптимизации транспортных схем и предложению клиентам комплексной услуги по принципу «одного окна».

Так как одной из задач Транспортной стратегия является обеспечение интеграции в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, необходимо решить задачу создания интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах. В этой связи Соколов сообщил, что все агентства, логистические технологии и другие активы ОТЛК «работают в единой корпоративной информационной среде. Сегодня автоматизированы практически все основные бизнес-процессы – от формирования тарифной политики и интернет продаж, до мониторинга оперативного состояния парков и таможенного оформления».

Напомним, что одним из заявленных приоритетов Транспортной стратегии является повышение гибкости тарифов на транзитные перевозки железнодорожным транспортом и формирование привлекательных сквозных тарифных ставок при перевозках транзитных грузов. Поэтому в рамках рассматриваемой конференции наше внимание привлек доклад советника руководителя федеральной службы по тарифам Алевтины Кириловой, посвященный вопросу формирования тарифов на перевозки. В докладе говорилось о работе федеральной службы по тарифам, являющейся органом государственного регулирования на услуги субъектов естественных монополий по части транспорта, но основное внимание было сфокусировано на практике регулирования тарифов на железнодорожные перевозки поскольку это самый большой регулируемый сегмент в транспортной отрасли.

По словам Кириловой, «главным принципом проведения государственной тарифной политики является обеспечение баланса интересов субъектов естественных монополий и пользователей услуг». Следовательно, «при тех задачах по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые ставятся и в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозках до 2015 г. и в рамках международных соглашений и формировании Евразийского экономического союза», участники ЕАЭС должны стремиться к созданию условий для повышения привлекательности инфраструктуры железнодорожного транспорта для стратегических инвесторов, переходу на долгосрочное тарифное регулирование и обеспечение предсказуемости транспортных затрат для пользователей услуг.

Оказалось, что, следуя намеченным курсом, федеральная служба по тарифам к настоящему времени сумела завершить унификацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки вне зависимости от направления перевозки. И это требование являлось основной нормой и международных соглашений в рамках формирования ЕАЭС и в рамках требований к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию. Одновременно в рамках стимулирования деятельности операторов была проведена унификация тарифов на порожний пробег полувагонов, что позволило сократить порожние пробеги и оптимизировать финансовые затраты.

Далее Кирилова разъяснила нововведения, касающиеся транзитных грузовых перевозок. Выяснилось, что с 1 января 2015 г., в соответствии с нормами договора о ЕАЭС, при географически-транзитных перевозках через территорию России удалось перейти на «унифицированный тариф». Это означает, то участники ЕАЭС теперь руководствуются единым тарифом: «каждая страна едет по своему тарифу руководствуясь по своему прейскуранту, однако он является унифицированным. То есть при транзитной перевозке, например, из Алма-Аты в Минск через территорию Российской Федерации мы тарифицируемся по прейскуранту 10-01».

Теперь заострим внимание на тех аспектах Транспортной стратегии, которые касаются инноваций. Ведь именно инновационный вариант развития транспортной системы России позволит обеспечить реализацию транзитного потенциала страны, а также совместные проекты в рамках ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана, Армении, Киргизии, а в перспективе и других участников данного межгосударственного объединения.

При переходе к инновационному варианту развития транспортной системы необходимо обеспечить: активизацию деятельности отечественных организаций транспорта на мировом рынке транспортных услуг; транснационализацию их деятельности; превращение России в крупнейшего экспортёра транспортных услуг; интеграцию транспортной системы России в евразийское транспортное пространство; развитие многовекторных транспортных связей с мировыми экономическими центрами. На новом этапе Транспортная стратегия призвана сформировать активную позицию государства в деле совершенствования транспортной системы России как ключевого фактора социально-экономического развития страны.

В целях обеспечения интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить задачу создания интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах. По нашему мнению, серьезную помощь в этом отношении может оказать московское конструкторское бюро «Компас» с помощью мобильного малогабаритного устройства слежения «Следопыт-Т». Об этом на конференции поведал заместитель генерального директора московского конструкторского бюро «Компас» Владимир Маслюк. По эго словам, речь идет о важном элементе «системы обеспечения мониторинга координат и временного безопасного перемещения грузов с использованием сигналов ГЛОНАСС и цифровых сетевых связей», основными функциями которой выступают контроль за соблюдением графика перемещения и сохранность грузов при интермодальных и транзитных перевозках, с комплексным использованием всех видов транспортных путей (автомобильных, железнодорожных, морских, внутренних речных, воздушных) как одной страны так и соседних стран, участвующих в этих транзитных перевозках. Более того, Маслюк позиционировал свое инновационное устройство «как электронный паспорт грузовой единицы для информации, которая будет предусматриваться в таможенные правила всех стран и транзитеров грузоперевозок» и заверял, что структурная схема электронного контроля перемещения успешно прошла проверена при перевозках Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Польша.

Таким образом, анализ открытых данных позволяет утверждать о реальных успехах формировании единого транспортного пространства России и ЕАЭС на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, повышения качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок, интеграции в мировое транспортное пространство, реализации транзитного потенциала страны и повышения уровня безопасности транспортной системы.[schema type=»book» name=»РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 Г. В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ЕАЭС» author=»Дриацкий Леонид Алексеевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found