В современных рыночных условиях растущей конкуренции актуальным вопросом ведения бизнеса и достижения экономического роста выступает проблема оптимизации сбытовой политики, в частности, расширения рынка сбыта. Так при достигнутых преимуществах перед конкурентами в сфере повышения качества продукции, современных технологий в области товароснабжения, формирования оптимальных цен с учетом покупательского спроса и пр., предприятию не гарантирован желаемый объем продаж. Особенно большой конкуренции подвергается розничная торговля в условиях широкого развертывания розничной сети. В данной статье предложено решение проблемы расширения рынка сбыта путем организации розничной торговли через интернет-магазин.
В качестве главной стратегии торговой организации рекомендуется комплексная стратегия расширения покупательского спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовых и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа компании.
В настоящее время в нашей стране стремительно развивается электронная торговля, которая может вестись через торговый ряд, Интернет-витрину или Интернет-магазин. Для расширения рынка сбыта рекомендуется внедрить дистанционную розничную торговлю, осуществляемую через Интернет-магазин. Виртуальный магазин – автоматизированная электронная система, предназначенная для реализации товаров и услуг коммерческих предприятий потребителю с применением сетевых технологий [2, с.185].
Торговля через Интернет-магазин включает такие бизнес-процессы, как предоставление рекламной информации, выбор товара, оформление заказа, проведение платежа, контроль исполнения заказа. Выгодность данного способа продаж как для торговой организации, так и для покупателя, обусловлена экономией затрат на продажу (торговых площадях, оборудовании и персонале), экономией времени на выбор и приобретение товара, поддержанием конкурентоспособных цен на товары, использованием Интернета как средства рекламы. При этом следует учесть, что реклама по Интернет-сайту является очень эффективным инструментом, в несколько раз дешевле наружной рекламы предприятий торговли, а отдача от такой рекламы выше.
Организация доставки товара заказчику может быть организована в торговой организации несколькими способами: собственными силами предприятия торговли, с привлечением специализированного посредника, путем самовывоза покупателем. Товар, купленный в Интернет-магазине, может быть оплачен наличными, через банк, с помощью электронных денег или пластиковой карты. При оказании услуг по доставке товара с выездом на дом к заказчику необходимо использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), целесообразно использовать компактные ККТ с автономным электропитанием, что на практике затруднительно и затратно. Поэтому рекомендуется в торговой организации заранее пробивать чек, с которым отправляют курьера, что не является нарушением законодательства Российской Федерации.
Использование пластиковых карт возможно, если торговая организация заключит с банком договор на Интернет-эквайринг. При этом банк согласно договору будет перечислять денежные средства с пластиковой карты покупателя на специальный счет, а затем непосредственно в организацию. Простая и удобная схема оплаты – электронные деньги, при которой в расчетах используются платежные системы, например «Яндекс. Деньги». Для применения этого способа торговой организации необходимо установить электронный кошелек на своем компьютере, подключив его к системе электронных денег. Чтобы совершить покупку в Интернет-магазине, покупатель должен зарегистрироваться на сайте магазина и оформить заказ (рисунок 1).
Рисунок 1. Варианты оформления главной страницы
Интернет-магазина
После оформления заказа в Интернет-магазине и его оплаты, покупатель в указанный в заявке срок приобретает товар в торговой организации.
Следует отметить, что согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле, облагаемой ЕНВД, не относится реализация товаров через компьютерные сети, следовательно, торговля через Интернет-магазин подпадает под общий режим налогообложения.
В настоящее время развитие информационно-консультационных технологий (ИКТ) является, своего рода, стимулятором появления новых услуг, в том числе, и в области торговли (рисунок 2).
Рисунок 2. Информационно-консультационные технологии (ИКТ),
способствующие повышению сервиса предприятия торговли
При организации Интернет-магазина рекомендуется соблюдение ряда принципов:______________________________
- фокусирование на клиента. Набор предоставляемых товаров должен опираться на маркетинговые исследования целевого покупателя и внешней маркетинговой среды торговой организации. Формирование и поддержание лояльности клиента – стратегия первоочередной важности в условиях высококонкурентного рынка;
- на сайте должно быть полное описание товара (например, сыр «Веселый Молочник», жирность – 23%. Сыр плавленый пастообразный сливочный жирный. Масса нетто 400 грамм. Состав: твердые сыры, творог, сливочное масло, сливки, вода, стабилизаторы (ксантановая камедь, каррагинан), соль и т.д.), желательно описание товара дополнить его фотографией. Обязательно должны быть четко выделены контактные данные и часы работы торгового зала, важно уделить внимание качеству дизайна сайта и фотографий;
- постоянное обновление пакета информации, включая прейскурант цен;
- торговая организация должна выделяться не только товаром и его ассортиментом, но и комплексом дополнительных услуг (транспортные, консультационные услуги, возможность возврата товара и пр.);
- анализировать потребности и желания клиентов, что впоследствии отражается на совершенствовании ассортимента товара, и, как следствие, способствует приобретению новых конкурентных преимуществ;
- торговая организация должна гарантировать качество и скорость продажи товара и оказания услуги, нести за это ответственность;
- чтобы Интернет-магазин помогал в деле привлечения посетителей, его еще нужно «показать» пользователям. Для этого можно использовать небольшие текстовые объявления в поисковых системах Яндекс, Google и Rambler.
Чтобы Интернет-магазин был интереснее для постоянного посещения, его нужно делать функционально удобным, постоянно поддерживать новостную часть (обновлять информацию, сообщать о новинках товаров, новостях жизни организации, помещать новые слайды, рецепты блюд из предлагаемых к продаже товаров и т.д.).
Как показывает практика, основные коммерческие функции выполняет руководитель предприятия, что особенно характерно для малых предприятий и обществ с ограниченной ответственностью в сфере торговли. Однако в силу загруженности и отсутствия знания рыночных процессов и малого опыта работы в новых условиях руководители не обеспечивают высокой эффективности коммерческой деятельности по всем направлениям [1, с.84.]. Поэтому рекомендуется организация маркетинговой службы.
Предложение по организации розничной торговли через Интернет-магазин является достаточно эффективным неценовым способом повышения покупательского спроса, способствует повышению конкурентоспособности торгового предприятия на рынке товаров.
Список литературы:
- Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли / Т.И. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2011. – С.78-87.
- Мирошниченко А. Современные информационные технологии в системе маркетинга: виртуальный магазин / А. Мирошниченко // Проблемы образования, экономики, формирования личности: межвуз. сб. науч. тр.; вып. 2. – Новошахтинск: Изд-во «НОК» 2011. — С. 184-187.[schema type=»book» name=»РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН» author=»Белоусова Людмила Федоровна, Кулиева Шабиам Шахмурадовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]